В науке есть понятие «постпамять»: идентичность человека могут конструировать события и не из его жизни, а из родительской, дедовой, или жизни целой страны. Как юные рассуждают о «лихих девяностых», которых не видели, и тем более о советском времени, узнаем на лекции в Лермонтовке 13 марта. Бесплатно. 16+.
Термин «постпамять» впервые прозвучал в 1992 году в применении к людям, чьи предки стали жертвами Холокоста. Потом понятие стало применяться шире. Юный человек может рассуждать, как справедливо было все устроено в Советском Союзе, потому что бабушка в красках рассказывала. Нормальное свойство психики вытеснило из памяти бабушки ту несправедливость, с которой она могла лично сталкиваться. В 2009 году опросы показывали, что 60% жалели о крахе СССР. Потом был спад, но в 2017-м доля «сожалеющих» вновь выросла почти до тех же процентов. Причём в России эта доля была гораздо выше, чем в прочих бывших союзных республиках. Присоединение Крыма в 2014-м резко увеличило долю сожалеющих о распаде Союза среди совсем молодых, которые этого Союза не застали. При этом, как говорят эксперты, есть риск, что молодое поколение, «присваивая» не свои переживания не своего прошлого, может застревать в этом прошлом, вместо того, чтобы создавать свое настоящее и будущее.
В Центре молодёжных исследований НИУ ВШЭ изучали такую «тоску» по времени, в котором молодые никогда не жили, и представят результаты научной работы.
Встречаемся 13 марта в Открытой гостиной Лермонтовки (Литейный пр., д. 17–19) на лекции «Тоска по времени, в котором мы не жили: прошлое в историях молодежи о настоящем». Поговорим о том, как проявляется эффект постпамяти в рассказах молодежи о себе и что это говорит о нашем обществе. Вход по регистрации на Timepad. Начало в 18:30.
Александра Шеромова