На Невском заводе электрического транспорта (входит в ПК «Транспортные системы») 27 февраля поставили на рельсы тысячный трамвай. Юбилейной стала модель «Богатырь М», которую, наряду с моделями «Витязь» и «Невский», завод выпускает серийно с 2015 года и поставляет в Москву, Волгоград, Самару и еще несколько городов России, включая Петербург.
Уже завтра тысячный вагон выйдет на улицы города на Неве и будет перевозить пассажиров по маршруту № 60.
Как рассказали на предприятии во время церемонии, под давлением западных санкций с 2022 года возникли трудности с комплектующими. Несмотря на то что на 90% трамвай состоит из запчастей отечественного производства, на 10% сборка все еще зависит от импорта, поделились в цехе сборки.
— Комплектующие на тележку были производства Чехии, Германии. За рубежом закупались редукторы, оси. Сейчас мы вышли уже на свои оси — часть нам поставляет Тула, на тверском заводе закуплены станки с ЧПУ, будем делать муфты, редукторы. Это, пожалуй, сейчас самые тяжелые позиции по комплектующим. С электроникой сейчас проблем нет — модули производит завод на Урале. Частично комплектующие закупаем в Китае, — рассказал «Фонтанке» мастер Виталий Лохман.
По некоторым позициям — двигатели для «дворников», сиденья — невских трамваестроителей выручают заводы Белоруссии. На предприятии рассчитывают, что в 2024 году смогут полностью перейти на отечественные комплектующие.
— Очень много сложностей возникло со сборкой с 2022 года: металл, кузов, кабины, двигатели, электроника. Производственные мощности в пять раз ниже. В прошлом году у нас были деньги на 50 трамваев. Мы их не смогли купить. Не может производитель их произвести. Это из того, что вы говорите про запчасти. Мы смогли законтрактовать в ПК «ТС» 28 трамваев, в Усть-Катаве 14 и часть денег переложить на троллейбусы, размазать между белорусами и Вологдой. Вот так приходилось выкручиваться. И все равно не успели освоить бюджет. Реально ситуация по санкциям тяжелая. Постепенно они [ПК «ТС»] из нее вылезают. Сейчас комплектующие привозят наперед, хотя еще год назад [трамваи] собирали с колес. Гармошки везли через пятые страны. Сейчас вроде получше с этим, хотя далеко до идеала, — поделился директор Санкт-Петербургского горэлектротранса Денис Минкин.
Сегодня в штате завода 88 человек, в перспективе количество рабочих планируют увеличить до 115, уже идет набор по специальностям слесарь-электромонтажник и слесарь механосборки. На этот год запланирован выпуск 220–240 машин. Из них, рассказал председатель комитета по транспорту Валентин Енокаев, в подвижном парке Петербурга останутся порядка 60 трамваев. Остальные отправятся в Волгоград, Новотроицк, Тулу, Саратов и Улан-Удэ.
Напомним, ПК «ТС» является ведущим поставщиком наземного электротранспорта для Петербурга. Именно это предприятие выиграло, в частности, контракт на поставку 116 трамваев за 16,5 млрд рублей. Его же трехсекционная модель «Невский» ходит на 30-м маршруте от «Ладожской», который в течение года был бесплатным шаттлом на время закрытия станции; она же будет применяться на концессионной линии «Купчино — Шушары — Славянка». До этого ПК «ТС» выполняла крупные контракты на поставку троллейбусов для Петербурга.
Кроме того, именно именно ПК «ТС» вошла в соглашение с Горэлектротрансом и разработчиком искусственного интеллекта Cognitive Pilot о разработке первого беспилотного трамвая. Подробнее о том, зачем он нужен и как его хотят обучать, — читайте здесь.
О том, как менялась цена подвижного состава в Петербурге в последние годы, читайте в материале «Фонтанки».