В Ленобласти следствие решило, что не поставленный вовремя светофор и смертельное ДТП — повод прийти к дорожникам с громким обыском. Этот пробный шар не докатился до Петербурга, но предписания полиции здесь и так приоритет, говорят в Смольном.
О нестандартном подходе рассказывали в марте 47news. Вскоре после трагедии в поселке Приветнинское на трассе Зеленогорск — Выборг, где погиб ребенок, следователь, СОБР и ГИБДД пришли c кувалдой в Ленавтодор. Повод — государственному учреждению уже выдавали предписание, чтобы на аварийном участке поставили светофор, но безрезультатно. Значит, можно говорить о халатности. По данным издания, эту идеологию собирались распространить и на Петербург.
Пока отголосков этой истории в городе не слышно, но «Фонтанка» поинтересовалась, а кто вообще указывает пальцем — где ставить светофоры и укладывать лежачие полицейские.
Как пояснили в дирекции по организации дорожного движения (ДОДД), в Петербурге работает комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения при губернаторе, именно она рассматривает адреса, признанные «местами концентрации дорожно-транспортных происшествий». Насколько можно судить по смольнинским сайтам, она собирается несколько раз в год. В сентябре, например, обсуждали обеспечение безопасности во время дорожных работ, а также мероприятия на Невском проспекте — установку металлических ограждений и камер. Часто в повестке — мероприятия по конкретным районам, в плане на 2024 год, конечно, не обошлось без самокатов.
Но принимают там решения и по отдельным адресам. В 2023 году ДОДД поставил светофоры по 4 адресам из них — как раз здесь случались аварии: ул. Маршала Захарова — Брестский бульвар; Литейный пр. — Артиллерийский пер.; Невский пр. — Харьковская ул.; Звенигородская ул., д. 6.
Всего в 2023–2024 годах успели провести работы на 20 опасных местах: помимо установки новых светофоров, скорректировали режимы работы действующих на 16 участках, еще два — модернизировали. Это не считая знаков и разметки. «В ближайшей перспективе — модернизация светофорных объектов по 16 адресам и строительство светофорных объектов еще по 6 адресам, отнесенным к местам концентрации ДТП», — говорят в дирекции.
В целом адресные программы у ДОДД есть по каждому направлению. Обоснования разные: по обращению граждан, чиновников, организаций, по решению комиссии. По данным «Фонтанки», если взять список по строительству и модернизации светофоров на 2024 год и выбрать там именно обращения и предписания полиции и прокуратуры, то перечень выходит такой:
Площадь Калинина;
Несколько пересечений на пр. Маршала Говорова (с ул. Васи Алексеева, Трефолева, Химическим, Швецова, Огородным, Возрождения);
Пр. Ветеранов / Авангардная ул.;
Ул. Коллонтай, 45;
Кубинская ул. / 2-й Предпортовый;
Пр. Ветеранов / ул. Солдата Корзуна;
Ул. Льва Толстого / Большая Монетная ул. / ул. Котовского;
Старо-Петергофский пр., 50;
Наличная ул./ Малый пр. В.О.
Гороховая ул./ Большой Казачий пер.;
Кирочная ул., 7;
Ул. Жака Дюкло / ул. Курчатова.
«Предложения территориальных подразделений правоохранительных органов в части проведения мероприятий по созданию и модернизации светофоров, установке дорожных знаков и искусственных неровностей включаются в планы работ в приоритетном порядке», — говорят в дирекции. Иногда решения надо принимать оперативно, для этого привлекают экспертов ДОДД, комтранса и ГИБДД. Например, так работают на ул. Мичурина вблизи д. 16 по Лебединой ул. (установлены светофоры Т7); на пересечении Павловского шоссе и ул. Красной Звезды (искусственные неровности); на Бухарестской ул., д. 156 и на пересечении наб. Обводного канала с Заозерной (будут искусственные неровности).
Общий перечень светофорных адресов в программе на 2024 год переваливает за 120. Но понятно, что любое госучреждение работает в рамках своего бюджета, сколько денег есть — столько и построят, в том числе по предписаниям. В 2024 году на создание и модернизацию светофорных объектов и других технических средств организации дорожного движения заложили 922 млн рублей.
Ранее стало известно, что в 2023 году число дорожных происшествий снизилось на 3,7 % (4 023 против 4 220 в 2022-м), а число погибших — на 7,1 % (до 130 человек), раненых — на 4,7% (4 546). Самая тяжелая история — наезды на пешеходов: таких за год набралось 1 487, на них приходится 65 погибших. «Гибель 64,6% пешеходов произошла по причине нарушения ими правил дорожного движения (42 человека)», — говорилось в проекте профильной госпрограммы.
При этом на 2023 год в правительстве называли 107 адресов как места концентрации дорожно-транспортных происшествий. План на 2024-й — сократить это число до 91, а в 2025-м — до 77. Еще несколько лет назад ГИБДД представила модуль на своем статистическом портале, где на карте можно увидеть адреса с повторяющимися происшествиями. По итогам 2023-го вся карта испещрена точками, в 2024-м пока скромнее.
C начала года система насчитала 19 таких адресов, на них зафиксировано 39 ДТП, один человек погиб, 41 ранен. К примеру, в январе трое пострадали в двух авариях на Лиговском, 41, двое — у Большого Сампсониевского, 52 и так далее. ГОСТ Р 52289–2019 предписывает ставить светофор, отталкиваясь от конкретной интенсивности движения и еще по одной причине: «На перекрестке или пешеходном переходе совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»