В Петербурге выкатили самый крупный конкурс на дорожное строительство за много лет: разыгрывают контракт на Большой Смоленский мост, цена — 40 млрд рублей. «Фонтанка» посмотрела, каким он будет и при чем здесь тоннель под Невой к Васильевскому острову.
Конкурс был объявлен накануне, в него входит сама переправа через Неву в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай. На подходе к Дальневосточному проспекту она перейдет в развязку, но это отдельная история: путепровод будут строить другим этапом и за другие деньги.
Сам мост ждут к осени 2029 года, ближайший год уйдет на рабочую документацию. Набор документов к конкурсу — это тысячи страниц схем, чертежей, нормативно-правовых актов, писем чиновников и пояснений. Основные характеристики переправы известны — 1,6 км длины, ширина — 38 метров, 10 опор, по центру — трамвайные пути. Кроме развязки на Дальневосточном, будут еще и на пересечении с проспектом Обуховской Обороны и с Октябрьской набережной.
Как минимум, понятно, что именно в архитектурном плане мост у города отнимет — в зону сноса попали несколько зданий на проспекте Обуховской Обороны, включая исторические. Это много обсуждалось, архитекторы предлагали самое ценное не демонтировать, а передвинуть (благо технология опробована), а протестующие жители корпусов вошли в общественную коалицию «Бездомный Петербург».
Что переправа привнесет в архитектуру Петербурга — можно оценить по визуализации, которую подготовили в Смольном.
В документации архитектурным решениям посвящено несколько томов. «Традиционно для арочных мостов с ездой поверху в месте опирания арок возводится мощная опора, а сами арки дополняются стойками или выполняются в виде балки-фермы с криволинейным нижним поясом, что сообщает внешнему виду массивность и основательность, — говорится там. — Но поскольку ниже по течению Невы располагается памятник регионального значения — Финляндский железнодорожный мост с его ажурными металлическими арками, — было принято решение отойти от классической схемы и сделать мост максимально проницаемым для перспективных видов на памятник и в то же время сохранить приверженность петербургским традициям мостостроения».
Далее объясняют про «ортотропную плиту», систему бесшарнирных арок и подпруг, но лучше один раз увидеть.
При этом классические опоры разводного пролета признали слишком тяжелыми для таких арок, так что пришлось облегчать фасадную часть. Стены центральных опор наклонили в двух плоскостях, так что одна из них при разводке моста встает в одну линию с поднятым пролетом. Пишут, что это «эффектно выглядит». Судить вам.
На правый берег Невы мост будет сходить по монолитным подпорным стенам, там будут традиционные травянистые откосы. На левом берегу это будет двухуровневая транспортная развязка для подключения к проспекту Обуховской Обороны. На подходе к проспекту конструкцию пролетов изменят — из-за «сложности проведения монолитных работ над оживленной магистралью» и желания включить путепровод в окружающую среду бывшей территории Невского завода. Предусмотрены газоны, под эстакадами рассчитывают организовать скейт-парк на деньги инвесторов — на четной стороне проспекта Обуховской Обороны.
Ограждения — довольно неприхотливые вертикальные стойки с шагом в 15 сантиметров. Фонари совмещены со стойками для контактной сети трамвая.
В теории круг возможных подрядчиков довольно широк: к оценке опыта принимают исполненные договоры по строительству технически сложных и уникальных объектов стоимостью в 20% от нынешнего. То есть, как можно предположить, не только мостов, но и железнодорожных магистралей, аэропортов, газопроводов и т. п. Однако приход «Нацпроектстроя», созданного ВЭБ и Аркадием Ротенбергом, на подготовку территории под Дальневосточную развязку, участники рынка воспринимают как намек: обычным 2-миллиардным техническим подрядом мегастроители бы не соблазнились.
И еще одно. Несмотря на то что мост ждут только в 2029 году, он является частью еще более далеко идущих планов. В проектной документации говорится, что это важный, но маленький участок южной дуги будущей Кольцевой магистрали, опоясывающей 9 районов. Она идет в основном по уже имеющимся улицам, к ней лишь надо добавить несколько недостающих узлов:
Большой Смоленский мост связывает две части Невского района;
на правом берегу Невский и Красногвардейский свяжет путепровод через железнодорожные рельсы Ладожского вокзала и развязка Широтной магистрали с Союзным проспектом;
на левом от Невского до Фрунзенского пройдет путепровод от Большого Смоленского проспекта до улицы Салова;
связь Московского и Кировского районов — тоннель под Кубинской улицей (в створе Благодатной и Броневой) и развязка ЗСД на пересечении с Благодатной;
улицы Васи Алексеева и Броневую соединит путепровод над путями станции «Нарвская»;
новая связь Кировского и Василеостровского районов — это тоннель под корабельным фарватером Невы от набережной Екатерингофки до Наличной улицы (при этом в новом генплане нет этого тоннеля, о котором говорили еще десятилетия назад, поблизости только Ново-Адмиралтейский мост).
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»