Утром 5 марта в новостройке в Шушарах, на Новгородском, 10, произошла аварийная ситуация. Лифт с 13 людьми ближе к финалу поездки резко пошел вниз, пассажирам понадобилась медицинская помощь. «Фонтанка» узнала — может ли такое произойти с исправным лифтом и где будут искать виноватых.
Что случилось?
Все произошло в восьмом подъезде многоэтажки 2015 года постройки. Лифт сравнительно новый, введен в эксплуатацию в 2017 году.
Управляющая компания в доме УК «Единый город» (за ней закреплены 23 дома), но непосредственно обслуживанием лифта занимается ООО «Санкт-Петербургские подъемные механизмы». Таких компаний в городе две — с оборотом почти в миллиард и в 60 миллионов, обе принадлежат Максиму Ансону. Комментировать ситуацию там отказались.
В доме хватает лифтов; грузоподъемность пассажирского — 400 кг, или 5 человек, грузопассажирского (с которым и произошла аварийная ситуация) — 630 кг, или 8 человек, но в нем ехали 8 взрослых и пятеро детей. По словам главы УК Зухры Ефимовой, лифт опустился на первый этаж, но ему не хватило мощности остановиться. Он резко ушел на буфер ниже первого этажа. Двоих пострадавших врачи уже отпустили по домам, одного госпитализировали. Следственный комитет возбудил уголовное дело по оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Как он поехал?
В Ростехнадзоре сразу сообщили, что обращений граждан о неисправностях лифтов по указанному адресу в ведомство не поступало. Потому и управляющую компанию не проверяли. В самой УК также сообщили, что он работал исправно — как и датчик перегруза. Но собеседники «Фонтанки» солидарны в главном: лифт, в котором произошла аварийная ситуация, работал ненормально. Да, в него зашло значительно больше людей, чем он может перевозить (13 вместо 8), но и на этот случай во всех современных лифтах продумана система безопасности.
В доме на Новгородском проспекте двадцать четыре этажа, люди заходили в лифт несколько раз и могли просто не сразу заметить, что он переполнен. И действительно, как говорят очевидцы, проблемы начались на восьмом, резкое ускорение — уже на уровне первого этажа.
— На всех современных лифтах есть сигнал «Перегруз». При превышении грузоподъемности на 10% двери не закрываются, кабина не двигается, срабатывает звуковой сигнал, может быть световой — надпись «Перегруз» либо соответствующий значок. В этом случае, очевидно, кабина двигалась с перегрузом, этого не должно происходить, — говорит технический эксперт Национального лифтового союза Алексей Зоточкин.
Директор Первой лифтовой ассоциации Юрий Клюшнев отмечает, что абсолютно во всех исправных лифтах, в том числе не очень новых, при перегрузе срабатывает звуковой сигнал. Все они при этом рассчитаны на некоторое превышение по массе, но не более 25%, отмечает специалист.
Часть систем лифта сработала — благодаря этому падение началось не в момент значительного перегруза (вероятно, на восьмом этаже), а только в конце спуска, считают эксперты.
— Компетентные органы разберутся, почему не сработала реакция на перегруз. Но важно, что люди остались живы. Падения кабины всё-таки не было, сработали устройства безопасности — одно или несколько. Концевой выключатель, буферное устройство, — говорит Зоточкин.
В доме, где произошел инцидент, установлены лифты WellMaks. Звучит как импортный бренд, но на самом деле торговая марка российская, названа в честь инженера Макса Айзиковича Ваксмана. Слоган — «Когда лифт больше, чем средство передвижения». На сайте WellMaks говорится, что производство расположено в Кировской области, а офис — в Щербинке на Люблинской улице, то есть там же, где у ООО «Центральное лифтовое управление».
Технический эксперт отмечает, что это оборудование с нормальной репутацией и ответственность за инцидент на него возлагать не стоит, потому что как минимум были нарушены правила эксплуатации.
— Можно любое оборудование привести в негодность, если его некачественно смонтировать, некачественно обслуживать и неправильно эксплуатировать. Если мы начнём на кабриолете перевозить бетонные плиты — с ним ничего хорошего не произойдёт. С лифтом то же самое, — говорит Зоточкин.
Сейчас Ростехнадзор и Госжилинспекция вместе со следственными органами будут выяснять, чьи именно действия привели к аварии. Главным образом будут изучать действия управляющей компании и той технической организации, которая по договору с ней обслуживала лифт. Однако и всем жильцам многоквартирных домов не стоит забывать о базовых правилах безопасности в лифте.
— Естественно, нельзя нарушать лимит, указанный на лифте. Кабина может быть просторной, но это не значит, что её нужно набивать, пока место не закончится. Не в этой ситуации, но в других люди порой загружают лифты строительными материалами, словно это грузовик, это небезопасно, — подчеркивает Зоточкин.
Большая проблема
По данным Национального лифтового союза, количество аварийных ситуаций с 2017 по 2022 год оставалось примерно на одном уровне. Статистики за 2023 год пока нет.
Эксперт уверен, что именно в новостройках риски попасть в ситуацию, подобную сегодняшней, относительно высоки. Некоторые застройщики экономят на количестве лифтов, при том что в одном таком доме проживают сотни, а то и тысячи человек (например, в доме на Новгородском — 1183). На каждой лестничной площадке может быть по шесть-восемь квартир, а лифтов — всего пара.
— Это беда всех новостроек. Застройщик порой экономит на количестве лифтов, на квалифицированных монтажниках. А если лифт плохо смонтирован, то уже в процессе эксплуатации никакая организация, хоть у нее золотые руки будут, ничего не сможет с этим сделать, — размышляет Зоточкин.
Санкции на обслуживание современных лифтов влияют, но не критично — считает эксперт организации. Запчасти стали дороже, поставки занимают больше времени, но это не приводит к серьезным проблемам.
— В России производятся не все комплектующие для лифтов. Во всех развитых странах так: запчасти могут делать на разных заводах, а потом собирать в одно. Сейчас у нас не производят частотные преобразователи, есть трудности с производством лифтовых лебёдок. Но пути доставки находятся, партнеры есть. Правда, если раньше это занимало 16 недель, сейчас еще больше. Однако больших простоев из-за нехватки импортных запчастей пока нет, — рассказывает Зоточкин.
А кто прозевал?
Директор первой лифтовой ассоциации Юрий Клюшнев считает, что к аварийным ситуациям с лифтами приводит недостаточный контроль за организациями, которые их обслуживают.
«Во-первых, уничтожен институт контроля, в том числе общественного, все обучения по большому счету покупаются и продаются. Большинство аттестаций носят абсолютно формальный характер. Практически любое удостоверение, не имея профессиональных знаний, в лифтовом мире можно получить», — говорит он.
Во-вторых, техническое обслуживание лифтов не сертифицируется. «Любая организация, которая по формальным признакам называет себя специализированной, может обслуживать лифт. Она может выходить на тендеры от госорганизаций и выигрывать их. И заказчик не вправе отклонить ее заявку даже в том случае, если будет установлено отсутствие у нее в штате квалифицированных электромехаников», — заявляет Клюшнев.
Юрист Николай Тямшанский рассказывает, что в рамках уголовного дела, вероятно, будут проверять деятельность технической организации, которая обслуживала оборудование. К осмотру лифта привлекут экспертов, а кроме этого, изучат паспорт лифтового хозяйства, где отражены все осмотры и имена технических специалистов, которые их проводили.
— Лифты являются источником повышенной опасности, поэтому к ним особые требования. В этом случае управляющая домом организация по сути только рассчитывает оплату услуг, а деньги за обслуживание лифта почти полностью, до копейки, получает специализированная организация, которая проверяет работоспособность оборудования, — рассказывает Тямшанский.
Да, в случае на Новгородском жильцы дома отчасти сами поспособствовали аварии. Но всё равно ответственность за это несут организации, которые проверяли лифт: ведь с перегрузом он не должен был поехать, существует автоматическая система «от дурака». В подобных ситуациях также юридически важно, были ли на виду таблички, предупреждающие о том, каков лимит этого лифта (в том самом лифте в Шушарах они были).
В новых лифтах за проверки технического состояния отвечает, прежде всего, организация, с которой заключен договор у управляющей компании. Если же срок эксплуатации лифта подходит к завершению, то раз в несколько лет проводятся комиссии с участием Ростехнадзора, отмечает юрист. Результаты всех проверок фиксируют в паспорте лифтового хозяйства.
— При возбуждении уголовного дела вне очереди всё это лифтовое хозяйство потрошат, документы вскрывают и изучают. В каком состоянии лифт — определяют заново с участием экспертов. У всех, проверявших оборудование до этого, возникают проблемы, если они что-то не делали, не ту закорючку поставили, — говорят Тямшанский.
Случай в Шушарах особый (пострадавшие, среди которых есть и дети), поэтому им занимается прокуратура и Следственный комитет. Когда серьезных травм у людей нет, в причинах аварии разбираются Госжилнадзор и Ростехнадзор. Порядок создания комиссии и самого расследования причин аварии определен специальным постановлением правительства.