В «Экспофоруме» прошел первый день патриотического фестиваля «Русские меняют мир». Судя по представленным экспонатам и культурным активностям, — преимущественно свой, внутренний. То есть русские становятся лучше. И непобедимее.
Напротив павильона H на автостоянке припаркованы чудеса военной техники. Взрослые и дети наперегонки карабкаются на раскинувший поворотные опоры многоцелевой мобильный комплекс связи «Редут». Пояснительных табличек поблизости нет, поэтому для детей это просто диковинная махина «с ушками». Самые интересные — танки и БТР — и вовсе накрыты огромными холщовыми чехлами. Но заглядывать под них не возбраняется.
За танками — автомобильная кухня на базе «Урала». Внутри — идеальная чистота и порядок. Улыбчивый военный объясняет, что и зачем. Брони у кухни нет, поэтому «на передок» она не ездит, дислоцируется там, куда не долетает. А на передовую уже приготовленную еду развозят на машинах-кухнях поменьше. «Одна такая стоит дальше, в палатке, — говорит военный. — Ее можно в землянку загнать и готовить прямо там, скрытно». Над стоянкой разносится запах солдатской гречневой каши с мясом. Раньше такой кашей угощали на военно-исторических реконструкциях на 9 Мая. В новой реальности поводов отведать такой каши у публики стало больше. В палатках-столовых народу битком. Дети и взрослые с аппетитом едят кашу под печальную фортепианную музыку из колонок.
На входе в «Экспофорум» — рамки металлодетекторов и сканеры для сумок. «Билет патриота», который после регистрации на сайте фестиваля присылали на электронную почту, никто не спрашивает. В коридоре — галерея портретов семей участников СВО. У каждой женщины или ребенка на плечо накинут военный китель или куртка от «горки». Имен нет, но под некоторыми портретами — стихи и короткие письма: «В момент, когда многие бежали, ты мне сказал: «Есть такая профессия — Родину защищать, и это мой долг перед страной!» Тогда я много плакала, но всегда гордилась, горжусь и буду гордиться тобой!»
Дальше — выставка живописи на тему Великой Отечественной войны. На картине Игоря Кожевникова «Русское поле» — женщина в ватнике и каравай из уложенных в некий солярный знак младенцев. У полотна «Вечный бой» этого же автора особенно часто останавливаются, чтобы сфотографироваться на фоне Георгия Победоносца в солдатской круглой каске.
Дальше по коридору — галерея детских рисунков про блокаду Ленинграда и разложенное на столе исполинское оливково-зеленое полотно, исписанное именами блокадников и защитников Ленинграда. Это — 80-метровая «ленточка Ленинградской победы».
В павильоне G посетителей развлекает «Мастер посадки». Так называется региональная физкультурно-спортивная организация парапланеризма. Под это дело выделен практически целый павильон, но в нем все равно особо не полетаешь. Поэтому на желающих получить представление о парапланеризме надевают огромный рюкзак с парашютом и предлагают как следует разбежаться. Это странно, но, судя по очереди на пробежку, весело.
В павильоне H несколько посетителей склонились под лежащей на полу полуобнаженной фигурой. Это не настоящий человек, а специальный натуралистичный учебный манекен. У фигуры проломлен череп, обожжена рука, а вместо одной ноги — окровавленный обрубок, из которого торчит кость. Вторая нога желейно вздрагивает в такт толчкам в грудную клетку. Мальчишка лет пяти невозмутимо обматывает ногу израненного силиконового манекена бинтом, учится оказывать медицинскую помощь на поле боя.
Рядом женщины и дети стоят в очереди, чтобы пострелять из снайперской винтовки по мишени. У мишени схематично обозначена голова и грудная клетка. Если в нее попасть, она крутится.
В кубе, накрытом крупноячеистой сетью, жужжат беспилотники. Рядом — очередь из детей, которые хотят ими поуправлять. Дальше по коридору предлагают поплести маскировочные сети, позаливать окопные свечи и поделать «сухие души» для солдат. Чтобы получился такой «душ», надо на кусочек губки выдавить из шприца специальный гель, а потом упаковать губку в пакетик-зиплок. Рядом раздают выкройки для изготовления «бублика под пятку» — специальной подушечки с дыркой, которая должна помочь раненым избежать пролежней.
В поэтической гостиной тем временем военкор Григорий Кубатьян читал свою прозу, рассказывали про литературную мастерскую Захара Прилепина и презентовали альманах «Родня».
«Нам бы хотелось, чтобы альманах отправился на фронт и осел у солдат в карманах, чтобы в свободную минуту они могли прочитать что-то интересное, воодушевляющее, развлекательное, может быть», — сказал куратор мастерской Прилепина Олег Демидов.
«Золотые люди, сердца, слова.
Разве знали мы, как богата страна?
Мы смотрели всегда не туда, не на тех.
Но рождаемся заново сменою вех», — декламировала Элина Цыркуль.
«Неистовый играет Вагнер,
Гудят железные стволы,
Им вторят скрипки-автоматы.
— Дай Бог дожить бы до антракта,
Ох, огрызаются хохлы!» — читала Елена Заславская.
После каждого стихотворения зал аплодировал.
Тем временем в павильоне ОМОН дал мастер-класс по рукопашному бою, показывая мальчикам от 4 до 40 лет, как правильно брать противника в захват и как вырываться из захвата. Дети с восторгом гроздьями висли на людях в черном и фотографировались с ними. Рядом показывали свое мастерство кинологи и их собаки. После каждого выступления служебных псов разрешалось погладить. Пробиться через мгновенно образовавшийся лес рук было не так-то просто. Один пацан лет четырех попытался просто забрать всю собаку себе, приподняв ее обеими руками, но отец ловко оттащил парня за подтяжки на штанах. Пёс всё это время не сводил терпеливого взгляда с хозяина в камуфляжной форме.
В финале дня на главной сцене фестиваля показали военно-патриотический спектакль «Мы непобедимы», который в Петербург привез режиссер из Оренбурга Павел Каштанов. Представление окончательно зарифмовало Великую Отечественную войну и боевые действия на Украине: на афише значилось, что «спектакль основан на реальных событиях ВОВ и СВО». Первый акт оказался кратким сценическим пересказом пьесы Алексея Дударева «Не покидай меня», которую называют парафразом повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». По пьесе в 2014 году был снят сериал с Алексеем Гуськовым, но отзывы на него были прохладные.
Сюжет такой: 1944 год, капитан Михасев получает в командование спецразведгруппу из четырех девиц. Разведчицы должны прикинуться эстрадными артистками, выступить перед фашистами, уничтожить их узел связи и наверняка погибнуть. Сразу после этого начнется Белорусская наступательная операция. Уместить в половину спектакля всю историю не получилось, и повествование закончилось на эпизоде ночной переправы в тыл врага: разведчицы по очереди скидывали плащ-палатки и голышом «ныряли» в ледяную реку. Каждый раз раздавалась печальная музыка и артистка, затянутая в белье телесного света, оказывалась в столбе света. «Мы живем, чтобы стать воспоминанием для наших потомков, — говорит капитан. — Пусть они запомнят нас непобедимыми!»
После антракта начался акт про СВО. И начался он со сцены из фильма «Солнцепек»: в луганской школе детский хор поет «Прекрасное далеко», и в этот момент всех накрывает артиллерийский огонь. Следующий эпизод — капитан Кирилл Мехов в госпитале. «Я одно сплошное ранение, — говорит он медсестричке. — Значит, пора мне на этих подлых нациках отыграться». Взятие «Азовстали» показывают на большом экране, как кинохронику. Кирилл Мехов снова в госпитале. На этот раз у него нет правой руки. «Не грусти, капитан, — говорит ему боевой товарищ. — Компенсацию получишь, в Москву поедешь, Звезду Героя получать из рук Владимира Владимировича».
Мехов в бою потерял всех своих бойцов. «Они или в плену, или под завалами остались», — говорит он. «Неизвестно, какой вариант для них лучше», — отзывается боевой товарищ. К Мехову приходит снайпер Вера. Ее муж Павел прислал ей письмо, значит, жив. «Он изменился душой, — говорит Вера. — Он совсем другой человек теперь. Более подготовленный, более ответственный, более честный. До СВО он для меня был Пашка-раздолбай. А уже в ЧВК таким серьезным мужчиной стал». Между эпизодами звучат песни про Донбасс и Аллею ангелов. В конце медсестра говорит, что капитан Кирилл Мехов умер 25 мая 2022 года в военном госпитале Донецка.
Кирилл Мехов — реальный человек, Минобороны сообщало о его подвиге в апреле 2023 года.
«Сценарий писал я сам, — рассказал после спектакля Павел Каштанов. — Ну, собирал по крупицам. Дело в том, что я в свое время в 2015-м году поставил в Челябинской драме целиком спектакль по пьесе «Не покидай меня». Это, я считаю, один из лучших моих спектаклей был. И тогда, если вы знаете, Бетехтин, наш министр культуры (Алексей Бетехтин — министр культуры Оренбургской области. — Прим. ред.), который чего только в жизни не видел, постоянно бывает на всех театральных фестивалях, в слезах зашел за кулисы, меня целовал, обнимал, и говорил: «Ты что с нами сделал?» Ну, я не хвастаюсь, но просто я был в шоке. Это был очень мощный спектакль».
Спектакль, который Каштанов привез в Петербург, мог быть еще мощнее. В Оренбурге в этой постановке играют вице-губернатор и министр здравоохранения области. Но в этот раз губернатор своих подчиненных в командировку не отпустил — на 23 февраля они нужны были на своих рабочих местах. За три дня до показа в труппу пришлось вводить новых людей.
«Мы бы и завтра сыграли, но сегодня вечером у нас самолет», — говорил Каштанов.
Досмотревшие спектакль до конца покидали «Экспофорум» уже в сумерках. Все экспозиции к этому времени уже были свернуты. Но 24 февраля здесь снова будут звучать песни Великой Отечественной войны и стихи о Донбассе.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»