Владимир Путин поручил заключить концессионное соглашение на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург до 15 апреля. От Петербурга потребуется не менее 30 млрд рублей, от Москвы — впятеро больше.
Поручения президента на сайте Кремля датированы 5 апреля: РЖД, «Сбербанк» и другие заинтересованные стороны должны «обеспечить заключение с обществом с ограниченной ответственностью «ВСМ Две Столицы» концессионного соглашения» до 15 апреля. Кроме того, до 1 июля они должны принять управленческие решения, ориентируясь на ряд конкретных условий.
Во-первых, в 2025 году из Фонда национального благосостояния выделят не менее 300 млрд рублей на предоставление льготных кредитов по ставке не более 1 процента годовых с капитализацией процентов в первые 10 лет.
Во-вторых, из федерального бюджета в 2024 — 2028 годах выделят 28,5 млрд рублей на выкуп земельных участков под строительство.
В третьих, регионы участвуют в софинансировании проекта в следующих пропорциях: от Москвы не менее 150 млрд, от Санкт-Петербурга — не менее 30 млрд, от Московской области — не менее 20 млрд, от Ленинградской области — не менее 10 млрд, от Новгородской области — не менее 6 млрд, от Тверской области — не менее 5 млрд. «Фонтанка» писала, что эти средства должны быть вложены в уставный капитал компании-концессионера «ВСМ Две Столицы».
Из федерального бюджета выделяется субсидия не более 299,4 млрд рублей на работу проекта в первые годы. По кредитам, которые банки выдают на финансирование этого проекта, действует отсрочка не менее чем на три года.
Риски распределяются так: если пассажиропоток снижается на 5% и менее, то убытки концессионера возмещают участвующие субъекты Российской Федерации, если на 5–10% — то концедент (Росжелдор), если более чем на 10% — концедент и концессионер. Аналогично с допзатратами в случае увеличения сроков строительства или удорожания: если до 10% — это финансирует концессионер, если более — концессионер и концедент согласуют дальнейшие действия.
Стоимость услуг по перевозке пассажиров и багажа определяется на основании рыночных, то есть нерегулируемых тарифов.
В целом, эта финансовая модель и распределение рисков повторяют то, что обсуждалось на совещании с участием президента. «Фонтанка» подробно рассказывала о предложениях.
Правительство должно обеспечить составление списка земельных участков, льготы производителям подвижного состава для ВСМ, а также совместно с «ВЭБ.РФ» обеспечить возможность лизинга составов. Кроме того, от него ждут, что на работы по строительству магистрали и по перевозке пассажиров будет установлена нулевая ставка НДС. «Фонтанка» рассказывала об этой модели закупки вагонов для ВСМ и о том, что собирать их будут в большой кооперации, но на базе Группы Синара. Здесь можно посмотреть, как вагоны будут выглядеть, всего их потребуется 66, стоимость каждого ранее оценивалась в 5,3 млрд рублей.
Кроме того, подтверждается, что проектирование всех работ будет идти за счет инвестпрограммы РЖД, положительное заключение ждут до 1 июля 2025 года. В эту же программу включены «городские» участки магистрали «Москва — Алабушево» и «Санкт-Петербург — Обухово II».
Само строительство пойдет по концессионной модели, уже создана компания «ВСМ Две Столицы», в учредители которой должны войти РЖД, Москва, Петербург, Московская и Ленинградская области, а также Новгородская и Тверская. Стоимость работ составляет порядка 2 трлн рублей, магистраль должна быть построена к 2029 году. Подробнее о проекте и о том, кто соберет для него скоростные поезда, читайте здесь.