Можно ли сейчас точь-в-точь воссоздать старинный костюм? На какие исторические источники при этом можно опираться? Какие материалы использовать? Какими инструментами управляться? Узнаем на примере древнерусского костюма 9 марта в библиотеке им А.И. Герцена. Бесплатно. 12+
«Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал мирискусник, знаменитый иллюстратор русских сказок Иван Билибин. Интересное наблюдение. Особенно если учесть, что среди рубах, например, были «покосные», «пожнивные», «рыболовки» — то есть такие, которые с покоем вряд ли ассоциируются. Впрочем, пожнивная рубаха была вполне себе нарядная.
По некоторым передникам, представленным в Этнографическом музее, можно узнать биографические данные их обладательниц: например, сколько детей и какого пола.
А как шили синяк? Да так же, как штофник. Или как костыч. Так, чтобы надевался через голову. Все три слова означают сарафан, а вот само это слово персидского происхождения («саран па» — «через голову») употребляли редко.
Покрасить шерстяную ткань в красный можно было корнем зверобоя четырехгранного, а листья и цветы зверобоя обыкновенного давали и красный и желтый цвета. С помощью василька лугового красили вовсе не в синий или фиолетовый, а в желтый. А крапива двудомная или пижма использовалась для зеленой краски.
9 марта Ольга Казакова, историк, основатель мастерской по пошиву исторической и фэнтезийной одежды и одна из организаторов «Fantasy Fest», расскажет, какие материалы использовались для изготовления одежды и из чего делали украшения. Слушаем лекцию «Основы исторической реконструкции на примере костюма Древней Руси» в библиотеке Герцена (Новгородская ул., д. 27), начало в 14:00.
Александра Шеромова