Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Чтобы не нашкодили. Ретротрамваи для Петербурга хотят собирать прямо на месте

Чтобы не нашкодили. Ретротрамваи для Петербурга хотят собирать прямо на месте

11 604

Сборка трамваев в дизайне «ретро» готовится переехать из Екатеринбурга в Петербург, для которого их и делают. На Урале освобождают место под оборонзаказ.

По данным «Фонтанки», несколько дней назад в цехах «Вагонмаша», что на Кировском заводе, побывала делегация. Были в ней представители завода «Уралтрансмаш» (который просят назвать «Уралтрансмаш госкорпорации "Ростех"»), «Сбербанк лизинга», Горэлектротранса. Состав участников сомнений не вызывает: говорили о ретротрамваях.

«Фонтанка» подробно рассказывала о том, как рождался контракт на 54 трамвая в стиле ретро (12 двухсекционных «Довлатовых» и 42 трехсекционных «Достоевских») с уникальной тележкой, разработанной под эту поставку. Горэлектротранс закупает их в лизинг у «Сбербанк лизинга», производитель — екатеринбургский «Уралтрансмаш» (репортаж с завода — здесь). Впоследствии ГЭТ заключил с предприятием еще один прямой контракт — на 22 двухсекционника. Первый «Достоевский» приехал в Петербург осенью, затем привезли «Довлатова», всего на данный момент отгружено 9 вагонов, их часто можно увидеть на Васильевском острове и Петроградской стороне. При этом изначальные сроки на поставку вышли еще в прошлом году, так как «Уралтрансмаш» в приоритетном порядке исполняет контракт по гособоронзаказу.

По данным «Фонтанки», совместная делегация прибыла для того, чтобы обсудить сборку ретротрамваев в Петербурге — на базе «Вагонмаша». Это бывший вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова, он известен в первую очередь как поставщик составов «НеВа» для метро. До 2020 года предприятие принадлежало чешской Skoda и Кировскому заводу, но затем долю последнего выкупило АО «Синара — Транспортные машины» (СТМ) и довело ее до 50%.Завод должен был стать основной площадкой совместного предприятия «Синара-Шкода», однако осенью 2022 года из этого предприятия чехи вышли — теперь это «Синара — Городской рельсовый транспорт», которое целиком принадлежит Группе «Синара». С петербургским «Вагонмашем» же произошла обратная история: из него СТМ вышел, оставив единственным собственником АО «Шкода Транспортейшн А. С.».

Собеседники издания утверждают, что после всех этих изменений у «Вагонмаша» были производственные планы — например, зайти в «Петербургский метрополитен» на долгосрочное обслуживание собственного подвижного состава. В итоге на данный момент более реальной выглядит сборка трамваев в стиле «ретро» по контрактам ГЭТ. Если переговоры не сорвутся, то договор с «Уралтрансмашем» предприятие планирует заключить уже в марте. О причинах этого решения говорят определенно: освободить в Екатеринбурге место под гособоронзаказ. Некоторые намекают, что трамваи на военном заводе не обрадовали руководство Минобороны, которое инспектирует екатеринбургский завод и в последний раз было там совсем недавно.


Корреспондент направил запрос в «Уралтрансмаш» по поводу условий договора, но на момент публикации ответа не поступило. Не склонен был комментировать происходящее и директор «Вагонмаша» Михаил Макалатия. Но осведомленные собеседники подтверждают, что сам по себе переезд сборки ретротрамваев не новелла: часть производственных процессов и сейчас происходит в Нижегородской области. Это не изменится. В поисках площадки под сборку вагонов «Уралтрансмаш» обращался и к другим региональным производителям, но они решили не вписываться в контракт.

«Многие поставщики комплектующих и так из Петербурга, хотя не все, конечно, — говорит источник «Фонтанки». — От «Вагонмаша» требуется организовать сборочное производство — под наблюдением технологов и конструкторов «Уралтрансмаша». Гайки крутить будут местные рабочие, коллектив на «Вагонмаше» есть, будет под 100 человек. Но цифры и график производства пока рано называть. Еще важно, что в этой схеме у «Вагонмаша» нет возможности менять конструктив или заниматься рационализаторством. Вернее, есть, но любое предложение должно пройти по цепочке «Уралтрансмаш» — «Сбербанк лизинг» — ГЭТ».

Интересы Горэлектротранса защищены тем, что контракт у него — именно с лизингодателем, а не с производителем. Поэтому городской перевозчик может выставлять неустойки — и уже выставляет — «Сбербанк лизингу», а не предприятию гособоронзаказа. Вопрос, на каких условиях «Вагонмаш» будет собирать трамваи для «Уралтрансмаша», подвешен в воздухе. Как и вопрос, не станет ли в итоге такой контракт убыточным для самого производителя. Собеседник, близкий к «Уралтрансмашу», говорит, что, предприятие не собирается сворачивать гражданское направление: «То, что там запланировали кооперацию, — нормально и объяснимо. Там еще несколько контрактов затормозились из-за приоритета «оборонки», их тоже надо разгонять, но в первую очередь завод хочет решить вопрос с петербургским».

Есть вопрос, обойти который не удастся: иностранные собственники петербургской площадки. Источники «Фонтанки» говорят, что уже собран пакет документов для правительственного заседания, оно должно пройти в ближайшее время. Предполагается, что оно одобрит проведение сделки по смене владельца «Вагонмаша», в этом случае чехи из состава учредителей выйдут.


Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
32
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях