Телефонное мошенничество стало оружием — прицельно по россиянам бьют из украинских кол-центров. О том, как в соседней стране работают подобные офисы и сколько на этом зарабатывают, — в материале «Фонтанки».
Вам светит статья за финансирование ВСУ
Одна из потерпевших — 23-летняя Ксения из Петербурга. Из «службы безопасности банка» ей позвонили 15 января. «Сначала я сразу подумала на мошенников, но трубку не положила. Просто стало интересно, что мне будут говорить. Но меня быстро перевели на какого-то мужчину, что представился капитаном полиции. Говорил он очень четко, аргументированно, я была уверена, что он действительно из структур. С его слов, с моего счета была попытка перевести деньги на Украину и теперь мне светит статья за финансирование ВСУ. Я, естественно, никуда деньги не переводила», — вспоминает она.
Дальше — расспросы. Посещали ли непонятные сайты, скачивали ли новые приложения на телефон. И тут капитан полиции заявляет, что попытка перевода в любом случае будет расцениваться как уголовное преступление, а дальнейшую судьбу девушки решат суд и прокуратура. «Стало очень страшно. Я буквально клялась ему, что ничего подобного не делала. Еще этот полицейский добавил добрым голосом, что по-человечески он мне, может быть, и верит, но закон есть закон», — рассказала Ксения.
Дальше «капитан» начинает рассказывать, что у него на днях уже был такой случай. Украинские злоумышленники украли у одного парня деньги, так еще и оформили на него кредит на приличную сумму. На вопрос, что делать, чтобы тоже не оказаться в долгах по кредитам, «правоохранитель» на другом конце провода посоветовал «почистить кредитный баланс под ноль» — то есть взять кредит на максимально одобренную сумму. Эти деньги нужно было перевести на счет Центробанка, который через несколько дней все обязательно вернет, и как будто кредита и не было.
«Тогда мне вызвали такси и сказали ехать в один из банков. Такси, кстати, оплачивали сами мошенники. Я предлагала другие банки, но он настаивал, что надо ехать именно в конкретный и именно по тем адресам, которые он назовет. Всего было пять точек, и все они были достаточно далеко друг от друга расположены: Мурино, площадь Восстания, проспект Большевиков, проспект Луначарского, Петроградка. В каждой точке мне одобряли кредит, причем никаких вопросов о моей работе и заработке не задавали. Я еще очень удивилась этому, потому как относительно недавно, в сентябре, хотела взять дорогой телефон в рассрочку, но мне отказали», — вспоминает Ксения.
Лишь в последнем отделении банка молодой человек поинтересовался, не звонил ли ей кто, но «капитан» уже успел предупредить, что лишние разговоры с сотрудниками лучше не начинать. Суммарно за тот день Ксения перевела на счет мошенников 2,5 млн рублей и теперь обязана платить по 70 тыс. рублей в месяц на протяжении трех лет.
На вопрос, обращалась ли девушка в полицию, Ксения ответила: «Да, но мне там сказали, что я не первая и не последняя. Дело они, конечно, возбудят, но никакого расследования не будет, мой случай — «висяк». Потом я звонила разным адвокатам, консультировалась. Везде обещали помочь, но ценник за их услуги начинался от 300 тысяч рублей, что очень много, особенно в моей ситуации. А как я почитала в интернете — такие дела действительно в суде не выигрывают».
Как вспоминает Ксения, после телефонного разговора она еще несколько часов пребывала в прострации и только потом поняла, что произошло. «Мне кажется, что они используют гипноз или что-то такое. Я помню, что на протяжении всего разговора я сама себе задавала вопрос: почему у полицейского такой украинский акцент? Но каждый раз внутренний голос мне отвечал, что это просто кажется, а голос у него на самом деле самый обычный», — поделилась она.
Опыт Бердянска
В феврале 2022 года российские войска зашли в Бердянск и наткнулись на офис одного из старейших в Восточной Украине мошеннических кол-центров. Позже туда выехали сотрудники информационной безопасности от Сбербанка и изучили место преступления: некоторые мошенники, бежавшие из здания, даже не успели выключить компьютеры. Впоследствии банк опубликует большой доклад о механизме работы криминального кол-центра, а «сотрудники» офиса, которые засветились на этой точке, будут объявлены в розыск.
Одним из пойманных оказался Евгений Сурков, житель Украины, который вместе с родителями переехал в Россию в 2014 году, а позже — вернулся обратно. По его словам, в день в офисе совершали около 200–300 звонков, а у каждого из кол-центров была своя крыша: украинская полиция или бандиты, которые получали 40 % от дохода офисов ежемесячно. План «заработка» на неделю доходил до 13 тысяч долларов.
Как писал «Коммерсант», бердянский колл-центр работал с десяток лет, но системная регистрация потерпевших от его действий в Москве началась только в 2019 году. Тогда жертвы обращались в районные отделы полиции с однотипными историями: как сотрудники службы безопасности сначала пугали их якобы готовящимися хищениями средств с их банковских счетов, а затем убеждали переводить деньги для сохранности на некие «резервные счета в Центробанке». К началу 2022 года московская полиция насчитала 18 жертв бердянских мошенников.
Ранее 47news писали о том, что за мошеннические кол-центры взялась в том числе и украинская полиция. Так, 5 февраля в Сети появилось видео с операцией силовиков в одной из подобных артелей Одессы, а в конце прошлого года команда из 840 оперативников, спецназовцев, сотрудников СБУ и прокуратуры накрыла сеть, которая объединяла 2500 операторов по разным городам страны.
По информации 47news, только за одни сутки петербуржцы рассказали полиции о потере в общей сложности 13 млн рублей от рук украинских мошенников.
Как попасть в мошеннический «офис»
В 2023 году Днепропетровск, а ныне, по украинской версии, город Днепр, вошел в топ-30 самых криминальных городов Европы. Причем преступность физическим насилием и бытовухой не ограничивается — в городе большой популярностью пользуются мошеннические кол-центры, попасть в которые не так уж и сложно. В телеграм-канале «Вакансii Днiпро Днепр» пристроить на работу обещают уже с 16 лет, и не в «Макдоналдс», а в полноценный офис. Как рассказывают местные, «офисами» здесь называют мошеннические call-центры, которых в городе-миллионнике насчитывают, по словам участников соответствующих чатов, больше тысячи.
Собственно, название «офис» не так уж далеко от истины. Кол-центры действительно размещают в самых обычных офисных кабинетах: компьютеры с CRM-системой, доска с рейтингом сотрудников, комната отдыха с кофе-машиной, микроволновкой и игровой приставкой. Для арендодателей такие фирмы зарегистрированы как консалтинговые, но, как рассказывают сами «сотрудники», никто лишних вопросов и не задает. В одном бизнес-центре таких «консалтинговых» компаний может быть с десяток. Найти приглашение на работу можно не только в местных телеграм-каналах, но и на остановках общественного транспорта и досках объявлений. К слову, работать там считается престижнее, чем, например, в вебкам-студии, хотя платить в последних предлагают около 4 тысяч долларов в месяц с бесплатным продвижением на Onlyfans в придачу. Правда, судя по отзывам моделей, такие суммы мало кто видел.
Пытаемся устроиться в один из «офисов». Так, работодатель обещает условия весьма заманчивые: пятидневка, помощь с переездом, оплата жилья, занятия с бизнес-тренером и зарплату 4 тысячи гривен в неделю, плюс процент от сделок. По нынешнему курсу это минимум 38,5 тысячи рублей в месяц. В объявлении подпись: «Строго страна агрессора и ее жители».
Пытаюсь «устроиться». Перевожу с русского на украинский стандартные приветственные фразы и отправляю их некоему Александру. Через 40 минут приходит ответ от рекрутера — уточняет, знаю ли я, чем буду заниматься. Отвечаю, что да. Дальше — просят фото паспорта. Специально делаю снимок с бликами на серии и номере, а в фотошопе меняю буквы в фамилии. Параллельно, все еще через переводчик, рассказываю, как якобы релоцировался в Грузию еще в 2022 году.
Внезапно Александр переходит на русский и просит записать уже видео, где я держу паспорт рядом с лицом и произношу набор фраз. Оскорбления понятно кого и слава понятно чему — в общем, только за них мне бы светила пара-тройка лет. Просьбу рекрутера игнорирую, на что спустя некоторое время получаю череду проклятий и пожелание смерти.
Специальная экономическая операция
Устроиться не получилось — пришлось общаться с «бывалыми». В чатах города Днепра молодые люди часто поднимают тему работы в кол-центрах: интересуются реальной зарплатой или хвастаются друг перед другом закрытыми сделками. Многим из участников, судя по фото, не больше 20. Свою деятельность они называют «специальной экономической операцией», а часть украденных у россиян средств якобы отправляют в поддержку ВСУ.
Как рассказывают участники чатов, собеседование в «офисе» обычно короткое, да и устраивают на работу почти всех. Некоторые отказывают наркоманам, однако есть и те работодатели, которые снабжают запрещенкой, но за счет понижения зарплаты. Быть под кайфом можно, пьяным — нельзя. За алкоголь можно и штраф получить. Еще штрафуют в офисах за опоздания, беспорядок на рабочем месте и произнесенное «шо», которое выдает в «сотруднике» кол-центра украинца.
Первый день, как и на обычной работе, сокращенный: подсаживаешься на несколько часов к опытному мошеннику, получаешь вторую гарнитуру и подслушиваешь разговор. Между звонками задаешь вопросы. На обучение тратят примерно месяц, но первый успех обычно приходит уже через несколько недель. Как и в любой организации, в «офисах» есть возможности для карьерного роста. Новичков берут на должность «холодника» или «звонаря»: они начинают разговор по телефону и представляются сотрудником либо банка, либо силовых структур. Задача — вытянуть из жертвы как можно больше данных о его счетах.
После к разговору подключается «клоузер» — сотрудник на ступеньку повыше. Его задача — получить от жертвы как можно больше денег. Одни клоузеры работают с собственными средствами говорящего на другом конце провода, другие, повыше по уровню, — с кредитными. Если сотрудник результатами похвастаться не может, то его увольняют. Причем увольнение — это самый благоприятный исход событий из возможных.
Один из участников чатов со сложным именем и без реального фото на аватарке спросил, может ли кто-то взять на работу уже опытного клоузера. Представляюсь работодателем, пишу в личку, предлагаю помощь. Так, бывший клоузер рассказал, что в мошенничестве уже больше года и некогда занимал у себя в офисе лидирующие позиции. За это время он успел скопить неплохую сумму и собирался из сферы уйти, но не тут-то было. Начальник забрал у него паспорт и заставляет работать бесплатно, в противном случае — ценный сотрудник в руках полиции. Теперь опытный клоузер готов работать за 5 % от сделки, лишь бы за него «вписались» и через полгода отпустили.
Как оказалось, схема распространенная: если правоохранителям надо закрыть статистику по раскрываемости преступлений, то директора офисов могут сдать еще зеленых «звонарей», а себе оставить опытных работников, рассказывают в чатах сотрудники.
Владимир Восканян, специально для «Фонтанки.ру»