После нескольких лет парадоксальной «эрдоганомики» власти Турции, наконец, перешли к более традиционным мерам по преодолению финансового кризиса. На фоне 65% инфляции ставка местного ЦБ подскочила за 9 месяцев с 8,5% до 45%. И это без всяких санкций. Тем временем именно Турция активно помогает России преодолеть экономическую изоляцию, поддерживая ВВП и инфляцию в РФ на более чем приличном уровне за счет поставки жизненно необходимого промышленного оборудования.
«Фонтанка» под микроскопом рассмотрела отчеты о турецких поставках в Россию. Это, конечно, не Китай, без которого в отечественной промышленности уже в ближайшее время начался бы коллапс, но все равно поддержка немалая. Кстати, не стоит преувеличивать значение российского транзита для экономики Турции. При ее ВВП в 906 млрд долл. в 2023 году на поставки в Россию пришлось лишь чуть более 1% — в пределах 9,5 млрд.
Кроме того, несправедливо называть Турцию лишь перевалочной базой. Да, часть приходящего к нам оборудования и правда сильно смахивает на реэкспортное. Но топ-3 в поставках занимает, пожалуй, именно что собственная турецкая продукция.
Во-первых — масляные и топливные фильтры. Серьезные турецкие производители, например тот же FiltorQ или ASAS (специально для нашего рынка его даже переименовали в Turn Filter), сумели молниеносно заменить в среднем и выше среднего ценовом сегментах европейских производителей на российском рынке. Еще в 2022 году наши СТО «доедали» запасы, а в 2023 году турки сумели выступить по полной, выйдя не только в частный сектор техобслуживания, но и в промышленный. Да, поставки из Китая этой номенклатуры в разы больше (780 млн долл.). Но у него рост за прошлый год — 57%, а у Турции — 76%. Чего стоит такой результат, пожалуй, сможет оценить лишь тот, кто когда-нибудь пробовал конкурировать с китайскими производителями на свободном рынке. Тем более стоит подчеркнуть, что турки стараются позиционировать свои фильтры как более качественные и именно за счет этого дают бой мировому промышленному гегемону.
Окно возможностей с уходом крупных мировых производителей из России получили и турецкие производители лифтового и конвейерного оборудования. Пока малознакомые широкому кругу заводы Cihan, AKE и другие сумели нарастить поставки более чем в 1,5 раза. У них у всех уже есть представительства в России и русскоязычные отдельные сайты. Рынок в нашей стране огромный, и свет клином не сошелся на «Отисе» и «Коне».
Еще более жесткий провал грозил строителям с уходом западных производителей экскаваторов, бульдозеров и прочей техники для земельных работ. Если бы не Китай, который за пару лет нарастил поставки в Россию в 3,5 раза и теперь снабжает строителей почти на 2,5 млрд долл. в год, подрядчикам пришлось бы изобретать какие-то крайне непопулярные меры вроде увеличения роста ручного труда. А в условиях дефицита рабочих рук это вряд ли было бы возможно. В любом случае эта ситуация грозила острым дефицитом строительной техники, и большое спасибо китайцам, что позволили этого избежать.
Однако свой кусок рынка сумели урвать и турецкие производители экскаваторов, грейдеров, бульдозеров и погрузчиков. Такие их марки, как MST или Çucurova, уже в полную силу трудятся на наших стройках. К тому же они оснащены теми же узлами и агрегатами западного производства, что стояли на Caterpillar, Volvo и John Deer, что дает заметное преимущество перед китайской техникой. А местные сбытовые и, что еще важнее, сервисные сети турецких марок уже начали осваивать не только столичные, но и региональные рынки.
Кроме тройки этих крупнейших номенклатур в турецких поставках промышленного оборудования, заметные показатели у водопроводной арматуры, воздушных насосов и компрессоров, станков по металлу. Всё это необходимо для российской промышленности, особенно в свете взятых на себя обязательств по ускоренному импортозамещению.
Из других заметных категорий промтоваров наибольший прирост поставок показали запчасти для оборудования, в том числе элементы трансмиссии (+134–137%). Также удвоение показывают водяные помпы, холодильное оборудование, специальные механизмы, станки для работы с резинотехническими изделиями.
Кстати, стоит отметить, что в денежном выражении Турция в минувшем году показала падение поставок фруктов — сразу на 14%. В итоге их приехало в Россию всего на 893 млн долларов. Зато поставки автотехники (включая грузовую) выросли в 1,5 раза, до 675 млн долл., а электрооборудования — на треть (580 млн). Поставки оптического оборудования подскочили на 163%.
Наибольшие опасения в прогнозах относительно 2024 года вызывают недавние сообщения о приостановке приема платежей многих турецких банков от российских покупателей. Нельзя сказать, что в последние два года эта проблема впервые появилась на горизонте взаимной торговли, однако сейчас, с ужесточением западных санкций, в том числе угрозы вторичных санкций, можно ожидать заметных проблем в этом направлении. Все дело в том, насколько прагматично турецкие предприниматели подойдут к этому вопросу.
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»