Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Бизнес Добро пожаловать в «Госуслуги». Отели Петербурга ищут новый коннект с МВД, чтобы передавать данные о гостях

Добро пожаловать в «Госуслуги». Отели Петербурга ищут новый коннект с МВД, чтобы передавать данные о гостях

19 779
Источник:

Система «Элпост», через которую отели Петербурга передавали в МВД данные для постановки на миграционный учет иностранцев и гостей из регионов РФ, уже третий месяц работает с перебоями. Владельцы гостиниц опасаются, что, если необходимая информация потеряется по дороге, крайними окажутся именно они. Альтернативы пока не слишком выручают.

О перебоях в работе системы «Элпост» стало известно в начале февраля. Сообщалось, что проблемы возникли из-за перехода МВД России на новую информационную систему. «В связи с зафиксированным техническим сбоем в работе программных комплексов на этапе загрузки информации в базу данных УВМ ГУ МВД с 05.02.2024 г. наблюдаются задержки в синхронизации дел», — говорилось в письме оператора системы ООО ФГС, разосланном гостиницам.

В конце февраля ситуация обсуждалась в Законодательном собрании Петербурга. Вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин рассказал, что гостиницы пробуют передавать данные в бумажном виде. «Но их предупредили, что их все равно внести никуда не могут, потому что базы не работают», — сказал он. Из-за этого могут возникнуть проблемы у иностранных гостей. «У него [туриста] будет все хорошо на выезде или его где-то остановят, потому что в базе нет?» — отметил он.

Спустя два месяца наладить обмен данными так и не удалось, рассказали «Фонтанке» участники рынка. В самой «Элпост» сообщили, что информации о том, когда удастся наладить обмен данными и возможно ли это в принципе, на данный момент нет.

Незаменимая система

ООО ФГС, оператор «Элпост», входит в число активов «Бронки Групп». По данным СПАРК, выручка в 2023 году составила 41,6 млн рублей, прибыль — 16,2 млн рублей.

Долгое время система была безальтернативным каналом передачи данных о приезжих. Петербургские отельеры даже жаловались в ФАС, что местное управление МВД соглашалось работать лишь через этот сервис. Другим операторам в сотрудничестве отказывали, ссылаясь на отсутствие у тех средств по защите информации, соответствующих требованиям нормативных документов по информационной безопасности. На каких нормах и правовых актах базируется позиция, в ГУ МВД не поясняли. Впрочем, в последние годы ситуация выправилась, и данные стало возможно передавать и с помощью альтернативных посредников, например «Контур» и «Скала».

Комментируя нынешнюю поломку интеграции, участники рынка называют две основные версии. По словам одного из них, государство взяло курс на полный отказ от посредников в таком щепетильном деле, как миграционный учет. «Пока схема выглядит так: отель — информационная система («Элпост»/«Контур»/«Скала») — МВД. А к концу года цепочка должна быть «отель — «Госуслуги» — МВД», — говорит собеседник «Фонтанки». По его словам, технически проблема «Элпоста» заключается в отсутствии API-ключей (application programming interface — программный интерфейс для взаимодействия одной компьютерной программы с другими. — Прим. ред.) для интеграции с «Госуслугами».

Другие игроки видят за событиями попытку передела рынка в пользу систем конкурентов. К слову, система «Контур.Отель» весной прошлого года сообщила, что дала пользователям возможность передавать данные в МВД. «Для этого нужно один раз настроить API «Госуслуг». Благодаря этому информационные системы организаций напрямую взаимодействуют с «Госуслугами», — говорилось в сообщении.

Эксперименты с «Госуслугами»

С возникшей проблемой отели справляются по-разному. «Сейчас «Элпост» работает в усеченном режиме. Данные по иностранцам передаются, по россиянам нет», — рассказала инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg-Tchaikovskogo Виктория Шамликашвили. По ее словам, во втором случае сотрудники гостиницы отправляют данные в МВД через почту. Другие отельеры признаются, что продолжают загружать данные и по отечественным путешественникам, зная, что до МВД они, во всяком случае сейчас, не дойдут. Но гостиницы за отсутствие регистрации россиян до этого не наказывали, тогда как за непредоставление данных об иностранцах прилетали гигантские штрафы, говорит один из собеседников.

Альтернативные системы проблему не решают. «Контур» и «Скала» тоже плохо работают, нет синхронизации», — говорит Виктория Шамликашвили. Пока не сильно надежно выглядит и передача данных напрямую через личный кабинет «Госуслуг». Но здесь предприниматель видит другую проблему. Данные через свой кабинет подает сотрудник, у которого есть усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Если им пользуется другой работник, то вся информация о владельце кабинета становится ему доступной. «Нет возможности выделить ограниченный доступ», — комментирует Виктория Шамликашвили. Та же проблема с кабинетом юрлица — сотрудникам, которые регистрируют постояльцев, станут доступны все данные организации. «Идея, что гендиректор будет всех регистрировать, выглядит утопической», — отмечает предприниматель.

Чтобы передавать данные о постояльцах в МВД через «Госуслуги», отель должен заключить контракт с МВД на передачу данных, говорит менеджер ROSSI Boutique Hotel&SPA Сергей Бульзов. Сейчас у гостиниц трехсторонние контракты с оператором системы и МВД. Но подписавших новые двусторонние соглашения мало: пока сервис работает в тестовом режиме. «Госуслуги» работают не всегда корректно, то выгружаются данные, то не выгружаются, то выгружаются, но не синхронизируются, то не отправляются. Какой смысл играть в бета-версию, если на носу сезон, курортный сбор и куча историй, которыми нужно заниматься», — рассказывает он. Но когда сервис «Госуслуг» официально презентуют, гостиницы с радостью на него перейдут, отмечает он. «Это будет удобно и, предварительно, ничего платить не надо», — подчеркивает топ-менеджер.

Уверенности нет

Среди тех, кто планирует тестировать «Госуслуги» для миграционного учета, — отель «Гельвеция», — рассказал ее владелец Юнис Теймурханлы. По его словам, сейчас организация занимается оформлением электронной подписи. Параллельно отправляются данные и через «Элпост».

Уверенности, что эти данные дойдут до МВД хотя бы по одному из каналов, у бизнеса нет. Но гостиницы стремятся подстраховаться, опасаясь штрафов и более серьезных проблем, если незарегистрированный постоялец совершит какое-то правонарушение. «Вопросы безопасности сейчас на первом месте, особенно после теракта в «Крокусе», — подчеркивает предприниматель.

Отель «Сокрома» передает данные через «Контур» и с проблемами не сталкивается, рассказала управляющая, начальник службы размещения Ксения Большакова. По ее мнению, предоставлять доступ сотрудникам в личный кабинет юрлица на «Госуслугах» слишком рискованно, но это может быть удобно для маленьких гостиниц.

Работа по упрощению регистрации гостей в российских отелях включена в дорожную карту по внесению изменений в нормативное регулирование в сфере туризма, которую ранее утвердило правительство РФ. В апреле ожидается принятие акта правительства РФ, который позволит делать это через «Госуслуги», сообщала ранее пресс-служба кабмина. Предполагается, что зарегистрировать себя через мобильное приложение смогут и сами гости, причем им не нужнo будет предъявлять отелю паспорт.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях