Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Бизнес «Непонятно, что это будет за специалист». Бизнес обеспокоен из-за новых правил найма мигрантов

«Непонятно, что это будет за специалист». Бизнес обеспокоен из-за новых правил найма мигрантов

20 920

Приоритетным механизмом приема на работу трудовых мигрантов, по замыслу законодателей, должен стать организованный целевой набор, оператором которого станет компания «Работа в России». Участники рынка, которые используют труд приезжих, опасаются, что ужесточение правил только увеличит кадровый дефицит и разгонит инфляцию.

Об изменениях правил въезда и устройства на работу иностранцев громко заговорили после теракта в «Крокус Сити Холле»: обвиняемые оказались уроженцами Таджикистана, да еще и без легальных оснований находиться в РФ.

Минтруд предложил ограничить срок заключения трудовых договоров с мигрантами двумя годами и назначить компанию «Работа в России» государственным оператором, который будет осуществлять организованный набор таких работников. «Предлагаемый механизм позволит подбирать сотрудников с учетом квалификации, а также исключит ситуации, когда приехавший к одному работодателю сотрудник после оформления всех необходимых документов выходит на открытый рынок труда», — цитирует замглавы ведомства Дмитрия Платыгина «Интерфакс».

Как все устроено сейчас

Сейчас работники из других стран устраиваются на работу тремя основными способами.


В первой группе находятся те, кому вообще не нужно специальных разрешений. Это граждане стран, входящих в ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии), а также иностранные ИТ-специалисты, которых взяли в российские аккредитованные ИТ-компании.

Вторая группа — те, кому для въезда в Россию не нужна виза (например, граждане Азербайджана, Узбекистана, Абхазии, Таджикистана). Они, как правило, оформляют трудовой патент. Документ представляет собой карточку, где указан регион, в котором человек может работать, и профессия, по которой он будет трудиться.

Патенты выдают территориальные подразделения по вопросам миграции МВД РФ. Но оформляют их приезжие в основном через МФЦ. В течение двух месяцев после выдачи документов мигрант должен принести копию трудового договора или договора ГПХ в миграционный отдел МВД. Если он этого не сделает, его патент аннулируют. Если у мигранта нет аттестата или диплома, полученного в СССР или России, ему нужно сдать экзамен на знание русского языка, истории и основ законодательства РФ.

Третья группа — граждане стран, которым для въезда в Россию нужна виза. Они получают разрешение на временное проживание (РВП). Это отметка в загранпаспорте, благодаря которой иностранец может жить и работать в России три года. Разрешение выдается для проживания и работы в конкретном регионе, а о переезде надо уведомлять УВМ МВД. Продлить его нельзя — можно лишь получить новое.

РВП выдают по квоте, размер которой правительство устанавливает по заявкам от местных властей. Соискателю необходимо доказать владение русским языком, знание истории РФ и основ ее законодательства и предоставить справку о том, что он не болеет социально опасными заболеваниями. Без квоты РВП могут получить, к примеру, те, кто родился в РСФСР и имел гражданство СССР, а также дети, родители и супруги граждан России и несколько других категорий.

Услуги по оформлению нужного пакета документов оказывают различные фирмы. Некоторые за деньги предлагают решить вопрос, например если приезжий работник провалил тест на знание русского языка.

Что предлагают власти

Законопроект Минтруда «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» был размещен на портале regulation.gov.ru еще 15 марта. Его обсуждение продлится до 11 апреля. Как говорится в паспорте, предлагаемые корректировки призваны решить проблему «стихийного въезда иностранных граждан для трудоустройства и несоответствие их профессии потребностям национального рынка труда». Для этого предлагается ввести новый механизм — так называемый организованный целевой набор.

Он не заменяет, но дополняет существующие механизмы. В то же время в документе подчеркивается, что «привлечение иностранных граждан в порядке целевого организованного набора признается приоритетным механизмом осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами».

Согласно тексту законопроекта, работодатель может нанимать на работу иностранцев старше 18 лет, которые законно находятся на территории РФ и у которых есть разрешение на работу. Разрешение на работу, в свою очередь, выдается на срок действия трудового договора, но не более чем на два года.

В Минтруде считают, что этого срока достаточно для завершения тех проектов, под которые был нанят специалист. «Если потребность в работнике сохраняется, работодатель сможет вновь прибегнуть к механизму организованного набора, в том числе в отношении этого сотрудника. Если трудовые отношения с работодателем, который привлекал специалиста, завершены, ему необходимо будет покинуть страну в установленный срок», — цитирует пресс-службу Минтруда газета «Известия».

Чтобы нанять иностранного работника, компания должна предоставить в органы МВД комплект документов. Помимо заявления, копии удостоверения личности, копии договора ДМС, в него входит письменное обязательство оплатить расходы в случае депортации, а также гарантии по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранного гражданина.

Также работодатель должен заплатить за трудового мигранта НДФЛ авансом, иначе действие разрешения на работу прекращается. В случае досрочного расторжения трудового договора, иностранный работник обязан покинуть территорию РФ в течение тридцати календарных дней.

Помимо ужесточения, есть и послабления. Например, в рамках организованного целевого набора работодатели смогут нанимать мигрантов без оформления специального разрешения на привлечение иностранных работников. Сейчас это возможно, если работнику для нахождения в РФ не требуется виза или он является высококвалифицированным специалистом.

Законопроект также предполагает создание оператора организованного набора, который возьмет на себя функцию кадрового центра для российских компаний, будет осуществлять межведомственное взаимодействие и проверять, трудится ли работник именно у того работодателя, под потребности которого он был привлечен. На эту роль прочат «Работу в России». Этот проект Федеральной службы по труду и занятости сейчас представляет собой общероссийскую базу вакансий и резюме.

Что думает бизнес

Петербургские предприниматели опасаются, что это может только усугубить дефицит на рынке труда и привести к росту цен.

Основной объем работ в строительной отрасли сейчас выполняют трудовые мигранты, отмечает Василий Селиванов, генеральный директор строительной компании Legenda Intelligent Development. «Постоянный дефицит кадров у подрядчиков так или иначе наблюдается в последние годы. Падение курса рубля и миграционные ограничения его усугубили», — комментирует он.

Сейчас нехватка рабочих рук может достигать половины численного состава «в рамках нормального графика», говорит Василий Селиванов. Пытаясь переманить работников к себе, компании устраивают ценовую войну, которая приводит к росту затрат на ФОТ и, как следствие, увеличению стоимости работ. Также идет активный переход на альтернативные страны — возврат северокорейской рабочей силы на повестке дня, отмечает он.

Новые ограничения, в том числе по срокам трудовых договоров с мигрантами, вряд ли добавят безопасности, а существующую проблему нехватки рабочей силы могут усилить, подчеркивает Василий Селиванов. Итогом может быть подорожание всех работ, где используется иностранная рабочая сила.

Генеральный директор производителя женской одежды «Леди Шарм» Валентина Миронова считает, что передача функций набора трудовых мигрантов одному оператору — это малореалистично. «Сейчас есть несколько компаний, которые занимаются этим, у них все отработано. Если одна компания будет, это будет не 7 месяцев, а 7 лет», — опасается она.

Сейчас 30% штата швей на фабрике «Леди Шарм» — это приезжие из Индии. Их компания ввозит в рамках целевого набора по квотам. «Наша молодежь видит себя директорами, блогеры работать в цехе не очень хотят», — комментирует Валентина Миронова.

По ее словам, оформление разрешительных документов для трудового мигранта обходится работодателю в 70 тысяч рублей и занимает до семи месяцев: «Ввезти сложно, и с каждым годом становится сложнее». Отмена квот на дефицитные специальности могла бы улучшить ситуацию. А вот возможность нанимать мигрантов без получения специального решения вызывает тревогу. «Сейчас перед тем, как дать квоту, специальная комиссия изучает платежеспособность предприятия, есть или нет вакансии, насколько их заявку удовлетворил центр занятости, смотрит условия работы», — говорит Валентина Миронова.

Разрешение заключать договор лишь на два года — еще одна зона риска. По словам Валентины Мироновой, только адаптация приезжего работника длится около года. «Должна быть возможность продления, если сотрудник хорошо работает и ничего не нарушает. Если не будет продления, это нерабочая схема», — комментирует она.

Необходимость материальных гарантий, предусмотренных в новом механизме, работодателя не смущает. Сейчас в соцпакет, который «Леди Шарм» оформляет работникам, входит и возможное выдворение, компания снимает им квартиру или селит прямо на предприятии.

Ретейл не нанимает мигрантов сам, но пользуется услугами аутсорсинговых компаний, которые предоставляют рабочую силу по запросу. К примеру, в сети «Реалъ» иностранцы закрывают 5% вакансий, компания была бы готова нанять еще столько же. В дефиците линейный персонал: грузчики, уборщицы, подсобные рабочие, комплектовщики. Работать за низкие зарплаты мигранты не готовы. «У тех, кто приезжает, цель получать как минимум 1000 долларов в месяц, чтобы 500 отправлять домой. Иначе экономической целесообразности нет», — комментирует совладелец ретейлера Александр Мышинский. Ужесточение правил найма приведет к еще большем росту расходов на ФОТ.

При этом новые правила не решают проблему, которая есть в действующей схеме. Например, если в патенте написано, что мигрант является водителем погрузчика, а его застанут за подметанием пола, ему грозит депортация, говорит предприниматель.

Механизм организованного целевого набора — это хорошая идея, но он подходит больше для строительных компаний, которым нужно сразу нанять большое количество работников, считает Игорь Козьменко, директор по персоналу сети «БЮРО бургеры и бар». Но для сферы общественного питания больше подходит механизм патента, при котором работодатель может оценить квалификацию претендента прежде, чем заключить с ним договор. «При целевом наборе непонятно, что это будет за специалист. Вдруг он три дня поработает и выяснится, что ножом работать не умеет. Что нам делать: обращаться в «Работу в России» с требованием заменить его?» — рассуждает он. Опасения вызывает и тот факт, что на работодателя возлагается обязанность по предоставлению заявок и гарантий. «Если работник не подошел нам, на следующего специалиста снова все это делать?» — комментирует Игорь Козьменко.

По его словам, в сфере общепита дефицит кадров есть у работодателей, которые относятся к иностранным работникам не очень внимательно. «От тех, кто своевременно платят зарплату, своевременно поощряют работу, помогает в оформлении документов, мигрант не будет уходить в поиске более высоких ставок», — уверен он.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
202
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях