Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Театры «Но это же было!» Как рождались знаменитые кинороли Александра Ширвиндта

«Но это же было!» Как рождались знаменитые кинороли Александра Ширвиндта

35 609

На 90-м году жизни ушел народный артист России Александр Ширвиндт. Это, конечно, общее место, что «народный артист» — не только звание, но и точная характеристика. С Александром Анатольевичем было сложнее, интереснее. Он совсем не производил впечатление в доску народного, свойского, запанибратского — скорее это был образ товарища, которого всякому хотелось бы иметь. Умный, тонкий, вальяжный, мрачновато-ироничный, никогда себе в этом не изменяющий, — он был тем, кем хотелось восхищаться.

«Популярность известного артиста Ширвиндта, пожалуй, уступает лишь оглушительной славе Ширвиндта как главного остроумца страны, как глобального поздравляльщика всех и вся, как непременного участника всех празднеств и юбилеев нашего огромного географического пространства, как потрясающего балагура, шутника, автора острых словечек. Его непроницаемое красивое лицо с трубкой в зубах знакомо всем и каждому», — написал о нём Эльдар Рязанов в своих мемуарах «Неподведенные итоги».

Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Отец — скрипач, педагог Анатолий Густавович Ширвиндт, друг великого Утёсова. Мать — Раиса Самойловна Кобыливкер, редактор Московской филармонии. Кажется, отсюда могут происходить и музыкальность, и аристократизм.

Актером, впрочем, он решил сделаться не сразу. Хотел стать хирургом, поступал на юриста «для родителей» — но не получилось. А еще мечтал быть таксистом: «Интересно же — новые люди, разговоры, а здесь один и тот же текст 400 раз».

Окончив в 1956-м с отличием Щукинское училище, пришел работать в Театр имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком Марка Захарова»). Затем служил в драмтеатре на Малой Бронной, а с 1970 года — навсегда в Театре Сатиры. 30 лет спустя, в 2000 году, Ширвиндт принял на себя роль его художественного руководителя. А с 2021 года стал президентом театра.

Одновременно с началом театральной карьеры Александр Ширвиндт дебютировал в кино. Первая его роль была также музыкальная: певец Вадим Ухов в фильме Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит». После этого в его фильмографии было более 60 киноработ.

«Приходите завтра…» (1963)

Небольшая, но сразу запоминающаяся роль в фильме Евгения Ташкова «Приходите завтра…» — о наивной девушке Фросе Бурлаковой, желающей поступить в Гнесинку. 29-летний Ширвиндт тут появился в роли студента-насмешника, который Фросе представляется самим Станиславским, готовым принять у неё зачёт вне очереди. И тут уже всё на месте: спокойствие, флегматичный юмор и даже галстук-бабочка. «А вы певица? А что вы нам споёте? Частушки, прибаутки, или есть такие песни… ну вы понимаете, такие…»

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975)

Культовое кино и одна из ключевых составляющих образа Ширвиндта, где он предстаёт в роли Павлика, одного из компании приятелей Жени Лукашина. Павлик — тот самый, которому надо было лететь в Ленинград, а его спутали с Лукашиным. «Самый красноречивый», как признают друзья, уже со знакомыми бачками, с черными кудрями, в бане и в простыне — как древнеримский патриций в сенате. Роль вроде маленькая, но забыть невозможно. Все знают, что снимали сцену не в «Сандунах», а на «Мосфильме», было ужасно холодно, а вовсе не жарко, и что однажды на площадку пронесли настоящую водку, после чего режиссер самолично проверял каждую бутылку.

Сам Рязанов в воспоминаниях пишет, что на творческом вечере в Риге на сцену пришла записка: «Моя приятельница, разуверившись во всем и вся, решила распрощаться с этой жизнью. Она купила бутылку коньяка и несколько пачек [таблеток]. Она сделала прическу, маникюр и облачилась в свое самое нарядное платье, села в кресло около телевизора и включила его. На экране Ширвиндт покупал в палатке бутылку шампанского. Шло начало «Иронии судьбы». Это было в 1978 году. Моя приятельница жива до сих пор. Она недавно купила кассету с этим фильмом и смотрит его, как она выражается, «по мере надобности»…»

«Двенадцать стульев» (1976)

В фильме Марка Захарова он — одноглазый председатель шахматной секции в незабвенных Васюках; тот самый, что разоблачил мнимого гроссмейстера Бендера, которого сыграл Андрей Миронов.

«Вы не так коня поставили, товарищ гроссмейстер. Конь так не ходит». И затем, конечно, «памятный бросок в голову», председатель замедленно получает по лицу горстью фигур под трагическую музыку. При этом сам Александр Ширвиндт пробовался на роль Остапа у Леонида Гайдая, так что мог бы побывать по обе стороны этой сцены.

«Небесные ласточки» (1976)

В очередной музыкальной комедии Леонида Квинихидзе «из французской жизни» Ширвиндт — майор Альфред Шато-Жибюс и по совместительству брат начальницы пансиона «Небесные ласточки». Не менее вальяжный и развязный и в военной форме, в эполетах и при шикарных усах, он пытается уговорить настоятельницу разрешить посетить выступление воспитанниц: «Мои офицеры — такие меломаны! Посетив эту скромную обитель, они наверняка бросят пить. Всю неделю они будут проводить в молитвах и строевой подготовке». А впоследствии вновь вступает в борьбу с героем Андрея Миронова. Первоначально на эту роль был утверждён Владимир Высоцкий — но он не смог сняться из-за чрезмерной занятости. Майор мог бы быть совсем другим.

«Трое в лодке, не считая собаки» (1979)

И еще одна из ролей Ширвиндта — пожалуй, самая главная: сэм Саруэль… то есть сэр Самуэль Харрис. Тут и «комические куплеты», после которых «все в сад!», и поиск у себя инфлюэнцы по медицинской энциклопедии, и трубка, которая навсегда станет неотъемлемым атрибутом, и рыбалка, которая тоже хобби не только в кадре, но и в жизни.

В книге мемуаров «Склероз, рассеянный по жизни» Ширвиндт рассказывал о съемках:

«Кто в нашем театре понятия не имел о рыбалке, так это Андрей Миронов. Мы отправились рыбачить и позвали с собой Андрюшу. В фильме есть эпизод, когда на удочку попался огромный сом (естественно, муляж), и он тащит нашу лодку неведомо куда. Для этого нужны были водолазы. Мы дали Миронову удочку, предварительно кое о чем договорившись с водолазами. Мужики подкрались по дну и аккуратно подцепили Андрюшке на крючок окуня граммов на шестьсот. Боже, что было с Андреем! Восторженный, он носился среди группы, показывая каждому трепыхающуюся рыбу, и приговаривал: «Понимаете, это не они! Это я поймал! Я!»

Третьим в лодке оказался Михаил Державин, с которым Ширвиндт был коллегой с самого Щукинского училища. Все трое играли на сцене Театра Сатиры; Миронов с Ширвиндтом были знаменитыми Фигаро и графом Альмавивой (позже Миронов в последний раз выйдет на сцену в этой роли, и Ширвиндт подхватит его, упавшего без сознания). А с Державиным помимо театра и кино — многолетний сатирический дуэт на эстраде, на телевидении.

И еще множество ролей: директор Фирелли в «Принцессе цирка», ресторанный лабух Шурик в «Вокзале для двоих», бюрократ Мясоедов в «Забытой мелодии для флейты», Аркадий в «Самой обаятельной и привлекательной». Часто это были эпизоды, но такие, которые невозможно забыть и которые создают фильм.

Из той же книги:

«Усталость накапливается. Моральная, не говоря уже о физической. Я тут ночью не спал: коленка! Включаю телевизор. Идет кино «Трое в лодке, не считая собаки». Как раз то место, когда мы гонимся за сомом. Я стою в лодке, на мне стоит Андрюшка Миронов, а на Андрюшке — Державин. Я думаю: но это же было!»

Матвей Пирогов, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
62
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях