Еще совсем недавно, в январе — феврале, дилеры стремились растрясти затоваренные склады, а агрегаторы объявлений фиксировали снижение цен на легковые автомобили на 1–3%. Сейчас, убедилась «Фонтанка», «скидки» предлагает едва ли не каждый автоцентр, порой они доходят до 10%.
Однако большинство этих «скидок» — это не более чем маркетинговый ход, объяснил эксперт. Весна для авторынка — традиционно самая горячая пора продаж. Щекочет нервы и заставляет торопиться с покупкой отмена параллельного импорта, до которой осталось считаных три недели. Так что те, кто рассчитывал сэкономить на покупке автомобиля, рискуют опоздать.
От взлета до падения
За два зимних месяца 2024 года авторынок выстрелил ростом на 70%: по итогам января — февраля, в сравнении с прошлым годом, было реализовано 218,9 тысячи новых машин. О том, что высокий сезон уже стартовал, было понятно по итогам автопродаж в феврале, когда авторынок на 30% обогнал январские показатели с продажами в 104 тысячи автомобилей. Пафос несколько снижается эффектом низкой базы. Год назад продавать было ровным счетом нечего.
Жесткий дефицит в конце 2022 года и первой половине 2023-го сформировал «рынок продавца». Отложенный за это время спрос создал ситуацию, при которой покупатели уже смирились, что привычные им западные марки больше недоступны (либо цены на них выросли кратно, покинув «зону комфорта»). Им на смену пришли «китайцы», на привыкание к которым ушло время. Но смириться с тем, что нечто с невыговариваемым названием теперь стоит даже дороже «немцев» и «корейцев» (которые, правда, собирались в России), все же пришлось.
И вот тогда народ в салоны повалил, скупая все, не оглядываясь на конские проценты по кредитам и их жульнические условия. Отсюда и рост продаж. И положение, при котором, приходя в салон, покупатель узнавал, что «его» машина стоит даже дороже, чем в рекламе. И все равно брал. Так авторынок отыгрывался за долгий период комы.
Однако одновременно с ростом продаж рынок приходил в равновесие. Постепенно склады автодилеров заполнились новыми машинами, а покупатель стал более разборчив и вновь набрал в диалоге с менеджером по продажам былую докризисную уверенность в себе и наглость. И снова заговорил о скидках и подарках, а салоны были вынуждены пойти ему навстречу.
Налетай, торопись
«Чанган центр Мега авто», который разместился на месте автодилера Nissan, объявлений о скидках на своем сайте не публиковал, но если пообщаться с менеджером отдела продаж, можно узнать много интересного. Например, по словам сотрудника, Changan Alsvin, цены на который на сайте стартуют от 1,570 млн рублей, можно купить заметно дешевле: скидка может составить все 10%.
— Если вы приобретаете в кредит, мы можем к 1,4 миллиона рублей приблизиться, и даже к 1,3 — были такие прецеденты. Не хочу словами раскидываться, но могу точно сказать — машина будет дешевле, чем 1,5 миллиона, но на сколько точно — не знаю. За наличку тоже можно поиграть с ценой, но не на такой порядок. В целом цена в 1,4 миллиона достижима, — пообещали в салоне.
Есть «интересные предложения» и по кредитам, говорят менеджеры: «Наши программы субсидируются самим Changan, и ставки будут сильно ниже, чем в ЦБ, у нас от 5 до 11%. Потребительский кредит в «Сбербанке» дают под 20%». Впрочем, ценовая лояльность к первому позвонившему по телефону клиенту никак не связана с переизбытком китайских автомобилей на рынке.
— Мы можем для вас сделать скидку, чтобы вам было интереснее купить машину, — скромно уверяют там.
На сайте дилерского центра «Автостиль», который торгует Exeed, Geely, Chery, Omoda и прочими разными китайцами, красуется баннер, предлагающий купить автомобили «с выгодой». Это значит и не «скидка», но вроде бы тоже денег платить надо меньше. Для Omoda сумма таковой составляет 719 тысяч рублей. Не стоит радоваться, что седан Omoda S5, который продают за 1,759 миллиона рублей, удастся взять всего за миллион с хвостиком.
— На сайте цены со всеми возможными опциями — кредитом, трейд-ином. Без них комплектация Life будет стоить порядка 2,1 миллиона, — объяснили в салоне.
— На днях читала, что у дилеров переизбыток автомобилей. Поэтому предлагаете скидки хорошие?
— Это действительно так, в том числе и за счет того, что предлагаем покупку в кредит и трейд-ин. За наличку вам скинут тысяч 150, — пообещал менеджер продаж.
Применительно к Omoda S5 Life даже 150 тысяч рублей скидки — это неплохие 7,14%.
В дилерском центре «Мега Авто» до 15 марта действует «рекордное снижение цены», обещающее выгоду до 1 миллиона рублей. То есть Geely Emgrand в минимальной комплектации, объясняет продавец, можно взять за 1,7 млн рублей при учете покупки в кредит и трейд-ина или за 1,85–1,9 миллиона при расчете наличными. Стартовая цена на машину на сайте не указана, но ее называет продавец: от 2 до 2,5 миллиона рублей. То есть вот так, с ходу, продавец скидывает от начальной цены не менее 5%.
Как объяснили в отделе продаж, с затоваренностью складов предложение никак не связано.
— Это относится, скорее, к другим китайским дилерам. У нас не такие большие поставки, все-таки Geely — более нишевый продукт, чем другие машины из Китая. Просто есть склад автомобилей, которые нам привезли, их нужно реализовать, поэтому мы готовы предложить хорошую цену, — пояснили в центре.
В целом же, сказали в компании, цена на автомобиль не берется с потолка — продавцы работают в тех условиях, которые позволяет импортер. И повышение цен на автомобили в обозримом будущем видится более правдоподобным, чем снижение.
— Такое может быть, такое уже было — цены росли все прошлое лето, росли ставки, но мы стараемся идти навстречу людям, — говорят в «Мега Авто».
Берите скорее, а то подорожает
В дилерском центре «Рольф» актуальность тренда на снижение цен, о котором сообщили агрегаторы, «Фонтанке» подтвердили. Однако отметили, что тренд был актуален в январе — первой половине февраля.
— Со второй половины февраля, ввиду нововведений Минпромторга, у нас есть определенные ожидания роста цен на автомобили, поэтому делать скидки, считаем, сейчас не имеет смысла, — пояснил директор департамента продаж новых автомобилей «Рольфа» Николай Иванов.
Здесь под нововведениями Минпромторга имеется в виду увеличение ставки утильсбора за счет таможенных доначислений. В первую очередь подорожают машины, ввезенные в Россию параллельным импортом через Среднюю Азию.
— Ожидание этих изменений спровоцировало подорожание. Дилеры начали поднимать цены во второй половине февраля из-за соответствующих действий поставщиков, — рассказал Николай Иванов.
Как отметили в компании, автомобили подорожают примерно на 12–15%.
— Разница в цене между официальными поставками и параллельными зависит от большого количества факторов. В среднем может достигать на авто премиум-класса 500–700 тысяч рублей, — рассказали «Фонтанке» в «Рольфе».
Официальный дилер Haval в Петербурге «Автопродикс» предлагает приобрести Haval Jolion «с выгодой» в 100 тысяч рублей, информация доступна на вкладке «Специальные предложения». Предложение касается автомобиля в комплектации Elit, на сайте цены на него стартуют от 2,299 миллиона рублей.
— 100 тысяч рублей — это на автомобили 2023 года, дорестайлинговые, на рестайлинг этой поддержки нет, — объясняют в центре.
Затоваренности складов нет, говорят в салоне, спрос хороший, а скидку почти в три процента предлагают лишь потому, что у модели обновился кузов. И как бы гибко ни подходили здесь к ценообразованию, воздействуя на расположение покупателя подарками, о грядущем после 1 апреля повышении цен здесь тоже поговаривают.
Приходим в норму
Как рассказал «Фонтанке» владелец одного из крупнейших в Петербурге дилерских центров, авторынок меняется очень динамично, и тренды, актуальные для конца года, сейчас уже потеряли силу.
— Под конец года действительно была перезатарка, и импортеры вводили очень много поддержек, иногда они достигали 10 и более процентов. Как правило, маркетинговых — при покупке автомобиля в кредит или при сдаче машины в трейд-ин. Прямые скидки тоже бывают, но не у всех. Дилер тоже может влиять на цену, но лишь в диапазоне порядка 2–4 процентов. Сейчас уже обратная ситуация: высокий сезон для автобизнеса — и спрос высокий, этап перезатарки уже пройден, — объяснил собеседник издания. — Повлияет на стоимость и закрытие параллельного импорта с 1 апреля. Говорят и о том, что те машины, которые были приобретены до 1 апреля, на них тоже будут доначислять недоплату по таможенным платежам, закон это позволяет. Все спешат произвести покупки до этой даты.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»