Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город От Матвиенко до Беглова. Как поживают петербургские мегапроекты нулевых

От Матвиенко до Беглова. Как поживают петербургские мегапроекты нулевых

50 216
От Матвиенко до Беглова. Как поживают петербургские мегапроекты нулевых | Источник: проектная документация к конкурсу на строительство Большого Смоленского моста / АрхивОт Матвиенко до Беглова. Как поживают петербургские мегапроекты нулевых | Источник: проектная документация к конкурсу на строительство Большого Смоленского моста / Архив
Источник:

Губернатор Александр Беглов, поздравляя 7 апреля Валентину Матвиенко с юбилеем, поблагодарил ее за «годы стремительного развития Петербурга». Судя по всему, этих лет хватило не для всего, огромные проекты дожили до настоящего времени, а некоторые так и канули в небытие.


Многие считают, что годы губернаторства Валентины Матвиенко в Петербурге (2003–2011) — это период инвестиционного бума, пусть и не бесспорного с градостроительной точки зрения. Противопоставляют этому следующие 7 лет, когда в городе хозяйствовал Георгий Полтавченко, отказавшийся от ряда крупных проектов. Многие стройки, которые анонсировали еще в нулевых, стартовали лишь сейчас, или всё еще только обсуждаются.

Орловский тоннель

Источник: Метрогипротранс / архивИсточник: Метрогипротранс / архив
Источник:

Идее проложить автомобильный тоннель под Невой между Смольной и Свердловской набережными много лет, но ближе всего к реализации она оказалась как раз при Валентине Матвиенко. Проект обсуждался в течение всего ее губернаторства, а в 2010 году город даже выбрал партнера для строительства — «Невскую концессионную компанию». Стоимость оценивали в 55 миллиардов рублей, но Валентина Матвиенко ушла из Смольного, а новый губернатор Георгий Полтавченко проект заморозил, соглашение расторгли. В итоге вместо стройки много лет занимались судами с несостоявшимся концессионером и оплатой элитных адвокатов.


Проект Орловского (или Среднеохтинского) тоннеля попытались оживить уже при Александре Беглове. Готовность строить выразили «Метрогпипротранс» и Группа «ВИС», письмо губернатору отправил и глава «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов. Однако дальше нескольких совещаний дело не пошло, город затребовал расчета транспортной модели от бизнеса. Однако Беглов по-прежнему подразумевает и Орловский тоннель, когда говорит о том, что в Генплане Петербурга пять новых переправ через Неву.

Ново-Адмиралтейский мост

Источник: проект моста / архивИсточник: проект моста / архив
Источник:

Еще один сорвавшийся проект времен Матвиенко всё из той же неизменной пятерки невских переправ. Эскизы моста между Васильевским островом и Коломной с рекордной длиной разводного пролета показывали чиновникам и архитекторам, прогоняли через советы и комиссии, ожесточенно спорили о конкретном местоположении. В начале 2011 года успели даже объявить конкурс, строить должен был «Пилон», тогда еще вполне активный, но в итоге и этот проект заморозили после смены губернатора.


Пока нового захода на мост не видно, но буквально недавно ожила общественная дискуссия в связи с тем, что по новому Генплану переправу сдвинули выше по течению. Свое недовольство этим высказывают те же общественники, что возмущались и при Матвиенко, подробнее об этом — здесь.

Конюшенное ведомство

Источник: Михаил Огнев / архивИсточник: Михаил Огнев / архив
Источник:

Памятнику архитектуры в центре Петербурга, казалось, нашли опекуна еще при Валентине Матвиенко, когда город передал здание целевым назначением структурам братьев Зингаревичей. Тогда говорили о гостинице и подземном паркинге. Прокуратура и антимонопольщики удивились, всё опять ушло в суды, градозащитники тоже выступили против, и со временем компания Зингаревичей ушла с объекта.


Конюшенное ведомство продолжало ветшать, хотя на него претендовали многие инвесторы, включая структуры Евгения Пригожина. На торгах в 2022 году победила московская компания «Бахчасарай»: самим торгам предшествовало письмо от известного бизнесмена Года Нисанова, но сам он свою связь с «Бахчасараем» отрицал, хотя с его компанией «Киевская площадь» она прослеживается. Итоги торгов оспаривали сначала другие претенденты, а потом — представитель рода Строгановых. В сухом остатке — здание так и стоит, частично укрытое огромным плакатом, продолжая разрушаться.

ШМСД/ВСД

Источник: АО «ЗСД»/ архивИсточник: АО «ЗСД»/ архив
Источник:

Труднопроизносимая аббревиатура ШМСД пришла на смену более доступной — ВСД, то есть Восточный скоростной диаметр. Но при Матвиенко даже ее не всегда использовали, описывая трассу как магистраль с мостом в створе Фаянсовой и Зольной улиц. В 2009 году появился перечень мероприятий по дорожному строительству, где уже на начало десятых назначили проектирование этого объекта. Подыскивали инвестора, но в 2013 году конкурс отложили.


После этого несколько лет обсуждали трассировку, параллельно подписывая соглашения на ПМЭФ, но до стройки добрались только при Беглове в 2021 году, когда забили первую сваю под Витебскую развязку ЗСД, которая одновременно является первым этапом новой скоростной магистрали (ШМСД). Ее хотят ввести в 2024 году, но уже готовый проект дальнейших этапов буквально недавно решили менять, чтобы удешевить строительство, которое грозит перевалить за 400 миллиардов рублей. Так что ничего конкретного о сроках по-прежнему сказать нельзя.

Большой Смоленский мост

Источник: проектная документация к конкурсу на строительство моста / архивИсточник: проектная документация к конкурсу на строительство моста / архив
Источник:

Еще одно строительство, о котором говорили при Валентине Матвиенко, но запустили только что. Он, как и Арсенальный мост, и канувший в Лету тоннель в створе Наличной улицы, оказался в списке объектов, который Смольный представил депутатам еще в 2003 году. Огромную инфраструктурную программу по магистральной сети города тогда оценивали в 113 миллиардов рублей, а реализовать собирались вскладчину с федералами в 2004–2015 годах. Получалось всего по 6 миллиардов в год из городского бюджета.


Контракт на строительство Большого Смоленского моста подписали с компанией «Дороги и мосты» лишь в 2024 году, стоимость — 40 миллиардов рублей, и это не предел. Тот же подрядчик, вероятно, будет строить развязку на Дальневосточном проспекте, в которую будет переходить переправа, а общие расходы в АИП оценивались более чем в 60 миллиардов. Впрочем, при каком губернаторе стройку закончат, вопрос, ведь сдать мост хотят только в 2029-м. Арсенальному мосту пока не повезло и так: город подписал соглашение о намерениях с ВТБ, но дальше этого ни к чему не обязывающего документа магистраль М-7, которая и должна так перемахивать через Неву, не продвинулась.

ВСМ Петербург — Москва

Источник: РЖД, Ленгипротранс, Проектный институт № 1 / архивИсточник: РЖД, Ленгипротранс, Проектный институт № 1 / архив
Источник:

Этот проект не городской, а федеральный, так что одной губернаторской волей его не сдвинуть. Проектирование начинали еще в 90-х, тогда же вырыли знаменитую яму у Московского вокзала. Но реанимировали процесс в середине нулевых, а в 2010 году глава РЖД Владимир Якунин анонсировал запуск скоростного железнодорожного движения между Москвой и Петербургом в течение 4 лет. Пассажиры должны были получить возможность путешествовать между городами за 2,5 часа, строить собирались по модели ГЧП.


Спустя 10 лет от обозначенного срока проекту наконец дали старт на совещании с участием президента, который тоже вспомнил, как о магистрали говорили еще в 90-х. Город должен будет вложиться в уставный капитал компании-концессионера, а также ужаться в части налога на имущество. Кроме того, ему не избежать споров с владельцами квартир и участков, которые будут изымать для строительства трассы, а также с градозащитниками по поводу терминала для скоростных поездов на Лиговском проспекте.

Кронштадт

Источник: пресс-служба АНО «Остров фортов»Источник: пресс-служба АНО «Остров фортов»
Источник:

Еще при Валентине Матвиенко пытались делать подходы к комплексному развитию Кронштадта. Речь о туристической части и о судостроительной.


В 2011 году губернатор осматривала Петровский док, где предполагалось создать культурно-развлекательную площадку, инвесторы говорили о создании яхт-клуба класса А. В итоге несколько лет ушло на создание концепций, которые конкурировали между собой, а уже при Беглове проект «Остров фортов» запустило одноименное АНО под руководством Ксении Шойгу. Это многосоставная история, включающая и реконструкцию фортов, и создание общественных пространств, и Музей военно-морской славы. Параллельно город активно строит там дороги для обеспечения нормального транспортного сообщения.

При Матвиенко же вполне конкретно говорили о создании судостроительного кластера в Кронштадте с суперверфью, всё было завязано на проекты вывода предприятий из центральной части Петербурга.. И к тому, и к другому вернулись при Беглове: инвесторы предполагаемого переезда заходили на правительство, а проект суперверфи лавировал между Кронштадтом и Бронкой. По состоянию на сегодня никакие заводы никуда не перемещаются, а у Объединенной судостроительной корпорации сейчас более насущные проблемы: шефство над ней взял ВТБ, который тут же сообщил, что корпорация годами работала как финансовая пирамида, а ситуация в ней аховая.

Морской вокзал

Источник: проект реконструкции Группы компаний «Севкабель»Источник: проект реконструкции Группы компаний «Севкабель»
Источник:

О том, что здание Морского вокзала морально устарело и городу не нужно, в Смольном заявили в 2008 году. Градозащитники возмутились, но, как выяснилось, рано: год за годом после этого шли поиски инвесторов, судебные разбирательства и т. п.


К проекту выражали интерес японский концерн Mitsui и «Севкабель». Но в конце 2023 года выяснилось, что Смольный отказался от идеи передавать здание инвесторам и реконструкцию проведет за бюджетные средства. Режимный статус со здания сняли, для приема судов его не используют и не собираются. Иной конкретики по проекту нет.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
304
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях