Платная парковка окончательно укрепилась в четырех районах Петербурга, теперь осталось понять, как с ней жить. В Законодательном собрании состоялась встреча, на которой Смольный закидали предложениями, но он, кажется, увернулся.
О повестке заседания рабочей группы в ЗакСе 22 февраля стало известно заранее, она обещала интригу. В итоге в зале собрались чиновники, депутаты и общественники из разных — принципиально — лагерей. До дуэли не дошло, говорили долго, но если выжать эмоции, экскурсы и взаимные претензии, получится следующее.
Будущее, которого нет
Отменить платный режим на выходные: к этому вопросу в ходе заседания возвращались несколько раз. Мнение сторонников: люди отдыхают, пробок нет, да и посмотрите на Москву, которая воскресенье сделала бесплатным. «Фонтанке», а позже и собравшимся, позицию городской администрации объяснил замглавы комитета по транcпорту Дмитрий Ваньчков. «Как только мы вводим режим бесплатной парковки, имеющееся количество мест занимается достаточно быстро и возобновляются нарушения: парковка вторым рядом, пристроить машину под запрещающий знак, поставить на тротуар, — говорит он. — В отличие от Москвы, где как раз на выходных из центра жители традиционно едут за город, у нас — наоборот. Мы рассматривали возможность, но все приходит к тому, что эффект будет потерян, мы получим заставленные улицы».
Сократить платный период до 8:30 — 18:30 (сейчас он с 8 часов утра до 20 часов вечера). Логика тоже ясна: люди к тому времени в основном в пути на работу или домой, необходимости отваживать их от парковочных мест нет. В комитете и на это качают головой. «19:40–20:00 — это время, когда начинается сменяемость автомобилей, когда люди, прибывшие в центр по рабочим корреспонденциям, разъезжаются и возвращаются жители с работы, — говорит Ваньчков. — Это самый напряженный период, как раз тогда мы и видим основные пробки на выезд. Менять на данный момент нецелесообразно».
Предусмотреть бесплатный период для первого получаса парковки: это не то же самое, что нынешние 15 минут, которые формально не бесплатные, просто даются на совершение транзакции; речь об официально льготном времени. Депутат Наталия Астахова даже вспомнила про Год семьи, обсуждая эту идею: получаса должно хватить родителям, чтобы привезти ребенка в школу и обсудить что-то с учителем (отметим — это смотря, какой ребенок).
В комитете по транспорту говорят: все не так просто, эта льгота может ударить по самим автомобилистам. «Приводится опыт разных городов мира, опыт такой, что, допустим, первые полчаса бесплатно, следующий час, скажем, 100 рублей. Но везде в таком случае дальше идет повышающий тариф: второй час — 200, третий — 500, — пояснил «Фонтанке» Дмитрий Ваньчков. — Потому что задача платной парковки — сменяемость автомобилей и наличие мест. Мы не рассматриваем увеличение тарифа, у нас нет цели его увеличивать. Поэтому в сложившейся ситуации для большого количества рабочих корреспонденций (курьер, турист) 15-минутного периода достаточно. Мы не рассматриваем его изменение».
Мораторий на расширение платной зоны (глава комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев в конце заседания перефразировал это в выработку критериев для ее расширения) не требуется, считают в Смольном. Никаких планов нет; 2024 год — первый, когда парковка работает во всех 4 районах, предусмотренных комплексной схемой по организации дорожного движения, теперь надо только мониторить и корректировать. Это относится и к территориям вокруг Финляндского вокзала, и к улицам у Московского проспекта, которые звучали раньше, и к Пушкинскому району, который неожиданно грянул в начале этого года. Депутаты и чиновники пришли к выводу, что резонанс возник ниоткуда: да, в комитет приходят запросы от жителей района насчет организации платной парковки, потому что летом там не приткнуться, но решение ищут другое — организацию плоскостной парковки. Так что, нет, и в Пушкине и в Царском Селе отбой.
Информирование о наличии свободных мест на парковке через электронные табло — точно не сейчас и не факт, что когда-нибудь. По словам комитета, пока это можно промониторить только через курсирующие парконы, данные явно будут неполными. Если все обставить камерами, увязанными с табло, — тогда возможно, но эффективность технологии вызывает вопросы, в нашем климате особенно. На это чиновникам предложили отслеживать загруженность парковок через данные о поступившей оплате, но здесь весь интерактив ломают те, кто приезжает на те самые 15 бесплатных минут.
Особый регламент для ускоренной установки шлагбаумов во дворах — это история непреходящая. «Фонтанка» писала, что его разрабатывали и даже называли сроки внедрения, которые, естественно, давно прошли. «Пока ничего нет», — лаконично охарактеризовал актуальное положение вещей Алексей Цивилев.
Кое-что все же меняется: например, Алексей Цивилев рассказал, что готов давно анонсированный законопроект о 50-процентной скидке на штраф, если он оплачен в первые 20 дней. Продолжается работа по расширению льготных категорий (это был ответ на вопрос о бесплатной парковке для участников СВО).
Люди, а не цифры
Комитету задавали много вопросов: например, как так получается, что парковочных мест в платной зоне 48 тысяч, а льготных разрешений оформили 100 тысяч, это что — овербукинг? На это чиновники пояснили, что платная парковка не целиком захватывает Адмиралтейский и Василеостровский районы, а право на резидентское разрешение имеют все их жители; плюс многодетные семьи (порядка 30 тысяч), которые вообще не привязаны к месту регистрации; плюс подземные паркинги, которые оттягивают на себя большое количество автомобилей, владельцы которых все равно оформляют льготу. Перенасыщения нет — 15% машиномест в среднем свободны.
«Не будем лукавить — это бизнес-проект, — заявил вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов. — Где выгоднее продавать проезд по мосту, условно говоря, в Сан-Франциско, там платный мост. Где компактный центр — Рига, например, — там платный въезд в центр. Как легче деньги получать, так и получают, во всем мире это просто зарабатывание денег. А мы все пытаемся себя обманывать. Даже Москва себя не обманывает уже, судя по тарифам, которые они установили, и по их темпам развития». Потому и предложения от него были «бизнесовые»: к примеру, стимулировать автомобилистов на оплату через банковские предложения вместо смс с их комиссиями. Или дать возможность оплаты 5 или 10 минут, а то люди в 19:40 наворачивают круги и не паркуются, чтобы дождаться бесплатного периода. Или позволить отложенно продлевать парковку до конца суток, многие забывают это сделать и «попадают» на штрафы.
Активисты, которые выступают против платной парковки, не в первый уже раз с цифрами в руках доказывали, что все отчеты Смольного об эффекте от ее внедрения — арифметическое жонглирование. «Фонтанка» писала о том, по какой методике они составляются и какие вопросы к ней у критиков. Разговор снова зашел о терминах и о том, что у комтранса «на все два ответа — парковка платная и парковка запрещена». И здесь Цивилев дал, пожалуй, главную рекомендацию — «чтобы в конце были люди, а не цифры»: нужна обратная связь от горожан, опросы и т.д.
Обратная связь — дело опасное. Неожиданно самый острый конфликт обозначился не между депутатами и чиновниками, а между общественниками. Руководитель ассоциации «Пошли-поехали» Герман Мойжес, который выступает за платные парковки, признался, что устал от личных нападок в соцсетях со стороны их противников. Отголоски этого конфликта можно проследить даже в авторских колонках на «Фонтанке» здесь и здесь.
«Про меня пишут, что я гражданин Германии, как будто это является нарушением закона, — говорил он. — Когда моя мама прочитает гадости, что у нас половина ассоциации сидит, а половина уехала...» Продолжилось все ироничным выяснением, кто администрирует и финансирует «порочащие» группы в соцсетях, а депутаты посоветовали общественнику быть выше тех, «кто пишет пасквили». Тем не менее Мойжес предложил наконец пожать друг другу руки и даже подошел после заседания к своим идеологическим противникам. О конструктивности разговора косвенно можно судить по тому, что очень быстро зазвучало слов «Крым».
Говорили о разрешении для инвалидов бесплатно парковаться во всей парковочной зоне на любых местах. Традиционно обсуждали заваленные снегом машиноместа и необходимость новых регламентов — приподнимать автомобиль и потом ставить на место. Эксперты от Смольного заявили, что прорабатывают вариант по сужению парковочной ширины машиноместа с нормативных 2,5 метра до 2,25 (такое уже сделано на нескольких адресах но каждый раз — по согласованию с ГИБДД): на некоторых улицах это позволит вдвое увеличить число мест за счет разметки второй стороны дороги.
Но пока все это в режиме предложений и их осмысления. Алексей Цивилев несколько раз возвращался к созданию «рабочей группы внутри рабочей группы», хотя и признавал, что это «высшая математика даже для депутата». «Но у меня же на следующей неделе рабочая группа по такси, — поделился он. — Там все хуже. Там таксисты. Там ваш черный пиар — это зайчики просто».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»