Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город «Пешеходы скоро станут рудиментом». Новый экзотический транспорт вытесняет петербуржцев с тротуаров

«Пешеходы скоро станут рудиментом». Новый экзотический транспорт вытесняет петербуржцев с тротуаров

80 630

Не успели пробудиться от зимней спячки сервисы шеринга самокатов, как у петербургских пешеходов появился новый «враг номер один». Тротуары захватили курьеры на электровелосипедах, а также новый экзотический вид транспорта — электротрициклы. «Фонтанка» разобралась, место ли такому транспорту на тротуарах и почему убрать его оттуда будет проблематично.

На появление нового участника дорожного движения обратило внимание сообщество «Центральный район за комфортную среду обитания». На днях на его странице «ВКонтакте» были опубликованы фотографии трехколесного транспортного средства, которое рассекало по тротуарам в самом центре города. Открытый багажник и место водителя на снимках закрыты черным тентом, но, судя по всему, трицикл использовался для перевозки грузов, а не людей. «Теперь по тротуарам разъезжает ещё и это — непонятно что! Мало нам электросамокатов, доставщиков на велосипедах и мотороллерах… Пешеходы на тротуарах, видимо, скоро станут совсем ненужным рудиментом», — говорилось в посте.

Новинка вызвала оживленную дискуссию. Кто-то увидел аналогии с рикшами и тук-туками, которые широко используются в странах Азии. «О… тук-тук. Как в Индии», — пишет Денис. «Превращаемся в Таиланд? Тук-туки уже по улицам гоняют. Ну и жесть...» — возмущается Наталья. «Дубайские флешбэки. Там по немногочисленным тротуарам подобное ездит постоянно, но ещё и имеет наглость сигналить на пешеходов», — комментирует Григорий. «Судя по всему, мы ближе к Азии», — резюмирует Дарья.

По словам местных жителей, такие трициклы, или каргобайки, доставляют продукты в столовые, шавермы и небольшие магазины. Кто-то пытается войти в положение бизнеса. «Магазинов понаоткрывали, а вот мест для погрузки-разгрузки не предусмотрели, и зачастую паркуются на тротуарах, дворах и т. д., перекрывая всем доступ», — рассуждает Диана.

Но большинство участников дискуссии не слишком обрадовалось перспективе делить с таким транспортом тротуары — тем более что там и так приходится уворачиваться от курьеров на электровелосипедах, а скоро еще откроется сезон шеринга электросамокатов.

«Моторизированное транспортное средство. Место ему — на проезжей части!» — считает участник сообщества по имени Андрей. «Ну этому «чуду техники», действительно, место на проезжей части. С номерным знаком и правами у водителя. Категорию «М» никто не отменял», — соглашается Сергей. Некоторые считают, что подобным машинам не место и на проезжей части. «Автомобилисты и так уже обалдевают от доставщиков, от самокатов, от пешеходов, от мусорных баков, от лошадей, сплошные неожиданные препятствия, хватит уже с нас», — подчеркивает Марина.

Это законно?

Недавние изменения в ПДД закрепили термин «средство индивидуальной мобильности», СИМ. Это транспортные средства с двигателем, который приводит в движение одно или несколько колес или роликов: электросамокаты, электровелосипеды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и тому подобное. Таким транспортным средствам можно ездить по тротуару, если нет возможности двигаться по велосипедной дорожке, а также если масса такого СИМ не превышает 35 кг. При этом нельзя разгоняться быстрее 25 км/ч. Если человек на электросамокате создает помехи движению пешеходов, он должен двигаться с их скоростью или спешиться.

Судя по сайту производителя, трициклы, замеченные на улицах Петербурга, выпускаются в двух вариациях — это рикши, пассажирские трициклы, и грузовые электроциклы. Последние могут применяться в том числе для погрузочно-разгрузочных работ в магазинах и ТЦ. Они могут развивать скорость до 25 км/ч, допустимую для электросамокатов, но при этом имеют мощность двигателя от 800 Вт до 2000 Вт, сухой вес — от 110 кг, а общая грузоподъемность может превышать тонну.

Такие трициклы в силу своих технических характеристик должны рассматриваться не как СИМ, а как мопеды, считают опрошенные «Фонтанкой» эксперты. Согласно постановлению правительства № 1090, мопед — это двух-или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Для управления таким транспортным средством потребуется водительское удостоверение категории М (или любое другое), ставить на учет и получать номер на них не нужно. Но и по тротуарам на нем рассекать нельзя. Согласно ПДД, водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Можно ли наказать за езду по тротуарам?

Причиной появления электровелосипедов и трициклов на тротуарах являются пробелы в законодательстве, считает член Общественной палаты Александр Холодов. По его словам, последние изменения в ПДД только дополнительно размыли границу между мопедами и средствами индивидуальной мобильности. «Я не встречал электровелосипеды с двигателем мощностью меньше 250 Вт, то есть их нужно приравнивать к мопеду», — рассуждает он. Но человека сбивает не мощность двигателя, а масса, помноженная на скорость, именно поэтому в формулировке, разрешающей средствам индивидуальной мобильности ездить по тротуарам, прописали допустимую массу. Трицикл с грузоподъемностью свыше тонны — это практически «Газель».

Однако просто привлечь водителя электровелосипеда или трицикла за езду по тротуару на практике проблематично. Для этого придется делать экспертизу, которая подтвердит, что по техническим характеристикам транспортное средство соответствует мопеду. «К тому же во дворах у нас часто не тротуары, а пожарные проезды или пешеходно-транспортные дороги», — комментирует эксперт. По мнению Александра Холодова, куда более действенная мера — проверять водителей таких транспортных средств, среди которых много трудовых мигрантов, на наличие водительского удостоверения. «Нет сомнения, что они исполняют работу, а не едут по личным целям, а в этом случае они могут работать только с российским водительским удостоверением», — отметил он.

«Но у ГИБДД логика другая: от пьяных водителей гибнут тысячи людей и все силы бросаются туда, а от столкновений с электросамокатами и электровелосипедами на тротуарах — единицы», — подчеркивает Александр Холодов.

С тротуаров нужно убрать не только электровелосипеды и трициклы, но и все средства индивидуальной мобильности, считает исполнительный директор ассоциации «Пошли-поехали» Герман Мойжес. «Нужно обеспечивать приоритет и безопасность пешеходов», — отмечает он. В идеале нужно расширять тротуары, создавать велополосы и велодорожки и разделять потоки. «Но пока это не произошло, то передвигаться нужно по проезжей части», — подчеркнул он.

Но альтернативный транспорт все равно должен развиваться. «Главный фактор — это скорость и компактность. Кроме того, в центре города не везде можно остановиться даже при наличии зоны платной парковки», — отмечает Герман Мойжес. Но у ГИБДД не хватает ресурсов, чтобы администрировать это. В такой ситуации, по мнению эксперта, единственная мера, которая может помочь, — это работа с бизнесом, который заказывает доставку или берет на работу курьеров. «Пока нет инфраструктуры и ограничения — это только работа с людьми», — резюмирует он.

Бизнес рад бы не ущемлять права пешеходов, но в ряде случаев вынужден это делать. В центре города места, специально предназначенные для разгрузки автотранспорта, снабжающего товарами магазины и рестораны, чаще всего не предусмотрены, комментирует совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский. Платная парковка помогла далеко не везде. «Раньше штрафовали за стоянку под знаком «Остановка запрещена», а сейчас там стоят машины и в принципе не остановиться», — комментирует он. Разгружаться со стороны двора запрещено, напоминает он. Попытка привлечь к проблеме внимание властей пока ни к чему не привела. В итоге транспорт ретейлеров и поставщиков вынужден заезжать на тротуары и газоны. «Пока не сильно проверяют, чаще инициаторы штрафов — жители», — отмечает Александр Мышинский.

По мнению предпринимателя, электрические каргобайки могут использоваться небольшими предприятиями торговли и общепита, чтобы решить проблему с разгрузкой. Но для крупных сетей, в магазины которых в день приезжают десятки машин, это не вариант. «Чаще всего машина разгружается, где разрешено, потом погрузочной лопатой ставят на тротуар, а потом закатывают в магазин», — отмечает он.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
265
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях