Жители Пискаревского проспекта проснулись от страшного грохота около 7:08 утра в субботу. Звук, похожий на взрыв, услышали читатели «Фонтанки», живущие на проспекте Науки и у метро «Академическая». Уличные камеры видеонаблюдения зафиксировали вспышку света, вслед за которой замигали и завизжали автомобильные сигнализации.
«Сначала услышала звук, как от гоночной машины, — расскажет потом пенсионерка из дома 161 по Пискаревскому проспекту. — А потом взрыв. Выглянула в окно, а там — искореженная машина, думала, что это она взорвалась».
Внутрь комнат и кухонь в доме 161 посыпались стекла. Взрывная волна прошла квартиры насквозь и вынесла некоторые окна и с противоположной стороны пятиэтажки.
«У нас вот это окно было плотно закрыто, поэтому оно целое. А балкон был приоткрыт, и волной выбило дверь на лоджию полностью», — расскажет жительница квартиры в первой парадной на четвертом этаже дома 161. Пластиковую окантовку лоджии выгнуло наружу, и на ней повисла балконная дверь, выдавив остекление. Эту дверь сын женщины втащит внутрь лоджии, прежде чем они с матерью в спешке покинут дом.
По словам жителей, все службы отреагировали на произошедшее очень оперативно. Уже через насколько минут на месте были пожарные и МЧС. К тому времени на улице уже собрались разбуженные люди. Они рассматривали дыру в доме 161 на уровне второго этажа. Земля вокруг была усыпана обломками дерева, кирпича и битым стеклом. Показались языки пламени. Жилец с третьего этажа сбивал горящие обломки вниз. «На третьем этаже у нас доктор живет, — расскажут спустя несколько часов жильцы первой парадной. — Он сразу начал огонь из ведра заливать».
Сотрудники МЧС вывели жителей домов 161 и 159, корпус 2, на улицу. По словам очевидцев из первой парадной 161 дома, что-либо рассмотреть на лестнице было трудно из-за задымления. Один из жильцов в момент удара прогревал автомобиль. Вылетело заднее стекло, что-то упало сверху на крышу. Но водитель остался цел. Он выскочил из машины, бросив ключи в замке зажигания.
Основной удар пришелся в окно однушки на втором этаже. К счастью, владельца в этот момент дома не оказалось: в квартире, около года назад оставшейся ему от матери, он жил лишь время от времени. Но там, по его словам, был нормальный ремонт, мебель, бытовая техника. О случившемся ему сообщили соседи, и мужчина сразу же приехал. То, что осталось от его квартиры, Юрий осматривал уже в присутствии сотрудников МЧС. «Шикарно», — иронически отозвался он на вопрос корреспондента «Фонтанки» о том, как там внутри. Теперь мужчина рассчитывает на ремонт и компенсацию от властей. Когда к жильцам пострадавших домов приехал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, именно Юрий спросил, придется ли ему платить за коммунальные услуги, если ремонт продлится, например, месяца два. «Коммуналку мы оплатим», — пообещал губернатор.
Вскоре после удара пространство между домами 161 и 159, корпус 2, затянут сигнальными лентами. На крыше дома 4 появятся бойцы в бронежилетах, а во дворе — пожарные, скорая помощь, полиция, Росгвардия, МЧС и следственный комитет. На вопрос, что это было, жильцам прямого ответа не даст никто, даже губернатор. Но люди и так все поймут: момент удара снимут не только уличные камеры, но и «глазки» домофонов и видеорегистраторы припаркованных машин. На одной из записей отчетливо видна треугольная крылатая тень, врезающаяся в жилой дом, и поднявшееся над домом зарево.
«А где гарантии, что этого больше не случится?» — спросят жильцы пострадавших домов Александра Беглова.
«Город надежно защищен, — скажет губернатор. — Но есть определенные нюансы. Военные работают, делается все необходимое. Более подробно говорить на эту тему я, сами понимаете, не могу».
Быстро отреагируют не только медики и спасатели, но и воспитатели детского сада № 23, что прямо за домом 161. Они откроют двери для жильцов пострадавших домов, быстро «сообразят» вкусный чай с ассортиментом печенья и пряников, а спустя часа полтора предложат горячий суп. Убедившись, что суп поели все, приступят к организации обеда: подадут сосиски с гречкой, пиццу и хачапури. На улице тоже будут кормить — тем, кто не хочет сидеть в помещении, раздадут пирожки и горячий чай из термоса.
«Детский сад — такие молодцы, так хорошо организовали, — говорит пожилая женщина, сидящая около двери с табличкой «Музыкальный зал». — А администрацию мы так и не видели! Вот где этот Жабрев?»
На этих словах глава муниципального округа Полюстрово Андрей Жабрев возникает рядом. В «Музыкальном зале», оказывается, уже совещается оперативный штаб и администрация тоже на месте. «Сейчас все скажут, все расскажут», — примирительно говорит Жабрев и предлагает всем собраться в спортзале.
Народ не ропщет, но явно на нервах. К тому же откуда-то пошел слух, что в доме 161 все квартиры осматривают силовики и взрывотехники, и если квартира окажется заперта, то ее вскроют, не дожидаясь жильцов. В спортзале тем временем работают психологи и медики. Девушка в форменной курточке с эмблемой МЧС предлагает чай бледной пожилой женщине и тихонько приобнимает ее. У женщины вокруг глаз — красная воспаленная кайма. В противоположном углу спортзала за низеньким столиком сидят кружком дети и сосредоточенно что-то лепят из пластилина. Мужчина прикорнул на скамейке. Женщина говорит по телефону и успокаивает кого-то, кто позвонил, чтобы успокоить ее: «Не надо приезжать. Сиди дома. Занимайся детьми».
Первым объявление делает заместитель главы администрации Красногвардейского района Виталий Ярославлев.
«В связи с чрезвычайной ситуацией, которая произошла на территории Красногвардейского района, создан оперативный штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации, — говорит он. — На данный момент на территории квартала работают все специальные службы. О чем я говорю, вы все прекрасно понимаете. Самый пострадавший дом — 161, предварительно там основательно пострадало около 50 квартир. По остальным домам мы даем общее количество пострадавших квартир — 200. По дому 159, корпус 2, постараемся сегодня максимально заделать окна, чтобы жители в этот дом могли въехать».
Ярославлев отмечает, что у каждой парадной выставлено оцепление МВД, чтобы не допустить мародерства. Сильнее всего пострадали первая, вторая и третья парадные в доме 161.
«После того, как спецслужбы закончат работы, вас запустят в квартиры, чтобы вы могли забрать документы, — говорит Ярославлев. — После — два варианта. Вы можете по желанию поехать к своим родственникам. Или же подождать в пунктах временного размещения, здесь или в школе № 478. Кто хочет, может поехать на время ремонта в гостиницы, с которыми вопрос уже решен».
Жильцам напоминают, что если в квартире выбило окна, надо записаться в список на остекление и оставить номер телефона: сотрудники ЖКС придут, сделают замеры, но, чтобы дом не замерз за ночь, временно закроют разбитые окна оргалитом.
— А кто должен разбираться с поврежденными машинами? — спрашивает один из жителей.
— Участковый, — отвечают ему.
— А где его найти? Мы его тут вообще не видели никогда! — шумят эвакуированные.
Тогда им предъявляют врио начальника УМВД по Красногвардейскому району — Павла Ли. «По поводу повреждений автомашин. Все повреждения в настоящий момент фиксируются нашими сотрудниками УГИБДД, будут сформированы материалы проверок», — говорит Павел Ли. Но на вопрос жителей, кто именно должен компенсировать ущерб, причиненный машинам, ответить не может.
«Все будет восстановлено. По автомобилям — будет выплачена компенсация», — успокоит спустя час жильцов пострадавших домов Александр Беглов.
— А кто будет выносить мусор? У меня сестра не может сама вынести, — говорит мужчина в черной куртке.
— Вы, — теряется замглавы администрации.
— Я могу помочь, — кипятится мужчина, делая ударение на слове «помочь». — Но там трехкомнатная квартира в хлам лежит, дядя.
— Сотрудники жилищных служб вам помогут вынести мусор, если это необходимо, — отвечают ему.
Следующий вопрос — будут ли выламывать двери.
— Это пуля, никто ничего вскрывать не будет, — успокаивает людей Ярославлев.
Около пятнадцати часов жителей начинают впускать в парадные. На входе у всех проверяют паспорта с пропиской. Представители администрации пообещали, что в гостиницы для временного заселения жильцов пострадавших квартир будут пускать с питомцами. Вопрос нетривиальный: у многих здесь собаки и кошки.
«Моя кошка в квартире осталась, — рассказывает жительница пятого этажа в первой парадной дома 161. — Она после взрыва спряталась, ее было не найти».
По официальным данным, после прилета по дому на Пискаревском проспекте медицинская помощь потребовалась шестерым жильцам. Жертв нет.
«А мне внучка сейчас звонит и говорит: «Бабушка, какое счастье, что ты жива», — говорит пенсионерка, сидящая на стуле у первой, самой пострадавшей, парадной.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.