«Петербургский метрополитен» объявил конкурс на реконструкцию вестибюля станции «Фрунзенская» с полной заменой эскалаторов и созданием единого диспетчерского центра предприятия. Стартовая цена — 9,4 млрд рублей, закрывать будут до 2027-го.
Конкурс объявлен 14 февраля. Все работы поделены на 2 этапа. Первый — это собственно реконструкция вестибюля и наклонного эскалаторного тоннеля с созданием основных конструкций диспетчерского центра; он будет выполнен с момента подписания договора до 15 января 2027 года. По данным «Фонтанки», именно на это время и предполагается закрывать станцию. Второй — оснащение этого центра (ЕДЦМ) инженерно-технической инфраструктурой; срок — с 16.01.2027 по 15.01.2029. Проектно-сметную документацию разработала компания «Единые системные технологии» в 2022 году.
«Фонтанка» рассказывала, что именно «Фрунзенскую» ждет самая серьезная реконструкция. Вместо приземистого здания 1961 года здесь появится 7-этажное здание (с двумя подземными этажами). Внешний облик радикально перестроенной «Фрунзенской» неоднократно пытались согласовать в градсовете. Первый эскиз «здания-паука» показали еще в 2015 году, но «Ленметрогипротранс» так и не провел полноценное проектирование на его основе. Позже привлекли ООО «Единые системные технологии», которое сотрудничало с ООО «Архитектурное Бюро А.С.» Александра Сохацкого.
В итоге от «паука» отказались, в предпроекте появилось здание более классической подковообразной формы 28-метровой высоты. Впервые его презентовали в 2021 году, а в начале 2022 года наконец утвердили в измененном варианте — с большей площадью остекления и озеленения участка. Оценить, насколько сильными были изменения, можно здесь.
Подрядчик должен будет учесть в работе все: предпроект «Ленметрогипротранса» от 2013-го, предпроект «СУАРТ.Т-проект» от 2015-го, проект ЛМГТ от 2018-го, проект «Единых системных технологий» от 2023-го и даже обследование зеленых насаждений АО СПП «Центральное» от 2022-го.
Согласно ТЗ, функционал распределят так:
на 2-м подземном уровне — дополнительные помещения для пропуска инженерных коммуникаций;
на 1-м подземном уровне — технические, служебные и вспомогательные помещения для обслуживания станции;
на 1-м надземном этаже — вестибюль станции и входная группа ЕДЦМ;
на 2-м надземном этаже — административные, технические и вспомогательные помещения станции и ЕДЦМ;
на 3-м надземном этаже — центральный диспетчерский зал, серверная ЕДЦМ, административные, технические и вспомогательные помещения центра;
на 4-м надземном этаже — ситуационный центр, информационно-справочный центр и административные помещения ЕДЦМ;
на 5-м надземном этаже — технические и вспомогательные помещения, а также столовая-раздаточная на готовых блюдах.
«С 3-го по 5-й этаж предусмотрено устройство атриума с размещением в его объеме диспетчерского зала и балкона для размещения ситуационного центра, а также открытой галереи в уровне 4-го этажа по периметру атриума. Для обеспечения естественного освещения в границах атриума предусмотрено устройство зенитного фонаря», — говорится в ТЗ.
Изначально Смольный оценивал все работы в 6,5 млрд рублей и рассчитывал получить эти деньги от федерального центра в виде инфраструктурного кредита. В случае одобрения предполагалось все сделать в 2022–2026 годах. Однако в итоге Москва согласовала выдачу ИБК только на достройку двух участков петербургского метро: «Казаковская» — «Путиловская» и «Спасская» — «Горный институт». Стоимость выросла, все расходы ложатся на «Петербургский метрополитен». Судя по документации, на первый этап заложено 4,7 млрд, на второй — 3,2 млрд, что вкупе с НДС и прогнозной инфляцией дает стартовую цену контракта в 9,4 млрд рублей.
Объем финансирования распределен так:
2024 год — 2, 361 млрд рублей;
2025 год — 1,703 млрд рублей;
2026 год — 2,335 млрд рублей;
2027 год — 2,036 млрд рублей;
2028 год — 955 млн рублей;
2029 год — 21,7 млн рублей.
Другие ровесники «Фрунзенской» — «Парк Победы» и «Электросила», построенные также по типовому проекту А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой — тоже уйдут на реконструкцию в ближайшие годы, хоть и не такую масштабную. Подробнее о планах города на строительство и реконструкцию метро, а также о решении других транспортных проблем читайте здесь.
Напомним, в 2024 году должна выйти с реконструкции станция «Чернышевская», но ее внешний облик изменится незначительно. Кроме того, уже найден подрядчик на реконструкцию «Удельной».