Продажи крепкого алкоголя в РФ на душу населения достигли семилетнего максимума, а Петербург стал лидером среди российских регионов по потреблению вина, сообщило 26 февраля агентство FinExpertiza со ссылкой на данные Росрегулирования. При этом производство спиртного в стране в целом остается на стабильном уровне. А повышать градус потребителей может толкать рост цен на более легкие напитки, считают эксперты.
Что мы пили в 2023 году
Согласно исследованию FinExpertiza, розничные продажи крепких спиртных напитков (водки, коньяка и ликеро-водочной продукции крепче 25 градусов) в 2023 году составили 7,2 литра на душу населения, что на 3,6% больше, чем в 2022-м. «Это максимальное годовое потребление на человека как минимум с 2017 года, то есть за семь лет. Таким образом, после резкого скачка в 2022 году (на 7,3%) восходящая динамика продаж в 2023 году сохранилась, хоть и сбавила темпы», — говорится в исследовании.
Две трети всего объема крепкого спиртного пришлись на водку. При этом ее потребление чуть снизилось по сравнению с прошлым годом — на 0,2%, до 5,3 литра на человека. Зато выросли продажи коньяка (на 10%, до 1 литра на человека) и других горячительных напитков.
Продажи винодельческой продукции (вина тихие, игристые, ликерные, винные напитки, изготовленные из винограда) в 2023 году увеличились на 2,3%, до 5,9 литра на человека в год. Но их потребление так и не вернулось на пандемийный и допандемийный уровень, отмечают эксперты.
С точки зрения объема потребления пивная продукция пользуется самой большой популярностью у россиян: в 2023 году магазины и кафе продали 53,3 литра на душу населения пива и пивных напитков, а также сидра, пуаре и медовухи, что на 2,6% больше по сравнению с 2022 годом. Этот показатель также достиг семилетнего максимума, отмечают в FinExpertiza.
Больше пьем или лучше контролируем?
По мнению аналитиков FinExpertiza, сам по себе рост продаж крепкого алкоголя не повод бить тревогу. Снижение продаж водки с одновременным ростом потребления коньяка, рома и джина говорит о том, что происходит перераспределение спроса. Эксперты связывают это с развитием отечественного производства такой продукции, а также отмечают, что эти напитки обычно употребляются в разбавленном виде и служат основой для коктейлей.
«Постепенный отказ от употребления в чистом виде крепкого алкоголя является общемировым трендом, которому в целом следует и Россия», — отмечается в исследовании. Тот факт, что потребление вина не смогло выйти на прежние уровни, вероятно, объясняется ростом цен на такую продукцию, считают эксперты.
Любопытна и статистика потребления в разрезе регионов. Так, больше всего крепкого алкоголя пьют на севере страны (Карелия, Сахалинская область, Коми), а меньше всего — в республиках Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария). По пиву и вину кавказские регионы (Ингушетия, Чечня, Дагестан) тоже оказались в аутсайдерах. При этом в лидеры по потреблению хмельных напитков на душу населения вышли Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ и Хакасия. Что касается вина, то больше всего в расчете на душу населения его пьют в Петербурге, Подмосковье и Карелии. Москва замыкает десятку лидеров.
Впрочем, статистика говорит не только о динамике потребления, но и об усилении контроля за оборотом спиртного: данные указывают, сколько продукции было продано легально — через систему ЕГАИС. «Еще сохраняется теневой рынок алкоголя, не учитывающийся в официальной статистике продаж», — рассказывает член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян. Ранее президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев оценивал долю нелегального алкоголя в стране в 20–25% от всего оборота. 90% его делают из медицинского спирта и «в основном продают на селе», отмечал он. Росалкогольтабакконтроль изъял порядка 289,4 тысячи декалитров нелегальной алкогольной продукции за 10 месяцев 2023 года
Пьем дома
Альтернативную статистику продаж алкоголя (также на основе данных Росалкогольрегулирования) приводит Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза. В этой аналитике, которая учитывает только продажи в магазинах, потребление алкоголя на душу населения (без учета пива, пивных напитков, сидра и медовухи) в 2023 году составило 15,7 литра. Это на 4% меньше, чем в 2022-м. Но больше, чем в предыдущие четыре года. Например, по сравнению с 2018-м рост составил 9,2%.
Свыше половины всего объема — 7,9 литра на человека — пришлось на напитки крепостью более 9%. В 2023 году средний россиянин выпил на 2,8% больше, чем в 2022-м, и почти на 20% больше, чем в 2018-м. Только на водку пришлось 5,1 литра. По сравнению с прошлым годом тоже наблюдается небольшое снижение, но в пятилетней перспективе рост есть и здесь (+5,8% к 2018-му). Потребление коньяка росло опережающими темпами (+9,4% к 2022-му и +23% к 2018-му). В прошлом году средний россиянин выпил примерно 1 литр этого напитка.
По мнению Вадима Дробиза, в целом ситуацию на рынке крепкого алкоголя можно назвать стабильной. Так, продажи водки практически остались на уровне 2022 года. Доля рынка крепкого алкоголя в январе — декабре 2023 года составила 65%, тогда как в 2018-м на него приходилось 73,4%. Но падение доли происходило на растущем в объеме рынке, где увеличивалась в основном продажа другой крепкой продукции для среднего класса. При этом, по мнению эксперта, рост продаж виски, рома, джина, текилы и другой «экзотики» затухает. Коньяк, который потребители с невысоким доходом покупают только в подарок, будет продаваться в нынешних объемах не более пяти лет, считает Дробиз.
В 2023 году средний россиянин выпил 5,6 литра винодельческой продукции (без коньяка и бренди), что на 1,3% больше, чем в 2022-м, но меньше, чем в предыдущие четыре года. По словам Вадима Дробиза, снижение произошло в основном за счет сокращения потребления «винных напитков». При этом пить вина и шампанского россияне стали больше. К примеру, средний россиянин в прошлом году выпил примерно 1,5 литра игристых вин в год: это на 8% больше, чем год назад, и на 34,5% больше, чем в 2018-м. Потребление тихих вин на душу населения составило 3,9 литра в 2023 году (рост по сравнению с прошлым годом 4,5%, с 2018-м — 15,6%). Так что можно предположить, что снижение, которое наблюдают эксперты FinExpertiza, происходит именно за счет общепита: россияне стали меньше пить в ресторанах, но больше дома. Рост цен сыграл в этом не последнюю роль. При этом уровень среднего потребления вина в России остается в 4–5 раз ниже среднего в других европейских странах, говорит Вадим Дробиз.
Что касается региональной специфики, то по продажам вина в магазинах Петербург снова оказался в тройке лидеров, правда, лишь на третьем месте с 7,25 литра на душу населения. Первые две строчки заняли Московская и Ленинградская области. Кавказские республики остались на последних местах по винному потреблению.
А что с производством?
Всего российские заводы в 2023 году выпустили 191,7 млн декалитров алкогольной продукции — во всяком случае, столько зафиксировала система ЕГАИС. Это меньше, чем в 2022-м, на 4%, но больше среднего значения за семь лет на 1%. «Никакого прогресса в среднем. Стоим на месте и слегка колеблемся», — комментирует ситуацию Вадим Дробиз
Львиная доля производства пришлась на напитки крепостью более 9 градусов — 111,9 млн декалитров, что на 6,5% больше среднего значения за семь лет. Российские предприятия выпустили 80 млн декалитров водки. Выпуск снизился на 4,3% к 2022 году, но оказался всего на 0,7% меньше, чем в среднем за семь лет. С учетом того, что в последние два года экспорт водки упал в два раза по сравнению с прошлыми значениями, здесь наблюдается «чемпионское олимпийское спокойствие и стабильность», комментирует Вадим Дробиз. Выпуск коньяка упал в 2023 году по сравнению с 2022 годом на 0,7%, до 8,8 млн декалитров, но по сравнению со средним значением за семилетку вырос на 2,4%. В целом колебания можно назвать незначительными.
Зато производство других видов спиртных напитков свыше 9 градусов — виски, ром, джин, кальвадос, бренди и российские промышленные самогоны — выросло по сравнению со средними значениями за семь лет на 65%, до 5,6 млн декалитров (к 2022 году — на 1,6%). Но бум производства российского виски из импортных дистиллятов уже «вышел на свой пик», считает Вадим Дробиз. Та же картина в категории «мужские ликеро-водочные изделия свыше 25% градусов»: по сравнению со средними значениями объемы выпуска увеличились на 52%, до 14 млн декалитров, хотя по сравнению с прошлым годом динамика была совсем незначительной. При этом импорт крепкого алкоголя, просевший в 2022 году из-за ухода из России ряда брендов, восстановился: по оценкам Luding Group, в 2023 году в Россию было импортировано 119,4 млн литров крепких напитков, что выше показателя за 2022 год на 44,5%.
Российские заводы выпустили в 2023 году 45,6 млн декалитров винодельческой продукции (без коньяков и бренди), что на 16% меньше, чем годом ранее, и на 23% меньше, чем в среднем за семь лет. Выпуск шампанского и игристых вин по сравнению с 2022 годом упал на 13%, до 14,1 млн декалитров, но по сравнению со средним значением за семь лет вырос на 4%. «Неграндиозно, колеблющаяся стабильность с семилетним сроком. Срок — тяжкий, успех небольшой», — резюмирует Вадим Дробиз.
Производство вина в 2023 году упало на 9% по сравнению с 2022-м, до 30,7 млн декалитров, и оказалось на 2,5% меньше, чем в среднем за семь лет. Отсутствие роста — несмотря на господдержку отрасли — может говорить об ошибках в области государственной политики, считает Вадим Дробиз. А раз нет роста производства, то и выпить больше отечественного вина россияне не могли. «И теперь вся надежда всей российской винной отрасли на одно принятое в августе соломоново решение о росте пошлин на импортное вино», — комментирует эксперт. Напомним, с 1 мая ставки этих акцизов вырастут в три раза. http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311270059?index=46 По прогнозам экспертов, из-за этого цены на импортные вина могут увеличиться вплоть до 30%, а на российские вина — минимум на 10%.
«Петербуржцы стали потреблять больше российских вин, потому что иностранные стали очень дорогими», — комментирует совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский. По его словам, после того как в сегменте крепкого алкоголя с полок исчезли иностранные виски, коньяки и другие крепкие напитки, а цены на то, что осталось, и российскую продукцию сильно поднялись, потребители тоже перешли в более дешевый сегмент. «Народ покупает не конкретный напиток, а то, что удовлетворяет потребность. Если есть потребность выпить, он выбирает напиток или самый доступный по цене, или по качеству. Поскольку ушло большое количество продукции, которая удовлетворяла по качеству, люди стали больше внимания обращать на цены», — отмечает предприниматель. Рост цен на пиво тоже может толкать на повышение градуса.
«Сейчас самое дешевое стоит рублей 60. Для тех, кому было важно получить какую-то дозу алкоголя, станут переходить из пивного алкоголизма в водочный», — заключил он.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»