Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

южн.

740мм 83%
Подробнее
5 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

16 318

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Ничего оскорбительного для поклонников советской «Гостьи из будущего» в новом фильме нет — он не способен опошлить никаких светлых воспоминаний, а благополучно существует в совершенно параллельной вселенной, куда иногда прорывается лишь слабое эхо старинных телехитов булычевского происхождения. Например, в одном из эпизодов можно мимолетно уловить мелодию из мультфильма «Тайна третьей планеты» — космическая музыка Александра Зацепина незаметно вплывает в деловой разговор, который ведет пилот космолета, сделанный с помощью пластического грима по образу и подобию Ушана из «ТТП», но дополненный еще одной парой рук.

Авторы новой картины не злоупотребляют музыкальными и иными цитатами, которые могли бы рефлекторно включить неуместную ностальгию по ламповому советскому кино. Скорее наоборот, режиссер Александр Андрющенко и команда сценаристов постарались минимизировать неизбежные сравнения с арсеновским фильмом и подальше отошли от него как от старомодного для восприятия современных геймеров и тиктокеров. Знаменитая песня «Прекрасное далеко», слегка закамуфлированная электронной аранжировкой, теперь лишилась трепетности, превратившись из полного страха и надежды заклинания в один из нейтральных мотивов на саундтреке Игоря Вдовина — это музыкальное оформление никакого эмоционального содержания не несет, а служит лишь энергичным фоном для драк и погонь.

Еще один микроскопический маячок из прошлого — Алисино платье с голыми плечами и американской проймой, в котором нынешняя героиня Даши Верещагиной появляется ненадолго в самом финале. Сейчас этот наряд на взрослой, 26-летней актрисе, изображающей старшеклассницу, конечно, уже не может произвести такого эффекта, как в 1984-м на хрупкой девочке-подростке, сующей беззащитную руку в пасть крокодила. Теперь у Алисы почти в буквальном смысле железные руки: словно героиня компьютерного файтинга (на видеоигру «Сто лет тому вперед» похож гораздо больше, чем на кино), в нужный момент она способна нарастить на предплечьях стальные пластины. Одной такой бронированной клешней в начале фильма она нечаянно заряжает в лоб родному папе, профессору Селезневу (Константин Хабенский), к радости малолетней аудитории (фильм имеет рейтинг «6+»). Способность наращивать бронеруки у Алисы фамильная — такой же фокус проделывает ее мама Кира Людвиговна (Виктория Исакова), застрявшая из-за «разрыва континуума» в 2024 году под легендой школьной «физички» Маргариты Степановны Уткиной, но, судя по ее навыкам рукопашного боя, явно имеющая отношение к каким-то межгалактическим спецслужбам.

Ключевой для «Гостьи из будущего» мем «Алиса! Миелофон!» авторы современной интерпретации решили всуе не поминать. Вместо булычевского волшебного артефакта, позволяющего читать мысли, теперь главным сюжетным двигателем служит «космион» — это своего рода биологический имплант, «сгусток экзотической материи с переменной гравитацией», позволяющий перемещаться во времени. Он хранится в черной коробочке, немного похожей на футляр миелофона, но будучи извлечен из потайного сейфа за портретом Ньютона в кабинете физики, ведет себя гораздо активнее. Сначала он начинает переливаться радужными компьютерными разводами, распуская их по всему экрану, а потом самопроизвольно вживляется к Коле (Марк Эйдельштейн) куда-то в район щитовидной железы. В результате герой «разрывает континуум» и оказывается в 2124 году, где панорама утопической Москвы выглядит как разросшийся парк «Зарядье» с возвышающимся на горизонте размытым зданием МГУ. Но это не промышленно-транспортный смог, а приятная романтическая дымка: загрязнение атмосферы сведено к минимуму, автомобили работают на магнитной тяге, а люди едят «не мясо, но вкус тот же».

1 из 3


Разорвать привычные шаблоны гораздо труднее, чем континуум, поэтому «Сто лет тому вперед» представляет собой дайджест общих мест фантастического жанра. Скажем, робот Вертер теперь превратился в летающий шарик и выглядит как голова робота ЕВЫ из пиксаровского мультфильма «ВАЛЛ-И». Самая смешная фишка из старого фильма — способность пиратов принимать любое обличье, хоть девочки-ромашки, хоть старушки-одуванчика, — в новом никак не использована, а зря, учитывая, что в этой тематике Александр Андрющенко имеет неплохой опыт. Его предыдущая режиссерская работа — по-своему симпатичная комедия «Напарник» — как раз обыгрывает обмен телами: Сергей Гармаш из тела майора полиции переселяется в организм нарисованного на компьютере грудничка.

В «Сто лет тому вперед» пираты, Весельчак У (Александр Петров с серьгой в ухе и с татуировками) и Глот (Юра Борисов, голый по пояс и в пластическом гриме), никем не оборачиваются, а вместо этого то делят должность «капитана пиратского альянса», то разрабатывают злодейский план по завоеванию галактики с помощью опять-таки космиона и фамильярно называют Колю «Кудрявым». Молодежь указывает на очевидное сходство Глота с Фейд-Раутой из «Дюны», а зрители преклонного возраста, вероятно, вспомнят классику британского хоррора «Восставший из ада»: персонаж Борисова похож на Пинхеда, только без булавок в голове, зато с выпирающей хребтиной, где вполне можно было бы разместить меч, как у Завулона из «Ночного дозора». В какой-то момент Глот начинает стремительно реплицироваться, размножаться, как агент Смит в «Матрице», что объясняется «сбоем континуума».

Словечко «континуум», без которого фантаст Булычев как-то умудрялся обходиться, вообще одно из любимых у авторов сценария, использующих его при малейшей возможности. «Человечество еще не изучило свойства континуума, и мы не можем плодить временные сущности, когда нам захочется», — поучает строгая физичка-спецагент Маргарита Степановна. Впрочем, вся эта псевдонаучная терминология не слишком помогает замаскировать вторичность, которой отмечены как сюжетные перипетии, так и характеры героев.

Лидия Маслова, специально для «Фонтанки.ру»

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях