Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город «Детям мы не рады». Эксперт — о том, что делать, если вас сбил самокат, и как получить компенсацию

«Детям мы не рады». Эксперт — о том, что делать, если вас сбил самокат, и как получить компенсацию

24 124

В Петербурге начался очередной самокатный сезон. Уже пятый, если считать с 2020 года. Тогда кикшеринговые компании выводили на улицы города около 5 тысяч самокатов, сейчас их количество должно вырасти до 48 тысяч.

Каждому происшествию с самокатами уделяется пристальное внимание, хотя, справедливости ради, аварий с автомобилями и велосипедами, по статистике МВД, тоже меньше не становится. Уже есть первые пострадавшие. Вычислять нарушителей помогают сами сервисы аренды.

Как это происходит и что делать, если вы стали потерпевшим в ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), «Фонтанке» рассказала Ксения Эрдман, директор Ассоциации операторов микромобильности, куда входят три крупнейших сервиса аренды электросамокатов в России: Whoosh, «Юрент» и «Яндекс.Go».

Если пешехода сбивает автомобиль, все плюс-минус понимают, что делать в такой ситуации, как там вести себя дальше. А если самокат сбивает пешехода, какой должен быть порядок действий у пострадавшего, если он хочет привлечь к ответственности нарушителя?

— То, что я сейчас буду говорить, оно распространяется не только на пешеходов, но в том числе и на автомобилистов. То есть самокаты могут врезаться в автомобиль, поцарапать его и так далее. Начнем с того, что ответственность за нарушение правил дорожного движения, в том числе и на самокатах, прописана в КоАП. За это человек несет ответственность, в том числе материальную. Разделим действия человека на три вектора.

Если произошло какое-то происшествие — столкновение, падение, нанесение травм, ущерб имуществу, не дай бог какие-то тяжкие телесные повреждения или того хуже, — то первое, конечно, необходимо вызвать наряд полиции. Неважно, скрылся самокатчик или не скрылся, наряд полиции должен приехать, зафиксировать ваши травмы. Если будет необходимо, то можно сделать медицинское освидетельствование. Это необходимо для того, чтобы, если самокатчик скрылся, полиция по запросу либо в систему кикшеринг-операторов, либо по видеокамерам, если это частный самокат, могла отследить виновного и, соответственно, призвать его к ответственности. Тем более, если виновный скрылся с места происшествия.

Пункт номер два. Все поездки у частных операторов застрахованы. Есть два типа страховки. Принудительная страховка включается в тот момент, когда самокат начал движение. В зависимости от оператора (у них условия разнятся), эта страховка принудительная страхует либо интересы самого пользователя, либо интересы и здоровье третьей, пострадавшей стороны.

Есть добровольная страховка, за которую платят непосредственно пользователи. Она, опять же в зависимости от оператора, также страхует либо здоровье и имущество третьей стороны, либо здоровье и имущество пользователя. Поэтому мой совет тем пользователям, которые заинтересованы в выплатах либо себе, либо пострадавшей стороне: при выборе оператора ориентироваться в том числе на это. Условия страховки прописаны в пользовательских соглашениях у самих операторов.

Коль скоро эти поездки застрахованы, то вы имеете право потребовать от оператора компенсацию. Что для этого нужно сделать? При каком-то происшествии вне зависимости от того, остался ли виновник-самокатчик на месте либо не остался, необходимо запомнить цвет самоката, время и место происшествия. В принципе этого будет достаточно для того, чтобы оператор нашел виновного. Если запомнили номера — еще лучше.

После с этой информацией вы идете в службу поддержки оператора и сообщаете, что такое-то происшествие произошло, виновник скрылся — не скрылся, место, время, такие-то травмы были нанесены. Оператор анализирует поездку, понимает, было ли падение самоката, было ли столкновение, и, таким образом, делает вывод о происшествии и выплате. Причем эти процессы с линией, когда мы идем через КоАП и привлечение полиции, не связаны. То есть независимо ни от чего, вызывали вы полицию или не вызывали, вы имеете право обратиться за компенсацией по страхованию.

И третья история. В Санкт-Петербурге работает чат-бот, который принимает сообщения обо всех происшествиях, фактах опасной езды, неправильной парковке. Его делала ассоциация по просьбе Комтранса. В Петербурге мы этот чат-бот обкатали и поняли его эффективность, поэтому сейчас он уже доориентирован на территорию городов присутствия операторов. Также работает горячая линия, куда об этих же фактах можно сообщать. Все данные передаются операторам, и они уже разбираются, связываются с потерпевшими, если необходимо, выясняют все обстоятельства и каким-то образом их компенсируют, если есть такая необходимость.

Вот три пути, по которым могут идти люди. Это в рамках КоАПа — вызов полиции, через службу поддержки — запуск механизма страхования и сообщение о нарушении через чат-бот или горячую линию. Как правило, эти нарушения [о которых сообщают в бот или по телефону] иногда бывают связаны с причинением вреда, но больше туда падают сообщения о фактах какой-то опасной езды и неправильной парковке. То есть, чтобы люди собственными силами помогали таким вот образом наводить порядок и соблюдать правила дорожного движения.

— Если, например, я еду на самокате и внезапно у меня на пути появляется пешеход или какая-то ситуация нестандартная, я не успеваю оттормозиться и задеваю его, дальше по-хорошему что мне нужно сделать? Как поступить этично в этой ситуации по отношению к человеку?

— Очень многие вопросы в нашей жизни в принципе и в этой ситуации в частности решаются путем разговоров. Если пешеход понимает, что он действительно повел себя не очень предсказуемо и он виновен в этом происшествии, тогда извиниться и полюбовно разойтись. Но при этом, говорю еще раз, ничто не мешает тому пользователю, который был на самокате, если он стал пострадавшей стороной (например, у него в результате столкновения выпал телефон, разбился, или он упал и коленку расцапарал), ему ничто не мешает обратиться в службу поддержки своего оператора. Если у него была подключена необходимая страховка, то оператор ему компенсирует эти издержки.

При этом можно, например, попросить того пешехода, который действительно был виноват, записать на видео сообщение из серии: я такой-то такой-то, действительно был виноват в столкновении, претензий не имею. Чтобы ситуация не развернулась в обратную сторону. Равно как делается при столкновении автомобиля, когда виновная сторона признает себя виновной и заполняет определенный протокол. Здесь, понятно, что ни о каком протоколе речи не идет, но обезопасить себя таким образом необходимо. Потому что пешеход может пройти пять шагов и решить, что он все-таки считает себя потерпевшей стороной, и тут же пойдет встречно выяснять отношения со службой поддержки.

Тут я бы советовала разговаривать между собой участниками ДТП и фиксировать все-таки на месте виновность. Ну и, безусловно, лучше еще брать контакты второй стороны, чтобы была с ней связь и можно было дополнительно что-то решить.

— Насколько часто люди обращаются за компенсациями по страховке? Многие из них, как я предполагаю, вообще не знают о том, что они могут компенсировать ущерб.

— Да, действительно, вы правы. Для многих это ситуация непривычная, многие не знают. Но на самом деле те пользователи, которые довольно часто пользуются, видят там опцию страховки и читают пользовательские соглашения, они про эти опции знают. И страховые выплаты, поверьте мне, большими суммами исчисляются.

— Есть ощущение, что, если ранее сервисы аренды самокатов тему штрафов для пользователей считали токсичной для себя темой и особо не стремились комментировать, в каких размерах штрафуют своих пользователей за нарушения, сейчас, кажется, тренд изменился. Некоторые, как Whoosh, заявляют о политике «нулевой терпимости» к нарушениям. Почему этот вектор изменил направление сейчас?

— Вектор на самом деле не изменил направление, просто про это не говорили так часто и в таких категоричных формулировках. Позиция любого оператора — это нетерпимость к нарушениям и к детским поездкам. Это то, что и мы как представители операторов проговариваем.

Поездок становится все больше. Если сезон 2022 года мы закончили с количеством 103,5 миллиона поездок, а прошлый сезон — с количеством 210 миллионов поездок, то я не удивлюсь, если в этом году мы к концу сезона приблизимся к полумиллиарду поездок за сезон. Кратно увеличиваются поездки, увеличивается флот и количество пользователей, инфраструктура при этом не появляется. Если мы все вынуждены соседствовать, по сути, на пешеходной зоне, то понятно, что напряжение людское растет, увеличивается количество каких-то ДТП.

Есть несколько способов профилактировать это, но их, безусловно, нужно совмещать. Первое — это рассказывать о правилах. Очень многие люди, равно как они не знают о наличии страховок, до сих пор не знают и о том, что есть правила и их нужно соблюдать. Второе — это требовать выполнения правил. Это уже история с фиксацией правонарушений. И третье — наказывать за невыполнение правил. Вот условно триединство, при соблюдении которого можно говорить о том, что мы через какое-то время придем к упорядоченному движению, соблюдению правил и безопасности.

Поэтому говорить о том, что там операторы как-то сквозь пальцы смотрели — нет, точно, абсолютно. Но становится понятно, что с увеличением поездок и пользователей нужно эту мысль транслировать более активно и выступать в отношении нарушений более жестко. Я думаю, что этот сезон покажет, что операторы сильнее взялись за своих пользователей и за соблюдение правил.

— А нетерпимость к детским поездкам — это что такое?

— Сервис аренды самокатов [имеет возрастное ограничение] 18+. Это прописано в оферте и известно. Если мы откроем ПДД, то увидим, что самокатом может управлять ребенок практически с ноля лет. Там нет ограничений по возрасту. Есть градации исключительные, в каком возрасте он может ехать только по тротуару, в каком — по велоинфраструктуре, в каком — может выехать на проезжую часть, в сопровождении родителей или нет.

Операторы в этом плане действуют действительно жёстче, но и моё убеждение как эксперта рынка — нельзя детей выпускать на электрический самокат раньше, например, 14 лет. Ни скорость реакции, ни масса не позволяют адекватно реагировать на происшествие. Ну и плюс вот эти все гормональные и возрастные поведенческие особенности иногда тоже не способствуют спокойной, предсказуемой езде.

Как дети появляются на электросамокатах? Все аккаунты идентифицируются через банковские карты. Подавляющее большинство карт, которые сейчас есть в России, — это карты, которые выпущены после достижения их держателями совершеннолетия. Часто детям для регистрации аккаунтов дают карты родители, старшие братья, сестры, друзья, иногда родители передают свои аккаунты. То есть, если ребенок появился на самокате, — в 90% случаев это сделано с немого согласия какого-то старшего товарища либо родственника.

Этого делать не надо. Уже второй сезон мы объясняем родителям, что это транспортное средство. Оно опасное. Нужно потерпеть, подождать, каким-то образом так выстроить коммуникацию с ребенком, чтобы он все-таки соблюдал эти правила. Хотите, чтобы он передвигался на самокате? Окей, ваше право, купите ему частный.

Я сказала 90% случаев. Куда делись эти 10%? Это сейчас на самом деле статистика довольно условная, с опорой на мои личные ощущения. В 10% случаев это так называемые детские карточки, которые выпускаются детям, передаются им и каким-то образом используются. Раньше по этим карточкам идентифицировать возраст пользователя было нельзя. Закон не позволял вытаскивать из них персональные данные. Сейчас операторы обладают технологиями, когда они могут анализировать данные карты и не позволять пользователю младше 18 лет заводить на свою карту аккаунт. Поэтому детям на самокатах мы не рады.

— Тогда хотела поговорить про нарушения и санкции. Когда мы пишем в новостях, что аккаунт нарушителя заблокировали, в комментариях нас всегда спрашивают: «А что ему помешает создать новый аккаунт?» Действительно, что?

— Аккаунт привязывается к номеру телефона. Если человек заблокирован на своем номере телефона, то ему помешает отсутствие телефона. Если он купит новую сим-карту, то, наверное, ничего не помешает до нового случая блокировки. Ну и таким образом он будет покупать сим-карты и блокировать их.

К сожалению, нет еще системы обмена данными между сотовым оператором и оператором кикшеринга. Условно, если Иван Иванович Иванов с какой-то определенной датой рождения заблокирован у оператора и покупает новую сим-карту, то, условно, оператор сотовой сети передает эти данные кикшерингу, и тот понимает, что новый телефон тоже нельзя допускать до пользования услуг. Мы понимаем, что это пока фантазия. Возможно, так будет, возможно — нет. Но новый аккаунт можно завести только на новый номер телефона.

А если будет внедрена, как планируется сейчас, идентификация через «Госуслуги», тогда пользователь просто будет заблокирован навсегда, потому что у человека не может быть более одного аккаунта на «Госуслугах».

— На какой стадии сейчас это предложение, оно в разработке?

— Да, оно в разработке. Операторы взяли это в работу, на их стороне есть определенная готовность и решимость это сделать. Сейчас мяч на стороне «Госуслуг», они решают со своей стороны технические возможности, технические проблемы. Но операторы готовы делать эту интеграцию.

— Ещё часто люди пишут, что самокатам не место на тротуаре, но, если я правильно понимаю ПДД, закон как раз считает, что им не место на дороге. На тротуаре за неимением велодорожки — пожалуйста. И вот если человек на арендованном самокате едет по проезжей части, это тоже нарушение?

— По ПДД следующая градация улично-дорожной сети: первоначально любое СИМ должно передвигаться по велоинфраструктуре при ее наличии. При ее отсутствии (а ее отсутствия у нас больше, чем наличия) оно перемещается на пешеходную зону, на тротуар. В отсутствие того и другого он может ехать либо по обочине, либо по крайней правой части правой полосы, предельная скорость которой не превышает 60 км/ч.

То есть, когда самокат едет по пешеходной зоне, он реализует, как бы это ни было неудобно и пешеходу, и самокатчику, свое законное право. Он ничего не нарушает, если он понимает, что приоритет на пешеходной зоне всегда у пешеходов.

В этом вопросе на самом деле интересно, потому что если мы почитаем правила относительно велосипеда, то в отсутствие велоинфраструктуры он как раз перемещается на дорогу и только в последнюю очередь может передвигаться по пешеходной зоне. Но почему-то регулятор в отношении СИМов сделал иначе.

— Если говорить о каком-то портрете нарушителя, как часто это те самые несовершеннолетние, которые не должны, по сути, иметь доступ к сервису?

— У меня такой статистики нет, но я же не только эксперт рынка, но и житель города. Что я наблюдаю: есть категория людей в возрасте от 13−14 лет до 20, которые, как правило, передвигаются вдвоем, им лень спешиваться, они всегда куда-то торопятся. Я бы вот этот возрастной диапазон назвала. Мальчик или девочка — неважно. Одинаково хулиганят и мальчики, и девочки, но в силу возраста, видимо, экономии денег и каких-то особых романтических чувств часто в этом возрасте подростки и молодые люди передвигаются вдвоем.

Как ни странно, есть еще одна категория. Хотя бы для меня, как для матери, это странно — очень многие родители ставят своих детей перед собой на самокат и передвигаются тоже так же вдвоем.

Да, я тоже видела таких.

— К сожалению, их немало. Мне каждый раз хочется подбежать, прочитать нотацию. Сдерживаюсь, но при этом фотографирую номер, отправляю в службу поддержки и прошу разобраться, потому что не могу быть равнодушна к этой ситуации.

Это что касается поездок вдвоем. А неспешивание — это, мне кажется, бич вообще любого возраста. Есть молодые люди 18 лет, которые ответственно тормозят у пешеходного перехода, спешиваются и идут пешком, а есть 40−45-летние лихачи, которые на полной скорости въезжают на него и маневрируют между пешеходным потоком.

Опять же, это вопрос фиксации правонарушений, вопрос штрафа, который человеку за это все в будущем прилетит. Потому что мы же упорядочили движение на автомобиле. Был период, мы помним, до внедрения большого количества камер видеофиксации, сколько было нарушений. Как только всем стали прилетать штрафы — за разметку, ремни, фары — буквально за всё, как-то все упорядочились. Стали ездить более или менее нормально и по правилам. Я думаю, что здесь вопрос времени.

— Сколько сейчас составляют штрафы за различные нарушения, если вилку брать от самого небольшого до самого крупного?

— По КоАПу — 800−1500 рублей.

— А если мы берем штрафы сервисов?

— Там на самом деле какая-то такая же абсолютно вилка.

— Сервисы не собираются их ужесточать?

— Мне сложно, если честно, ответить на этот вопрос. Я думаю, что если будет выбрана общая стратегия более жесткого подхода к нарушениям, то да, вполне.

Беседовала Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
242
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях