Сборка трамваев в дизайне «ретро» готовится переехать из Екатеринбурга в Петербург, для которого их и делают. На Урале освобождают место под оборонзаказ.
По данным «Фонтанки», несколько дней назад в цехах «Вагонмаша», что на Кировском заводе, побывала делегация. Были в ней представители завода «Уралтрансмаш» (который просят назвать «Уралтрансмаш госкорпорации "Ростех"»), «Сбербанк лизинга», Горэлектротранса. Состав участников сомнений не вызывает: говорили о ретротрамваях.
«Фонтанка» подробно рассказывала о том, как рождался контракт на 54 трамвая в стиле ретро (12 двухсекционных «Довлатовых» и 42 трехсекционных «Достоевских») с уникальной тележкой, разработанной под эту поставку. Горэлектротранс закупает их в лизинг у «Сбербанк лизинга», производитель — екатеринбургский «Уралтрансмаш» (репортаж с завода — здесь). Впоследствии ГЭТ заключил с предприятием еще один прямой контракт — на 22 двухсекционника. Первый «Достоевский» приехал в Петербург осенью, затем привезли «Довлатова», всего на данный момент отгружено 9 вагонов, их часто можно увидеть на Васильевском острове и Петроградской стороне. При этом изначальные сроки на поставку вышли еще в прошлом году, так как «Уралтрансмаш» в приоритетном порядке исполняет контракт по гособоронзаказу.
По данным «Фонтанки», совместная делегация прибыла для того, чтобы обсудить сборку ретротрамваев в Петербурге — на базе «Вагонмаша». Это бывший вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова, он известен в первую очередь как поставщик составов «НеВа» для метро. До 2020 года предприятие принадлежало чешской Skoda и Кировскому заводу, но затем долю последнего выкупило АО «Синара — Транспортные машины» (СТМ) и довело ее до 50%.Завод должен был стать основной площадкой совместного предприятия «Синара-Шкода», однако осенью 2022 года из этого предприятия чехи вышли — теперь это «Синара — Городской рельсовый транспорт», которое целиком принадлежит Группе «Синара». С петербургским «Вагонмашем» же произошла обратная история: из него СТМ вышел, оставив единственным собственником АО «Шкода Транспортейшн А. С.».
Собеседники издания утверждают, что после всех этих изменений у «Вагонмаша» были производственные планы — например, зайти в «Петербургский метрополитен» на долгосрочное обслуживание собственного подвижного состава. В итоге на данный момент более реальной выглядит сборка трамваев в стиле «ретро» по контрактам ГЭТ. Если переговоры не сорвутся, то договор с «Уралтрансмашем» предприятие планирует заключить уже в марте. О причинах этого решения говорят определенно: освободить в Екатеринбурге место под гособоронзаказ. Некоторые намекают, что трамваи на военном заводе не обрадовали руководство Минобороны, которое инспектирует екатеринбургский завод и в последний раз было там совсем недавно.
Корреспондент направил запрос в «Уралтрансмаш» по поводу условий договора, но на момент публикации ответа не поступило. Не склонен был комментировать происходящее и директор «Вагонмаша» Михаил Макалатия. Но осведомленные собеседники подтверждают, что сам по себе переезд сборки ретротрамваев не новелла: часть производственных процессов и сейчас происходит в Нижегородской области. Это не изменится. В поисках площадки под сборку вагонов «Уралтрансмаш» обращался и к другим региональным производителям, но они решили не вписываться в контракт.
«Многие поставщики комплектующих и так из Петербурга, хотя не все, конечно, — говорит источник «Фонтанки». — От «Вагонмаша» требуется организовать сборочное производство — под наблюдением технологов и конструкторов «Уралтрансмаша». Гайки крутить будут местные рабочие, коллектив на «Вагонмаше» есть, будет под 100 человек. Но цифры и график производства пока рано называть. Еще важно, что в этой схеме у «Вагонмаша» нет возможности менять конструктив или заниматься рационализаторством. Вернее, есть, но любое предложение должно пройти по цепочке «Уралтрансмаш» — «Сбербанк лизинг» — ГЭТ».
Интересы Горэлектротранса защищены тем, что контракт у него — именно с лизингодателем, а не с производителем. Поэтому городской перевозчик может выставлять неустойки — и уже выставляет — «Сбербанк лизингу», а не предприятию гособоронзаказа. Вопрос, на каких условиях «Вагонмаш» будет собирать трамваи для «Уралтрансмаша», подвешен в воздухе. Как и вопрос, не станет ли в итоге такой контракт убыточным для самого производителя. Собеседник, близкий к «Уралтрансмашу», говорит, что, предприятие не собирается сворачивать гражданское направление: «То, что там запланировали кооперацию, — нормально и объяснимо. Там еще несколько контрактов затормозились из-за приоритета «оборонки», их тоже надо разгонять, но в первую очередь завод хочет решить вопрос с петербургским».
Есть вопрос, обойти который не удастся: иностранные собственники петербургской площадки. Источники «Фонтанки» говорят, что уже собран пакет документов для правительственного заседания, оно должно пройти в ближайшее время. Предполагается, что оно одобрит проведение сделки по смене владельца «Вагонмаша», в этом случае чехи из состава учредителей выйдут.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»