Прилетевший в пятиэтажку на Пискаревском проспекте беспилотник разворотил не только квартиры, но и повредил почти два десятка машин. Все, с кем поговорила «Фонтанка», на помощь страховых компаний не рассчитывают.
Им остается уповать на «акт доброй воли» городских властей. Поврежденные автомобили уже осмотрели оценщики, а вот размер компенсации, на которую могут рассчитывать владельцы, и сроки ее выплаты — пока загадка.
Автомобиль — «просто все»
С возмещением ущерба для жильцов власти определились в тот же день и уже к обеду во всеуслышание объявили, что повреждения будут устранены за счет города. Но в случае с автовладельцами ничего вразумительного пока не заявили.
— По поводу повреждений автомашин: все повреждения в настоящий момент фиксируются нашими сотрудниками УГИБДД, по данному поводу будут сформированы материалы проверок, и, соответственно, будет проводиться проверка, — только и смог разъяснить гражданам врио начальника УМВД по Красногвардейскому району Павел Ли.
— Машина стоит изуродованная. Кто компенсирует? Страховые сказали: «До свидания», — вопрошал у него Виктор. В его внедорожнике Nissan Terrano взрывной волной вынесло все стекла и расперло двери, словно у бочонка.
— Ответить вам на вопрос не могу, — развел тогда руками Ли.
Рассчитывать на возмещение от страховой компании, как поняли автовладельцы, бессмысленно. Ведь полис ОСАГО страхует ответственность водителя, которая призвана уберечь от серьезных финансовых потерь в случае ДТП, а воздействие беспилотника в нем никак не предусмотрено. Стало быть, случай не страховой.
— Нам на встрече сразу всем сказали: у кого ОСАГО, тем в страховых выплатах будет отказано, — делится Светлана, владелица автомобиля Honda Civic, добавляя, что ее автомобиль «просто все»:
— Осколками насквозь прошило водительскую дверь, вылетели все стекла — лобовое, заднее, боковые, осколки в обшивке застряли. Она не новая была, но в идеальном состоянии — муж следил. Машина нам крайне необходима, а в таком виде, конечно, пользоваться нельзя. Муж вынужден ездить на работу на такси, — делится она.
Lada Vesta SW Cross 2019 Дениса оказалась припаркована близко к месту падения беспилотника.
— У меня одна из самых пострадавших машин. Она стояла метров в 15 от взрыва. Там, соответственно, осколки, взрывная волна, терма… Все, что можно, она на себе почувствовала. Список повреждений на два листа, — рассуждает Денис. — КАСКО у меня нет, просто ОСАГО — сами понимаете, как работает. То есть не ДТП же, — рассказал Денис «Фонтанке».
Он отмечает, что, хоть и не специалист, но, судя по внешнему виду, ремонтировать свой автомобиль не стал бы: в таких тяжелых случаях даже после ремонта машина все равно останется проблемной: «где-то что-то течь начинает, по электрике возникают вопросы».
Другой житель Пискаревского проспекта, тоже Денис, оказался в самой незавидной ситуации.
— Когда была фотофиксация поврежденных машин, я отогнал свою «Шкоду», потому что она мешала проезду экстренных служб. Потом отвозил жену с ребенком в соседний район к родителям. Потом уже все перекрыто было и никак не подъехать, — говорит он. — Началась фотофиксация всех пострадавших машин, и на этих снимках моей машины нету, поэтому сказали: ремонтируйте сами. А то, что меня не было, якобы это равносильно оставлению места ДТП.
У «Шкоды» Дениса выбило лобовое стекло, он уже смирился с тем, что на свои деньги его заменит: «Мне главное квартиру восстановить, остальное — мелочи».
Решение вынесут через неделю
В общей сложности, как рассказали «Фонтанке» жители Пискаревского проспекта, от инцидента с БПЛА пострадали 19 автомобилей. Надежда на компенсацию из городского бюджета у них забрезжила в воскресенье.
— Губернатор сказал, что тем, у кого ОСАГО, жест доброй воли — он будет оплачивать, — поделилась с корреспондентом «Фонтанки» Светлана.
Похожее разъяснение на своей страничке «ВКонтакте» чуть за полдень 3 марта разместила и администрация Красногвардейского района.
«Сотрудники ГИБДД совместно с представителями администрации и оценочной компании зафиксируют вместе с собственниками повреждения автомобилей для ремонта. Как подчеркнул губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, пострадавшим будет выплачена компенсация, повреждения будут устранены за счет города», — говорилось в тексте.
— Автомобиль уже несколько раз осматривали все службы, которые там были. Ну и, собственно, администрация. Только по нашему автомобилю три листа исписали формата А4. Ну и все, — рассказала Светлана.
По ее словам, владельцам поврежденных машин сказали, что решение будет вынесено через неделю. А вот хватит ли суммы на восстановление имущества, сказать не может никто. В декабре в Российском союзе автостраховщиков говорили, что ситуация на рынке автозапчастей стабилизировалась и некоторые запчасти даже подешевели, хотя на самом деле, как выяснила «Фонтанка», они подскочили в цене в несколько раз.
— На страховую я не рассчитываю. Если даже и будут выплаты, то они будут, скажем так… Я не могу, конечно, утверждать, но так, как сейчас страховые выплачивают по ОСАГО, ну это смешно, честно говоря. Я просто работаю в этой сфере и знаю, как выплачивают страховые, — рассуждает владелец Volkswagen Caddy Юрий. — Мое мнение — те машины, которые пострадали.. сколько они стоили до взрыва, по рыночной стоимости, столько нужно выплатить, чтобы люди могли себе купить хотя бы такую же машину и на ней можно было бы ездить. А сейчас я смотрю на свою машину и не знаю, что с ней делать. У неё весь кузов поведен.
Volkswagen Юрия сильно посекло осколками. Некоторые из них прошли насквозь. Он обратился в «Ренессанс», но там ему сразу объяснили — случай не страховой.
Что говорят власти
В администрации Красногвардейского района «Фонтанке» рассказали, что в воскресенье поврежденные машины уже осмотрели оценщики. И нет ни одного автовладельца, с кем бы не поговорили и не встретились.
— Материальный ущерб будет возмещаться за счет бюджета. Ждем, когда будут подготовлены акты, где будут зафиксированы повреждения и произведена оценка. С каждым автовладельцем будем работать в индивидуальном порядке. Документы передадут в оперативный штаб, решение о выплате будут принимать там, — говорят в районе.
Собеседники «Фонтанки» в администрации города в то же время подчеркивают, что окончательно план и порядок выплат еще не сформированы. Дедлайн — в самое ближайшее время.
А что же страховщики?
Казалось бы, если автомобиль поврежден, КАСКО — страхование средств транспорта от ущерба, хищения или угона — позволяет получить выплату от страховой компании, говорит юрист Ксения Брикса. Но в ситуации с БПЛА и прилетами не всё так просто.
— В Гражданском кодексе (п. 1 ст. 264 ГК РФ) перечислены ситуации, когда страховщик освобождается от обязанности выплатить деньги. И среди этих случаев — военные действия и маневры. Значит, если в договоре КАСКО отдельно не прописаны риски таких событий, шансов получить выплату почти нет, — объясняет юрист.
Страховщики уже начали запускать новые программы страхования имущества от падения дронов и БПЛА. В перечень рисков в рамках отдельного полиса ВСК включил все последствия от попадания дронов: пожары, повреждение стекол и прочее. Правда, речь идет только о страховании жилья. Расширили перечень возможных рисков по комплексной программе страхования загородной недвижимости и в «АльфаСтраховании». Даже промышленные предприятия от прилета дронов можно застраховать, с 6 марта новый вид услуг предоставляет некоммерческая организация «РТ-Взаимное страхование». Но сделать это могут лишь компании, входящие в контур корпорации «Ростех».
Есть своя программа и у «Ингосстраха», но касается она лишь владельцев беспилотников: застраховать можно ответственность за ущерб третьим лицам, причиненный в процессе эксплуатации беспилотника, либо сам летательный аппарат от повреждений и гибели.
Однако ответить на вопрос, могут ли автовладельцы рассчитывать на компенсацию ущерба от БПЛА и в каких случаях, опрошенные «Фонтанкой» страховые компании оперативно не смогли.
Что говорит юрист
Существует общее правило, говорит юрист Ксения Брикса: если нашу вещь повредили, мы можем потребовать компенсацию ущерба от виновника. На первом этапе следует зафиксировать повреждения: снять фото или видео, записать контакты очевидцев, а в идеале — вызвать сотрудника ГИБДД или участкового. Второй шаг — это найти виновника (например, собственника БПЛА) и предъявить ему требования, приложив расчет ущерба.
— На этом этапе мы попадаем в тупик, потому что установить того, кто запустил дрон, практически нереально. А если мы не можем найти лицо, причинившее ущерб, предъявлять требования не к кому, — поясняет Ксения Брикса.
По закону «О противодействии терроризму» государство производит выплаты лицам, пострадавшим от терактов. По мнению Ксении, если прилеты или взрывы, из-за которых повредился автомобиль, признают терактом, то по сути это будет единственная возможность получить хоть какую-то компенсацию ущерба. Напомним, уголовное дело после событий на Пискаревском возбудили именно по терроризму.
А как у других?
В Белгородской области, где после украинских обстрелов только за четыре месяца с начала спецоперации было повреждено 117 гражданских машин, действуют две схемы помощи автовладельцам, писал «Коммерсантъ»: если автомобиль подлежит восстановлению, то проводятся все необходимые работы, если нет — владельцу выплачивается компенсация.
По поводу падений БПЛА в Московском регионе и других областях за год в компанию «РЕСО-Гарантии» поступили семь обращений, рассказывал РБК. В двух случаях заявителям в выплате отказали: в полис не был включен риск терроризма. Еще в двух случаях — повреждение фасадного остекления в башне Москва-Сити и повреждение витражного стекла в здании в Москве — пострадавшим клиентам возместили более 767 и 128 тысяч рублей соответственно. По оставшимся страховщики ждут недостающих документов, предполагаемый размер ущерба, заявленный клиентами, колеблется в диапазоне от 25 до 800 тысяч рублей.
Лена Ваганова, Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»