АО «ЗСД» объявило конкурс на перепроектирование Широтной магистрали скоростного движения, которая должна перемахнуть через Неву разводным мостом, уткнуться в КАД и уйти двумя хвостами в Ленобласть. Видимо, космические цифры понравились не всем.
Конкурс объявили накануне, стартовая стоимость — 495 миллионов рублей, срок — до ноября. Кто именно будет вносить изменения в проектно-сметную документацию, догадаться несложно; вряд ли это доверят кому-то, кроме ее автора — АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» (который, к слову, когда-то выиграл конкурс на проектирование магистрали за 690 миллионов). Гораздо интереснее мотивация.
Первый этап платной ШМСД — это Витебская развязка ЗСД, которую рассчитывают ввести до конца года, хотя недавно продлили разрешение на строительство. Этапы II–IV доведут Широтную магистраль до КАД. V и VI этапы пойдут по Ленобласти, концессионер для них уже найден.
Судя по конкурсной документации, перерисовывать придется два участка, оба на левом берегу Невы. Один из них — от Витебской развязки ЗСД до развязки с Софийской улицей. Другой — от Софийской до пересечения с Глухоозерским шоссе. Дальше, по сути, уже мост.
Менять там есть что. Известно, что бóльшая часть ШМСД здесь — это эстакады и путепроводы, уже в целом нарисованные. Теперь, в частности, придется «проработать возможность понижения продольного профиля основного хода», «произвести оптимизацию длин пролётных строений, типов и конструкций эстакад, рассмотреть варианты замены эстакадных участков на земляные вставки и армогрунтовые насыпи».
Всё это влечет за собой множество других правок, но отдельно стоит история с free-flow: «Внести изменения в проектную документацию в части перехода на безбарьерную систему взимания платы: изменение планировочных решений, исключение кабин взимания платы со шлагбаумами, исключение дополнительных полос разгона» и прочее. Здесь же очевидное, раз уж Витебская развязка сводит две платные магистрали вместе: «Разработать безбарьерную систему взимания платы за проезд по Широтной магистрали скоростного движения, обеспечить совместимость СВП Широтной магистрали скоростного движения и Западного скоростного диаметра».
Вообще-то про free-flow — по крайней мере, на областном участке ШМСД, уже было известно. «Фонтанка» писала об изменениях в законодательстве, которые должны урегулировать принцип безбарьерного проезда по платным трассам по всей России. На некоторых магистралях она уже используется, средства должны списываться по транспондеру или по номеру машины. Отдельный вопрос — борьба с неплательщиками, эта проблема актуальна для всех операторов платных дорог. Поэтому при перепроектировании ШМСД надо будет сформулировать предложения по «расширению возможностей оплаты проезда» и по «борьбе с обманом и отказом в части оплаты проезда».
Система взимания платы будет трехуровневой. На первом собираются данные с оборудования полос движения, их передают на второй уровень — дороги. Там аккумулируют данные по транзакциям въезда и выезда, формируют транзакцию проезда с указанием маршрута и передают ее на третий уровень — бухгалтерский. Технология должна позволять взимать оплату по государственному регистрационному знаку машины, а также выставлять штрафы за неоплаченный проезд.
Перепроектировать придется участки, которые уже получили положительное заключение, и подрядчик должен будет «сопровождать изменённую проектно-сметную документацию в повторной государственной экспертизе». Это точно влияет на сроки — станция «Путиловская», которую повторно отправили в ГГЭ из-за нового подхода к пересадке на «Кировский завод», не даст соврать, как и бывший глава КРТИ Андрей Левакин. Но вмешались веские причины.
В документации четко указана цель: «Выполнить оптимизацию стоимости строительства ШМСД». В качестве одного из обоснований указано некое мартовское письмо коминвеста, которому, вероятно, предстоит стать одной из сторон будущего концессионного соглашения на строительство городских участков Широтной магистрали. В комитете «Фонтанке» сообщили, что конкурс на перепроектирование Широтной магистрали объявлен в рамках исполнения поручения заместителя председателя правительства РФ М. Ш. Хуснуллина». А у этого есть предыстория.
Стоимость II–IV этапов, по последним выкладкам, оценивается в 410 миллиардов рублей. Федеральный центр согласен дать 90 миллиардов, но еще недавно от него ждали 130 миллиардов. Материалы с цифрами готовили к январскому совещанию с президентом России Владимиром Путиным.
На этом совещании схлестнулись две «партии»: широтная и кольцевая. К первой можно условно отнести министра экономического развития Максима Решетникова и губернатора Петербурга Александра Беглова, ко второй — вице-премьера Марата Хуснуллина и с оговорками — губернатора Ленобласти Александра Дрозденко. Речь зашла о приоритетах среди мегапроектов — ШМСД и КАД-2. Спорили интересно и эмоционально, в контексте финансового дефицита расхваливая показатель своих протеже. При этом, конечно, не отвергали проект собеседника, но настаивали, что КАД-2 надо увязываться с областными участками «широтки», насчет которой Хуснуллин заявил: «Мы серьезно с ними работаем по оптимизации, часть затрат сняли. После проработки и понимания полной стоимости, мне кажется, к этому вопросу еще раз надо вернуться».
После этого прошло еще несколько совещаний, уже без президента, по итогам одного из них Дрозденко написал: «Предстоит найти технические решения, чтобы уйти от космических ценников концессионеров и реализовать проект в 2028 году». Беглов вновь заявил о первоочередной важности Широтной магистрали.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»
Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.