Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня Возвращение самурая. Каким получился новый сериал «Сёгун», собирающий рекордные рейтинги

Возвращение самурая. Каким получился новый сериал «Сёгун», собирающий рекордные рейтинги

23 216

В конце февраля на канале FX и стриминге HULU начал выходить новый мини-сериал по роману «Сёгун» — спустя сорок лет после предыдущей экранизации. Как изменились самураи за это время и за счет чего сериал стал самым высоко оцененным историческим шоу после «Игры престолов» (с рейтингом в 99% на сайте Rotten Tomatoes) — рассказывает обозреватель «Фонтанки».

Источник:

Вообще, роман «Сёгун» основан на реальных событиях. Действительно, в 1600 году некий британский моряк Уильям Адамс оказался в Японии, потерпев кораблекрушение у её берегов. Сперва угодил в тюрьму, но затем был освобожден и пользовался большим уважением тогдашнего сёгуна, Токугавы Иэясу, только что победившего всех своих врагов и ставшего единоличным властителем страны.

Адамс так и прожил двадцать лет в Японии до самой смерти, женился, имел детей, а впоследствии в его честь в Токио даже назвали целый квартал.

Жизнь автора книги Джеймса Клавелла тоже парадоксальным образом похожа на судьбу Адамса: потомственный морской офицер, он сражался с японцами во Второй мировой войне и три года провел у них в плену. Так что с какой-то стороны он их и вправду знал очень хорошо — тем более что и искренне интересовался их историей и культурой. В своём «Сёгуне» он превратил удивительную, но гораздо более приземленную историю Адамса в приключения штурмана Джона Блэкторна. У Клавелла Блэкторн и в гущу политической борьбы между баронами-даймё угодил, и сердечным другом сёгуна Торонаги (так переименовал Клавелл Токугаву) сделался, и романтическим героем-любовником стал — массивный, густо написанный роман, больше тысячи страниц.

«Сёгун» вышел в 1976 году и стал бестселлером, а уже в 1980 году появилась роскошная экранизация, также получившая всемирный успех. У нас её показывали в 90-х, и все до сих пор помнят пронзительно-голубые глаза Ричарда Чемберлена, сыгравшего Блэкторна. На его роль могли взять Шона Коннери и Роджера Мура — оно и понятно, история-то шпионская, Джеймсы Бонды тут кстати (у нас бы, может, справился Вячеслав Тихонов). А еще там снимались Джон Рис-Дэвис (Гимли из «Властелина колец»), авторский голос озвучил сам великий и ужасный Орсон Уэллс, а роль Торонаги досталась гениальному актёру Куросавы Тосиро Мифунэ.

Но при всех достоинствах сегодня тот старый сериал уже не так впечатляет. Дело не в нём, дело в зрителе и его изменившейся оптике — но сейчас это чересчур камерное зрелище, слишком медленное и в то же время избыточно детализированное. Поэтому нет ничего удивительного в том, что понадобился ремейк.

Новую экранизацию благословила дочь покойного Клавелла Микаэла. Продюсером стал известный актер Хироюки Санада, из недавних проектов которого все видели «Джона Уика», а в исторических фильмах он вообще-то сыграл своё — от попсового томкрузовского «Последнего самурая» до прекрасного, тонкого «Сумрачного самурая», всегда воплощая образ в общем-то идеального, собранного, сдержанного бойца, притом с интеллигентной меланхолией во взгляде и чуть ироничным складом губ.

Санада также следил за достоверностью всего, показанного в шоу. И тут создателей трудно перехвалить: выглядит «Сёгун» просто превосходно. Огромный город Осака воссоздан как будто бы целиком. От кораблей и вообще морских сцен захватывает дух. Детали одежды, вышивки на кимоно, украшения на ножнах катан хочется разглядывать, поставив кино на паузу. Мешает, впрочем, странный эффект «рыбьего глаза», которым оператор зачем-то злостно злоупотребляет.

Источник:

Дикая мрачноватая природа (снимали на северовосточном побережье Штатов) контрастирует с японскими замками и дворцами — царством тонко сбалансированного изящества. Грубый Блэкторн, проснувшись после спасения, пытается открыть дверь и сразу же пробивает рукой тонкую бумажную панель: этот мир рассчитан на куда большую деликатность. Что будет, когда таких Блэкторнов на кораблях сюда приплывут тысячи — об этом сериал умалчивает, но намекает, особенно в титрах, когда идеально приглаженные бороздки японского сада на глазах превращаются в беснующиеся морские волны, которые бороздит европейский фрегат.

Всё это великолепие не отменяет того, что здесь есть и масса жестокости, и «правды жизни» (без этого сочетания красоты и грязи современный исторический сериал и немыслим). В первой же японской деревне Блэкторн видит, что бедняки, как и везде, живут в нищете и убожестве. Мелкий сельский самурай срубает одному из них голову — просто так, походя, оттого, что ему не понравилось, что крестьянин загородил дорогу. Наемные убийцы, проникнув во дворец с целью покушения на Торонагу, тоже, будто от нечего делать, режут слуг, случайно попавшихся им на пути. Еще один очаровательный персонаж, хитроумный Ябушиге (Таданобу Асано) любит пытать людей, потому что, видите ли, его интересует момент смерти — в философском смысле. При этом он не какой-нибудь плоский садист, а отважный воин и верный вассал. Не кажется одномерной и одна из главных героинь — Марико (Анна Саваи): она разрывается между догматами христианской религии и верностью своему господину-язычнику Торонаге.

А страшнее всего — изысканный дворцовый этикет, под покровом которого идёт смертельная борьба за власть. Торонага — лишь самый порядочный из даймё, справедливый к своим вассалам, мужественный в бою, терпеливый и рассудительный. Но и он — абсолютно безжалостный в своем стремлении к трону властолюбец. Его главный противник, даймё Исидо, не то чтобы сильно хуже: такой же расчетливый, мудрый политик, которого вынуждает к насилию не кровожадность, а неумолимая логика политической борьбы.

Чужеземец среди них — как джокер в колоде. Поначалу он лишь годное орудие, разменная карта и потенциальный контакт с западными державами. Но постепенно Блэкторн начинает Торонаге нравиться всё больше — чисто по-человечески. Космо Джарвис, не самый известный британский актёр, похож здесь на Тома Харди, так же круглоглаз, толстогуб, эмоционален, открыт и громогласен. Его Блэкторн — далеко не идиот, но пока ему сложно разобраться в тайных хитросплетениях дворцовых интриг. Однако он учится.

Романтическая линия с христианкой Марико здесь есть, но она кажется скорей «для галочки», мелодрамы как-то вышли из моды. Куда больше места отводится интригам и хитроумным ловушкам, которые даймё расставляют друг перед другом — причем показано это всё с самых разных точек зрения, не только европейца Блэкторна, но и глазами противников-даймё.

К третьей серии, впрочем, сюжет как-то несколько скомкался, возможно, из-за того, что по сериальному обыкновению как раз её создали другие режиссер и сценарист. Действие как раз разогналось, но как-то комично: то Торонага чудом спасается из битвы, и мы даже не видим как. То Блэкторна враги вынуждают остаться в плену, а он всё-таки прыгает на корабль и спасается под довольно дурацким предлогом. Связность и логичность событий — то главное, что должно присутствовать в таком жанре, — как-то пошатнулись. Но, возможно, сериал еще встанет на ноги.

И в любом случае — создатели «Сёгуна» стараются заполнить ту самую нишу, которую занимала «Игра престолов». Исторических политических драм с налётом экзотики зрителю, честно сказать, сильно не хватает — до нового сезона «Дома дракона» пока еще далеко, а больше ничего и не вспомнить. Не то чтобы в жизни мы были сильно лишены политики и насилия, но тут, на экране, она хотя бы как-то контейнирована и заключена в сюжетные рамки. А ещё изысканно украшена цветами хризантемы и шелком — в этом никак не откажешь.

Матвей Пирогов, специально для «Фонтанки.ру»

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
25
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях