В Берлине 25 февраля завершился кинофестиваль. Накануне вечером жюри подвело итоги и раздало «Медведей» — главный приз Берлинале. Победила документалка про африканские сокровища, а приз зрительских симпатий отдали пропалестинскому фильму. «Архитектон» Виктора Косаковского, единственного россиянина на кинофестивале, который был встречен публикой и критиками восторженно, ничего не получил.
Лучший фильм
В главном конкурсе Берлинале победу одержал документальный фильм. Еще в 2023 году жюри удивило всех, присудив «Золотого медведя» французско-японскому фильму Николя Филибера «На Адаманте» — зарисовке из реальной жизни сумасшедшего дома, который располагается в плавучем здании на реке Сене в центре Парижа.
В этом году имя победителя снова стало неожиданностью для критиков. Вплоть до вечера раздачи «Медведей» победу предрекали австрийскому хоррору «Дьявольская баня» (Des Teufels Bad) режиссеров Северина Фиала и Вероники Франц, абсурдистской пародии «Империя» (L’Empire) режиссера Брюно Дюмона, а также драме «Нужды путешественника» (Yeohaengjaui pilyo) живого классика Хон Сан Су и даже «Архитектону», документалке Виктора Косаковского, единственного россиянина на Берлинале.
В итоге «Золотого медведя» за лучший фильм 74-го Берлинале получила документальная картина «Дагомея» (Dahomey), кинолента 41-летней сенегальско-французской женщины-режиссера Мати Диоп. Это имя еще не на слуху у любителей кино, хотя ее дебютная романтическая драма «Атлантика» была удостоена Гран-при Каннского фестиваля в 2019 году и претендовала на «Оскар» от Сенегала.
«Дагомея» — короткий часовой фильм — предлагает зрителям путешествие в историю и культуру западноафриканского государства Бенин. Собственно Дагомея — это название королевства, которое ранее располагалось на этой земле, и где властвовали колонизаторы-французы. Фильм рассказывает о кладе из 26 артефактов, вывезенном из Африки французскими войсками почти сто пятьдесят лет назад и в 2021 году с триумфом возвращенном на родину.
В фокусе картины — празднование в Котону, экономической столице Бенина, где встречают бесценные культурные сокровища, среди которых древний деревянный трон и зооморфные статуи. Однако помимо радости от возвращения исторических ценностей на родину фильм также поднимает вопросы о судьбе тысяч предметов, которые до сих пор находятся во французских музеях. Молодые люди, студенты бенинского вуза, задающиеся этими вопросами, становятся голосом поколения, желающего сохранить свое культурное наследие.
Победители
Гран-при жюри, вторую по престижности премию, ожидаемо получил фильм «Нужды путешественника» (Yeohaengjaui pilyo) режиссера Хон Сан Су. Плодовитый корейский мастер, на счету которого более 30 картин, снял драму в узнаваемом авторском стиле, полную диалогов и длинных планов. В «Нуждах путешественника» Хон Сан Су третий раз подряд пригласил на главную роль французскую актрису Изабель Юппер. Фильм рассказывает историю француженки Ирис, которая приезжает в Южную Корею и становится преподавательницей французского. Она изобретает собственный странный метод обучения и открывает для себя необычную страну и уникальный менталитет ее жителей. Ленту планируется выпустить в российский прокат.
Приз жюри достался «Империи» Брюно Дюмона. Абсурдистская пародия на сайфай рассказывает о войне света и тьмы во французской деревушке. Уже известно, что этот фильм также пойдет в российский прокат — в июле.
«Серебряного медведя» за лучшую режиссуру вручили экспериментальному фильму «Пепе» режиссера Нельсона Карло де лос Сантос Ариаса. Его сюжет сложно передать словами: зрители видят всё действие картины глазами бегемота Пепе, душа которого после смерти возвращается из зоопарка Пабло Эскобара на родину.
Актерские призы получили Себастьян Стэн за роль актера-неудачника, сменившего личность, в фильме «Другой человек» (A Different Man) Аарона Шимберга, и Эмили Уотсон за роль настоятельницы-тирана в драме «Такие мелочи» (Small Things Like These) Тима Милантса. Немецкий режиссер Маттиас Гласнер получил награду за лучший сценарий за свою трехчасовую черную комедию «Умирая» (Sterben) c Ларсом Айдингером в главной роли, о семье, которая объединяется в трагических обстоятельствах.
Документальный фильм Виктора Косаковского «Архитектон», снятый на невероятном художественно-техническом уровне, — наблюдение за природой и человеком, был встречен на Берлинале с большим интересом. Несмотря на высокие оценки критиков, фильм призов не получил.
Политика
Как ранее рассказывала «Фонтанка», Берлинале начался со скандала, когда на первой пресс-конференции члену жюри испанскому режиссеру Альберту Серра припомнили давнее интервью, где он признавался в любви к Путину.
Завершился фестиваль громкими политическими высказываниями. Если в прошлом году на закрытии неоднократно упоминали конфликт на Украине, то речи закрытия 74-го Берлинале в основном были посвящены событиям на Ближнем Востоке. В наэлектризованной атмосфере один из двух призов зрительских симпатий был вручен палестинскому фильму «Нет другой земли», в котором некоторые критики увидели пропагандистский нарратив, о борьбе жителей палестинских поселков в районе Масафер Ятта против израильской армии, получившей приказ незаконные строения снести. Его снял коллектив авторов, среди которых оказался молодой палестинский активист Базель Адра и израильский журналист Юваль Абрахам. Во время вручения премии со сцены прозвучали пропалестинские лозунги.
74-й Берлинале стал пятым и последним фестивалем под руководством Карло Шатриана и Мариетт Риссенбек. Теперь эстафету перенимает Трише Таттл, ранее возглавлявшая лондонский кинофестиваль. От нее ожидают возвращения в Берлин зрительского кино.
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».