В февральском обзоре новинок музыкального продюсера Дениса Рубина — Kanye West, переставший играть в мессию, возвращение MGMT, философский панк-рок IDLES, самурайский шедевр DL Krush, наибодрейшие Kula Shaker, документальный минимализм Филипа Гласса, концептуальная ретро-дискотека Стереополины, апокалипсическая любовная лирика группы «Щенки», взросло сделанный фанк Антохи МС и необязательный бум-бэп dr Martic (он же — Петар Мартич).
Kanye West & Ty Dolla Sign. Vultures 1
Как только Канье перестал вставать в миссионерскую позу, у него сразу получился отличный альбом. Он сильно отличается от предыдущего претенциозного релиза Dоnda, а амбиции поп-проповедничества уступили место собственно музыке. И она здесь одновременно сложная и простая. По лучшим пост-модернистским канонам, музыкальная ткань здесь многослойная, и каждый, в зависимости от способностей и возможностей, слышит в альбоме своё. Вероятно, большая заслуга и в многослойности, и в понижении градуса «понтов» принадлежит его напарнику по альбому - рэперу и мультиинструменталисту Ty Dolla Sign.
Здесь есть и олдскульный хип-хоп, и нео-соул, и корневые госпел-распевы. И, разумеется, каждая нота спродюсирована настолько качественно, что способна вызвать физиологическое удовольствие.
Ровно за это особенное искусство, умение сложную фактуру и нелинейную музыкальную мысль заключить в простую упаковку и превратить в массовый, в лучшем смысле слова, продукт все и полюбили Канье с первых же его релизов. Можно считать, что сейчас мы стали свидетелями того, как человек прошел испытание медными трубами и в духе канонического голливудского блокбастера практически потерпел в нем поражение. Но в последний момент вернулся к самому себе и подарил зрителю и слушателю катарсис и хэппи-энд. Впрочем, очень надеемся, что это пока не конец, а начало нового и зрелого периода в творческой биографии артиста.
MGMT. Loss of Life
Закоренелые модники MGMT вернулись с новым альбомом, но удивить получилось далеко не всех. MGMT всегда проходили по разряду остро актуальной поп-музыки, а это такой формат, в котором вообще нельзя выпадать из контекста. Требуется всегда оставаться в потоке и не позволять себе передышки длиной в шесть лет. Иначе начинаешь играть мимо кассы и перестаёшь попадать в болевые точки момента. То есть теряешь модус операнди, за который тебя и любят.
Альбом на самом деле получился крайне симпатичный и вполне пригодный для многоразового прослушивания. В нем есть и хитовые треки, и фирменный, немного сумасшедший саунд-дизайн, легкий сдвиг по фазе, который позволяет группе сохранять свой музыкальный почерк.
Но прорывом и откровением новую пластинку объявить не получится никак. Это такое собрание среднетемповых лирических баллад. Притом среднетемповость относится как к скорости песен, так и к их общему настроению, и к самому ощущению от прослушиванию альбома.
Dj Krush. Saisei
Dj Krush должен был выступать в Петербурге и в Москве ровно в те даты, когда в столицах была официально объявлена пандемия и запрещена концертная деятельность. На этом, увы, давняя традиция лично представлять русской публике свой каждый новый релиз, закончилась. И, возможно, навсегда. Особенно печально это обстоятельство в контексте выхода нового альбома, потому что он звучит шедеврально.
Несостоявшемуся якудза, променявшему бандитскую романтику на абстрактный хип-хоп, в очередной раз удалось сделать убедительный и мощный альбом, в котором самурайский кодекс вступает в симбиоз с дзен-медитацией: мрачный атмосферный бит, вгрызающиеся в мозг минималистические мелодии и несколько рэп-номеров с приглашенными вокалистами, которые точно и лаконично завершают общую картину настоящего произведения искусства.
Крашу — одному из немногих — удается делать вещи, которые звучат одновременно актуально и олдскульно. Этот альбом легко можно представить среди великих пластинок девяностых (золотой эры даунтемпо и трип-хопа), но и в наше непонятное время он звучит убедительно и свежо.
Idles. Tangk
Последнюю пластинку IDLES публика и критики оценили достаточно прохладно. Возможно, потому что музыканты несколько обманули ожидания, избежали силы инерции и почти не выдали в релизе шумного и грязного прото-панка.
Вместо этого они сделали мрачную, тихую и вдумчивую работу, которая неожиданно напоминает даже Radiohead — ни в коем случае, не музыкой, но мировоззрением и общим апокалиптическим духом. А отдельные песни неожиданно превратились в алтьтернативно-блюзовые боевики, достойные великих, но малоизвестных американцев Soul Coughing.
Главный итог размышлений по поводу этого альбома заключается в том, что если в наши дни и искать в популярной музыки серьезных размышлений, то как ни парадоксально, ловить эту рыбу надо в грязной воде панк-рока. Второй итог, непосредственно музыкальный, — данный альбом лучший на данный момент в дискографии группы.
Kula Shaker. Natural Magick
Вряд ли это было сознательным ходом, просто так получилось, что мужчины из легендарного ансамбля нулевых Kula Shaker смогли забить на свое прошлое, отряхнули с себя ответственность перед поклонниками и необходимость соответствовать хоть чьим-то привычкам и ожиданиям, и записали просто бодрый, задорный и яркий альбом. Альбом-хит, альбом-боевик, альбом — динамо-машина, который с первых же аккордов оставляет тебя безо всяких рефлексий и просто забирает с собой в увлекательное музыкальное путешествие.
Если бы первый альбом Kula Shaker был таким, как последний, то они, вполне возможно, обошли с ним в чартах самих себя.
Philip Glass. Philip Glass Solo
Единственный положительный фактор пандемии в музыкальном смысле — это появление большого количества альбомов, которых бы просто не случилось, если бы у артистов не появилось много свободного времени на размышления, подведение итогов и, элементарно, сочинительство и исполнительство.
Филип Гласс, музыкальная легенда, создатель минимализма, в свои преклонные года не расстается с портативным синтезатором даже в дороге, потому что хочет успеть как можно больше в отведенное ему время. Пандемия дала ему возможность сосредоточиться не только на сочинении новых произведений, но и на переосмыслении старых. А переосмысление для Гласса заключалось не в абстрактных размышлениях, а в исполнении. Гласс словно вспоминает руками. Как итог, на свет появилась запись с авторским сольным исполнением избранных работ. Сам Гласс говорит об этой пластинке как о своеобразном музыкальном документе, в котором одновременно зафиксировано прошлое его творчество и размышления над настоящим через призму этого прошлого.
Впечатление этот набор крайне простых по ощущению этюдов оставляет «убойное». Это музыка и мышление, сбивающие с ног. Знаем лично множество умный и тонких людей, которые буквально рыдают, услышав произведения Гласса. Потому что, отшелушив все кажущиеся сложности, упростившись до базы, основы и фундамента, они точно и безошибочно попадают в цель. И эта цель — не мозг. Это сердце.
Dr. Martic. taxi 2
Альбомы, собранные из ауттейков, материалов, не вошедших в основные релизы, всегда имеют шанс превратиться в очень симпатичные самостоятельные работы. Артист в таких случаях лишен давящего груза ответственности. С него как бы «взятки гладки» и это позволяет ему дистанцироваться и отстраниться от себя великого.
Ровно это случилось и с альбомом Dr. Martic, в миру более известного под именем Петар Мартич (создатель группы «Пасош», фигурант нескольких скандалов, связанных с абьюзивными отношениями, обвиненный в пропаганде наркозависимости и выдворенный из России).
Собрав какое-то количество отвалившихся по ходу дела от основных релизов заготовок, он доработал их и свел воедино в обаятельную музыкальную коллекцию инструментального хип-хопа — такого ольдсукльного свойства, более всего напоминающего старый добрый стиль «бум-бэп». Ленивая и ироничная работа, не претендующая на шедвральность, и слава богу. Просто приятный фон для путешествия на машине или пешком. Или для лежания дома в порыве осознанного прокрастинирования.
Антоха МС. «ШИК МОЛА»
Антоха очень вырос в музыкальном плане и сделал альбом, в котором его традиционно наивные песни обросли уверенным грувом и драйвом. Тексты Антохи по-прежнему сочинены на птичьем языке, несмотря на то, что каждое слово по отдельности имеет отношение к русскому языку. Но не в текстах здесь сила. Точнее, не в их глубине, а в их соответствии внутреннему миру лирического героя. И, разумеется, в музыке. Если бы Jamiroquai появился в России и сделал это в конце десятых готов двадцать первого века, то звали бы его Антоха МС.
Жаль, что такому сильному и убедительному материалу не обеспечили достойную массированную информационную поддержку. Но тут наверное свою роль сыграли внутренние менеджерские разборки проекта и отказ от сотрудничества с одним из лучших продюсеров с стране Эдуардом Шумом. В любом случае, мы тут оцениваем не медиа-шум, а качество и уровень материала. И он действительно хорош. И что особенно ценно, Антоха МС занимает практически не занятую в России нишу поп-фанка и чувствует там себя более чем уверенно.
Стереополина. «Песни для хорошего настроения»
Стереополина сделала не просто новый альбом, а большой концептуальный продукт, исполненный по всем канонам постмодернизма. Он обернут в несколько смысловых и рекламных слоев.
Во-первых, по мотивам альбома в Яндексе запущена карта точек Петербурга, каждая и которых связана с той или иной песней альбома.
Во-вторых, альбом существует в двух версиях, и люксовый вариант отличается от базового только одним: перед каждой песней записано интро, в которых Стереополина, словно диктор на радио, рассказывает и подсказывает, как слушать свой следующий трек и благодаря чему он появился на свет.
В-третьих, на этой пластинке (как и прежде, но здесь особенно наглядно) Стереполина использует отличный прием. Она формально исполняет музыку в стиле русской ретро-поп-эстрады восьмидесятых-девяностых, во всем этом великолепном диапазоне от «Комбинации» и «Миража» до Ветлицкой и Салтыковой, но поверх этой стилизации накидывает достаточно мрачные философские тексты.
Как если бы в самый разгар сериала «Санта-Барбара» все взял в свои руки Дэвид Линч и начал задвигать свои визионерские телеги, оставаясь в формате изначальной мыльной оперы.
В итоге, есть предложение специально для Стереополины учредить стиль поп-модерн, на этом успокоиться и просто продолжить радоваться появлению еще одной яркой и интересной пластинки.
Щенки. «Спонсор твоей депрессии» ЕР
В самый разгар «скандала с носком», видимо, чтобы показать поклонникам, что «Щенки» живее всех живых и все еще могут показывать зубы, группа выложила в сеть новый мини-альбом. И это отличный, агрессивный, брутальный панк, очень хорошо придуманный и сыгранный, и снабжённый отличными текстами. Недаром, Максим Тесли известен в городе не только как рок-идол, но и как серьезный лирический поэт.
Сила «Щенков» в их художественном методе. Все их песни по сути посвящены подростковой неудачной влюбленности. Но они умеют и в словах и в музыке возвести лирическую трагедию пубертатного периода до уровня гуманитарной катастрофы планетарного масштаба.
Представляете, как подобный лирический подход, вкупе с убедительной протестной музыкой влияет на неокрепшие юношеские умы? Взрывной эффект, убедительная мощь и заслуженная популярность.
Денис Рубин, специально для «Фонтанки.ру»
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».