Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество По реке плывет утюг из села Кукуева. Удивительная история частушки

По реке плывет утюг из села Кукуева. Удивительная история частушки

16 425

Казалось бы, когда еще петь частушки, как не 1 апреля, в День смеха? Но на самом деле частушка — это вовсе необязательно про смешное. Частенько даже совсем наоборот. «Фонтанка» погрузилась в историю частушки и… подивилась. Потому как — сплошь 18+

В толковом словаре Владимира Даля слово «частушка» отсутствует. Считается, впервые его печатно употребил Глеб Успенский в очерке «Новые народные песни» (1889), давая характеристику одной из разновидностей народной поэзии. А именно — так называемой «фабричной частушке», которую современники Успенского клеймили как разрушительницу исконной русской песни. И все же корни у частушки — самые что ни на есть народные.

Частушка — самый молодой жанр традиционного (не путать с современным) фольклора. После нее новые жанры в этой системе координат не появлялись. Но где и когда родилась частушка — доподлинно неизвестно. Как о своем Чичикове писал Гоголь, «темно и скромно происхождение нашего героя». Вот и у частушки корни могут быть самые разные. Во-первых, это народные плясовые припевки. Отсюда и плясовая версия происхождения слова (от «частого» ритма). Когда русскому человеку было хорошо, он порой пускался в пляс, припевая в такт всякую ерунду.

Рукавы, рукавы,

они коротеньки...

Дома чаю не пила,

а пила у Сеньки…

А еще частушки корнями восходят к традиционной русской лирической песне. С ней связан особый пласт частушек — «короткие песенки». То были ни разу не смешные лирические зарисовки с особыми распевами. Вплоть до причитаний, натурально на разрыв души. Эти песни пользовались популярностью в середине XIX века. Закручинился, допустим, ямщик: дорога дальняя, любовь несчастная, а карман пустой. Вот и затягивал он песню. Такую, которая могла в любом месте оборваться, равно как с любого места возобновиться. В общем, чистой воды импровизационный поток, бесконечная песня, составленная из бесчисленного количества коротеньких. Причем песня, по большей части, трагическая. Так что часто встречающееся в энциклопедических изданиях описание частушки как исключительно несерьезного жанра, мягко говоря, не соответствует историческим реалиям.

Вот машины зашумели,

скорый поезд загудит.

Ты придешь к моей кроватке,

будет некого будить…

В дальнейшем короткие песенки получили качественно новое развитие: уже не поток, но переживаемое мгновение. Точечный рассказ про «здесь и сейчас». Некоторые специалисты считают, что такая частушечная форма близка к традиционной китайской, японской поэзии (хокку, танка). Схожа — и по поэтике, и по стратегии. А по совокупности, на выходе, получалось то, что ныне обзывается модным термином «клиповое сознание».

Наконец, корни частушки могут быть связаны с русскими приговорками и пословицами. Последние моделировали жизненную ситуацию в форме краткого афоризма. А частушка эту ситуацию еще и разворачивала, разжевывала с подробностями.

Пришел из Питера домой,

Говорит мне батька мой:

— Ну-ка, питерский сынок,

Выкладай-ка на оброк!

— Ну, какой, отец, оброк —

Насилу ноги приволок!

В отличие от вневременной традиционной лирики, частушка наделена свойствами мгновенного реагирования. Постепенно ее главной функцией сделалось отражение того, что происходит вокруг. И за это свойство ее очень полюбили большевики.

Частушка органично влилась в музыку революции. Этот момент отчетливо показал Блок в поэме «Двенадцать», где сплел в единое частушку, плакат, городской романс, раёк и прочая. Получилось отлично. Единственное — как бы перебор с финальным явлением Христа «в белом венчике из роз». Но такого рода оплошность вскоре была исправлена: в начале 1920-х частушку сделали одним из важнейших инструментов антирелигиозной пропаганды. Образно, доходчиво, а главное легко запоминается.

Революция разбила

всю святую лавочку.

Все угодники завыли

И ушли в отставочку…

Кулаки с попами стонут.

Им не мил стал белый свет:

Мы безбожницу Матрёну

Нынче выбрали в Совет…

Не забыли частушку и потом, когда в стране начала формироваться советская концепция народного творчества. Например, крестьянскую лирическую песню в массовом порядке стали заменять новой формой частушечных спевов. При этом основная ставка делалась на молодежь, для которой текстово обыгрывались принципиально новые ситуации гендерных взаимоотношений.

Раз картошку мы копали

с трактористом Федею,

и нечаянно попали

в жуткую трагедию...

Я читать, писать умею;

Купи, мама, карандаш.

Комсомолец будет сватать —

Неужели не отдашь?

Вслед за корифеями частушечного жанра (Владимир Маяковский, Демьян Бедный), чутко державшие нос по ветру графоманы массово принялись сочинять на заказ псевдофольклорные частушки. Преимущественно колхозной направленности. К общему гомону присоединился и заговоривший кинематограф. Его герои — «трактористы», «кубанские казаки» и прочие «курочкины» — охотно изъяснялись на частушечном языке.

Молотили все бригады,

Шло соревнование.

Государству хлеб мы сдали

В срок, без опоздания…

По-культурному живу,

Ем с тарелки вилочкой.

Нынче будем молотить

Новой молотилочкой…

По задумке властей система советской самодеятельности должна была вытеснить прежнюю «упадническую» народную песню. Что в итоге и случилось: к концу 1930-х традиционная культура в СССР, по сути, прекратила свое существование. Но параллельно движению по идеологизации фольклора в стране начал складываться стихийный, низовой поток частушек протестного характера. Причем эта тенденция шла как из крестьянской среды, так и со стороны городской интеллигенции.

Если б не было зимы,

Не было бы холода,

Если б не было колхозов,

Не было бы голода…

Ленин Сталина спросил:

— Где ты сена накосил?

Я косы в руки не брал —

Всю Россию обобрал!

Коммунисты отдыхают

На Кавказе и в Крыму,

А рабочих отправляют

На леченье в Колыму…

В начале 1930-х цитирование подобных текстов стало караться не только во внесудебном порядке, но и было выделено прокуратурой в особую группу преступлений: «исполнение и распространение контрреволюционных рассказов, песен, стихов, частушек, анекдотов и т.п.». За антисоветскую песню (включая частушку) можно было получить от 3 до 5-ти, а за песни, «дискредитирующие вождей партии», отхватить полновесные 7 лет. Дальше — больше: рассказывание анекдотов, исполнение контрреволюционных песен и частушек было выделено в отдельную подстатью, за которую давали 10 или 25 лет. Люди, севшие по статье 58–10, так и назывались — «анекдотчиками». Но мощный пласт «подпольных» частушек продолжал бытовать и развиваться. Все верно, как позднее писал академик Д. С. Лихачев: «одобрение смехом в самый патетический момент смертельной угрозы всегда было сугубо национальным, русским явлением».

В годы Великой Отечественной войны частушка сделалась едва ли не самым распространенным жанром фольклора. Она звучала повсюду: на фронте и в тылу, в партизанских отрядах и на оккупированных территориях. Это был своего рода мгновенный народный отклик на фронтовые и бытовые события, за годы войны отразивший, по сути, все ее основные этапы. Военные частушки не только передавались «из уст в уста», но и печатались во всех фронтовых газетах, а наиболее удачные отбирались и публиковались в массово выпускаемых песенных сборниках.

Черны тучи, черны тучи.

Черны тучи тучатся.

Из-за Гитлера кривого

Наши дроли мучатся.

В небе солнышко сияет,

Не погаснет никогда.

Еще лучше, еще краше

Будут наши города.

Под Урицком Риббентроп

Получил в подарок гроб.

И спросил у Риббентропши:

Что подарят после Ропши?

Я раскрою вам секрет,

Дорогая Маша:

Сколько Гитлер не воюй,

А победа наша.

Частушка и гармошка — неразлучные сестры. Уже осенью 1941 года по директиве наркомата обороны для поднятия боевого духа в действующую армию были направлены 12 тысяч, а зимой 1941–1942 — еще 40 тысяч гармоней. На 40–50 человек выдавалась одна гармонь: в отличие от других видов музыкальных инструментов она имела удобную форму для переноски, прочный корпус, не требовала настройки и была проста в ремонте.

И все же подавляющее большинство советских, а затем и российских граждан были наслышаны и в курсе за частушки скабрезные. Они же — похабные.

Я Хрущева не боюсь,

Я на Фурцевой женюсь.

Буду щупать сиськи я

Самые марксистские!

Написали про колхоз

42 писателя.

А в колхозе два яйца —

и те у председателя...

Девки больше не дают

Мужикам-бездельникам.

К нам приехал массовик

С во-от таким затейником!

Девки воют, бабы плачут,

Что нам делать, как нам быть?

Михаил умеет нАчать,

Но не может углубИть.

У похабных частушек тоже есть свои корни. Например, эротические короткие песни, некогда бытовавшие внутри крестьянского свадебного обряда. Однако в традиционной русской культуре существовали мощные механизмы, контролировавшие и регулировавшие употребление матерной брани. В городах брани было много, но вот русские крестьяне матом в принципе не ругались. Разве что в обрядово-ритуальные дни. В повседневности же мат был жесточайшим, архаически восходящим к проклятиям табу. Потому что, матерясь, ты поминаешь Мать-Сыру-Землю, затем Божью матерь… А женщинам вообще нельзя ругаться матом. По преданию, когда они сквернословят, у Христа открываются раны… Но после революции былые сдерживающие механизмы рухнули. Нет, формально советская власть считала брань неприемлемой. Но, с другой стороны, каждый советский человек знал, что, к примеру, секретарь райкома разговаривает с низовыми посетителями только этим, как бы запрещенным языком. А если партийному боссу можно, то почему нельзя беспартийному работяге?

Так что в советское время в отношении брани сформировалась определенная культурная шизофрения, нашедшая отражение в том числе в матерных частушках. По разряду фольклора они не числились, рождались, в основном, в среде городской интеллигенции и более походили на рифмованные скабрезные анекдоты. И вот что удивительно: Советского Союза нет уже более тридцати лет, но, если провести стихийный опрос, предложив случайным людям сходу процитировать частушку, думается, мало не половина опрошенных припомнит и затянет как раз что-нибудь из непристойного. Навроде:

По реке плывет утюг

из села Кукуева.

Ну и пусть себе плывет

железяка… Ну её!

Вторая же «половина», хочется верить, все-таки вспомнит частушки из добрых советских мультфильмов. Например, из «Летучего корабля» или «Приключений капитана Врунгеля».

…Пой частушки, бабка-ёжка!

Пой, не разговаривай!..

В наши дни жанр частушки практически прекратил свое существование. Сохранившись по сути лишь в государственных образовательных учреждениях. Где по сей день специально обученные, с высшим образованием методисты штампуют частушки для сценариев детсадовских утренников и для рифмованных приветственных речей первоклашек на первосентябрьских линейках.

Оно, конечно, милотА.

Но, как говорят профессиональные жулики, «не то пальто».

Игорь Шушарин, специально для «Фонтанки.ру»

Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
34
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях