Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Что дозволено «Майбаху», не дозволено такси. В ЗакСе разбирались, как живется рынку перевозок с новым законом

Что дозволено «Майбаху», не дозволено такси. В ЗакСе разбирались, как живется рынку перевозок с новым законом

16 326

В Заксобрании перевозчики, Смольный и депутаты обсудили, как в Петербурге работается с новым законом о такси. Основная проблема — с ценообразованием — остается нерешенной. А «Яндекс», от которого ждут, что он либо снизит комиссию для водителей, либо поднимет цены, на обсуждение просто не пришел.

Еще в начале заседания глава парламентской комиссии по транспорту депутат Алексей Цивилев констатировал: представители «Яндекс.Такси» на встречу не пришли. И от себя, не без доли иронии, предположил: причина в большом количестве вопросов.

«Самый главный вопрос, в который все упирается: и таксопарки, и водители просят поднять цену в существующих реалиях», — прокомментировал «Фонтанке» Цивилев. Он рассказал, что его как-то вез водитель такси Саша. В день Александр зарабатывает 7 тысяч рублей «грязными». Из этой суммы, пояснил депутат, мужчина 30% платит «Яндексу», 1600 рублей таксопарку, плюс расходы на бензин. И получается, что этот водитель «чистыми» за свой 12-часовой рабочий день зарабатывает меньше 3 тысяч рублей.

«В существующей экономической модели все просят поднять цены. «Яндекс» цены держит», — резюмировал глава комиссии. Цивилев подчеркнул: по сути, к агрегатору один основной вопрос — пусть либо уменьшает комиссию для водителей, либо повышает цены для пассажиров. «Это негласно то, что я понял из общего мнения людей, которые присутствуют [на заседании]», — добавил Цивилев.

При этом игроки отрасли высказывались — у второго пути есть очевидные минусы: «Мы со своей стороны тоже понимаем, что если сейчас все агрегаторы и таксисты в Петербурге [установят] справедливые цены за заказы, количество этих заказов уменьшится раз в десять, поскольку граждане просто не смогут себе этого позволить», — констатировал представитель «Ситимобила» и «Таксовичкова» Даниил Курашев.

Представители комитета по транспорту начали с бодрого отчета. «Одной из целей нового законодательства было повышение качества и безопасности перевозок пассажиров. Сейчас можно говорить о том, что к этой цели мы движемся. Так, во время постоянных рейдов для осуществления контроля за действием всех легковых такси в городе мы видим тенденцию к снижению легковых такси, в отношении которых фиксируются нарушения обязательных требований. Это касается как путевых листов, так и требований к самим автомобилям», — рассказал зампредседателя комитета по транспорту Ренат Ягудин.

Чиновник привел данные: по состоянию на 29 февраля в реестре легковых таксистов Петербурга содержится уже более 46 800 автомобилей. Это в два раза больше, чем было в аналогичном периоде 2023 года. Однако на заседании нашлись те, кто усомнился, что все, кто числится в реестре, действительно работают. В частности, нереальным число назвал Курашев.

Положительную динамику Смольный видит и в том, что касается обновления автопарка. Средний возраст автомобиля, который включен в реестр после 1 сентября, составляет три года, а средний возраст всех автомобилей, включенных в реестр, снизился более чем на шесть месяцев и составляет менее четырех лет.


Кроме того, Ягудин сообщил, что чиновники заканчивают работу по подготовке технического задания на разработку государственной информационной системы (ГИС) такси Санкт-Петербурга. «Во втором квартале этого года мы планируем, что приступим к разработке уже непосредственно самой ГИС», — добавил он. Одной из целей этой системы является контроль времени, в течение которого водитель такси находится за рулем автомобиля.

Представители отрасли видят ситуацию не так радужно: рынок «схлопнулся», многие водители, как и предсказывали, ушли с рынка, цены на автомобили, бензин и продукты питания растут, и только цены на такси не растут.

Новый закон о такси начал действовать с 1 сентября 2023 года. «Фонтанка» подробно рассказывала о нем. Регионы получили право устанавливать свои требования к такси, в частности по цвету автомобилей и экологическому классу автомобилей.

Пустить к себе водителей из других регионов

Собравшиеся живо обсуждали вопрос, стоит ли пускать в Петербург водителей такси из других регионов России. С Ленобластью все понятно: в этом случае действует специальное межрегиональное соглашение.

В комитете по транспорту идею поддержали, более того, попросили Цивилева выступить с соответствующей законодательной инициативой. Невозможность самозанятым из других регионов работать в сфере такси в Петербурге из-за отсутствия регистрации по месту жительства, по мнению чиновников, — это «административный барьер на пути легализации самозанятых». Да и на налогах, если разрешить работать в городе выходцам из других регионов, такое изменение негативно не скажется.

«За двумя руками» высказался также Курашев. Его поддержал гендиректор таксопарка № 47 Борис Орельский. «Мы горячо поддерживаем инициативу внесения изменений, чтобы водитель не был привязан к региону проживания», — сказал он. Спикер рассказал о другой проблеме, она хоть и локальная, но, похоже, только на первый взгляд. В такси работают сотрудники МЧС, их немного, зато это очень профессиональные и ответственные водители. На подработку они, конечно, пришли не от хорошей жизни. Однако по факту не имеют возможности оформиться в качестве самозанятых, так как являются госслужащими.

Чтобы выходцы из других регионов России имели возможность работать в Петербурге таксистами, необходимо менять федеральное законодательство, а именно 580-ФЗ. Цивилев после заседания подтвердил «Фонтанке», что парламент города выйдет с такой законодательной инициативой.

Раскритиковал предложение только представитель Общественного совета по развитию такси Андрей Белов. «То, что мы сейчас хотим сделать, ни в коем образе не способствует повышению качества обслуживания <...>. Если мы опять разрешим здесь работать всем, кому попало, то о каком качестве может идти речь?» — заявил он. В качестве аргумента спикер отметил, что приезжие не знают город и незнакомы с менталитетом Петербурга, в том числе и с трафиком большого города после работы в небольших населенных пунктах.

Ладожский вокзал и Пулково

Белов рассказал, что теперь на Ладожском вокзале такси больше не могут заезжать на пандус второго этажа бесплатно даже на пять минут, чтобы высадить пассажиров. В итоге они вынуждены либо высаживать внизу, либо добавлять к стоимости поездки 150–200 рублей.

Принятый в 2023 году городской закон ввел запрет на предложение услуг такси в аэропорту, на вокзалах и автовокзалах — так власти надеялись решить проблему с «зазывалами».

Александр Холодов из Общественной палаты РФ напомнил: на вокзалах для пассажиров по билету туалеты бесплатные по закону о защите прав потребителей. Потребитель уже оплатил услугу по перевозке и не должен оплачивать еще и посещение уборной. Спикер пояснил: несмотря на то что вопрос актуален больше для таксистов, чем для пассажиров, которые на личном автомобиле приезжают с багажом на вокзал, этот вопрос первичен именно в разрезе прав потребителей, нежели удобства таксистов.

Коснулись собравшиеся и неразрешенной темы с парковкой такси в Пулково, где царствует все тот же «Яндекс». Оказалось, что не только он. Водитель такси Андрей Кононович рассказал, что первая линия в Пулково сейчас вся «забита» теми, у кого нет разрешений, условными «Майбахами». Он напомнил, что у таких автомобилей нет требований ни по цвету автомобиля, ни по наличию «шашечек», хотя они выполняют по сути одинаковую роль — пассажирские перевозки.

«Просили разобраться с машинами, которые работают в бизнес-классе, черными «Майбахами» условными, что они не оформлены как такси, а договоры фрахтования по факту еще не действуют. Здесь пошел спор с комитетом, который [говорит], что мы не можем это проверить, а водители говорят, что можно пойти на первую линию», — прокомментировал Цивилев. Он пообещал, что обязательно совершит такую поездку, чтобы лично посмотреть на автомобили, которые заняли первую линию в аэропорту.


Парламентская комиссия планирует собраться в следующий раз через полгода. Цивилев призвал присылать вопросы и замечания для заседания заранее.

Ирина Корбат,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
101
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях