Жители коттеджного поселка «Перовский» в Оренбурге порвали шаблон и не вошли в печальную сводку наводнения. Собственными силами за семь дней и семь бессонных ночей они выстроили земляной вал длиной в полтора километра и три метра высотой и спасли от наводнения 300 домов.
Когда въезжаешь в Оренбург по мосту через Урал, так и хочется свериться с навигатором, что не ошибся трассой и не заехал в окрестности Амазонки. Повсюду, насколько хватает глаз, — вода, поглотившая леса и дороги. В реальность возвращают только крыши утонувших домов — они врезаются в пейзаж нелепыми островами.
Кроме как о наводнении, обрушившемся на Оренбург, и бед, которое оно принесло местным, ни о чем другом они и не говорят. Кого ни спроси в городе, расположенном на 107 метрах над уровнем моря, — лиха хлебнул, пожалуй, каждый: у одних утонул садовый домик, у других — дача. Главный удар приняли на себя жители новых кварталов, которые за последние годы расплодились в пойме Урала десятками.
— Оренбург и раньше топило, но так, чтобы даже фонари на набережной утонули, — впервые за 42 года вижу. Раньше это все были заливные поля, и застройки-то почти не было. А сейчас начали выдавать разрешения на индивидуальное жилищное строительство, на прописку в СНТ, люди стали переезжать, строиться, потому что так дешевле. И как раз на этих заливных лугах, — рассуждает таксист Елена, владелица «захлебнувшейся» дачи в селе Нежинка неподалеку от аэропорта. Что там творится сейчас, она не знает: пока вода стоит, к дому не подобраться.
По данным Управления ГО ЧС Оренбурга, на утро 19 апреля уровень воды в Урале опустился лишь до отметки 1036 сантиметров, подтопленными оставались более 10,5 тысячи дворовых территорий и около 5,5 тысячи жилых домов, в том числе и многоквартирных.
«За сутки вода поднялась на 83 см. Уже страшно»
За тем, как прибывала вода в Урале и соседние ЖК уходили под воду целыми улицами, жильцы коттеджного поселка «Перовский» следили с ужасом. В распоряжение «Фонтанки» они предоставили дневник наблюдений за уровнем воды. И тревоги, которая нарастала с каждым часом.
«05.04.2024 г. — 93,25 м. В ЖК Приуралье уже подтоплены ул. Лавандовая, ул. Ялтинская. Сочувствуем людям, некоторые жители нашего ЖК помогали эвакуироваться.
06.04.2024 г. — 93,52 м. Чтобы вода появилась на улице Троицкой перед домом (отметка 95,85 м), ей надо подняться на 2,3 метра, а чтобы вошла на первый этаж еще на 0,5 метра, в это не верится, спокойно спим.
07.04.2024 г. — 93,52 м. Выходной, вода на месте, помыл машину во дворе не боясь, что это увеличит уровень воды в Урале.
08.04.2024 г. — 93,54 м. Понедельник, много мыслей, не до паводка, вода практически стоит.
09.04.2024 г., утро — 93,75 м. За ночь вода поднялась на 21 см, запас еще большой.
09.04.2024 г., вечер — 94,17 м. За день еще 42 см, как-то стало тревожно, ходил с соседями, которые еще ближе к Уралу, и дороги, и дома у них ниже, они еще больше переживали.
10.04.2024 г., утро — 94,58 м. За ночь вода поднялась на 41 см. Итого за сутки, с утра до утра, на 83 см, уже страшно».
Либо спасти, либо остаться ни с чем
Поселок «Перовский» в селе Ивановка вполне тянет на статус филиала рая: нетронутый уголок природы, почти в каждом дворе — зеленая лужайка, до реки — 2 километра, до соседей — поближе, но все равно совсем не то, что в «человейнике». Живи и радуйся. Надо в город? Пожалуйста: 15–20 минут на машине или около часа на маршрутке, остановка рядом. Садик, ФАП и магазин — в шаговой доступности. Школы, правда, нет, она в соседнем ЖК, но обещают построить свою. С дорогами тоже не очень — в центре асфальт, а на периферии — изрытая колдобинами грунтовка, но скоро все доделают.
Ну и отдельный аргумент за — ценник. «Трешка» площадью в 60 квадратов в Оренбурге обойдется в 4–6 миллионов, в «Перовском» подобная стоит вдвое дешевле. Коттедж выйдет дороже: в среднем в 7–9 миллионов. В ипотеку на 30 лет, с ежемесячным платежом в 40 тысяч. Но прибавьте сюда 200 квадратов собственной жилплощади и лоно природы, где не страшно отпустить погулять ребенка, — и преимущества жизни здесь становятся очевидными.
С одним из участников строительства земляного вала в «Перовском» Иваном Черноморцем встречаюсь прямо на насыпи. Протяженностью она 1,5 километра, высотой 3 метра в среднем, в основании от 5 до 7 метров. Перед нами — осатанелый, раздувшийся Урал, за нами — 300 домов уюта и загородного счастья.
— 10 апреля администрация сельского совета собрала нас и сказала: ребята, нужно уезжать, вода прибывает. В тот момент мы еще даже не понимали, какой это объем воды будет, и никто даже не мог представить, что вода придет сюда, — рассказывает Иван.
— Так почему не уехали, а решили останавливать воду?
Иван не задумывается ни на миг:
— Понимаете, когда у человека особо ничего за душой, и это единственное его жилье, он все делает по максимуму. То есть тут был упор на то, что либо спасти, либо остаться ни с чем. Если бы не насыпь, здесь все было бы затоплено.
«Отключился прямо на стуле»
Население ЖК «Перовский» совсем не элита: два соседа Ивана — пенсионеры, дальше — дом учителя, рядом — охранника, четвертый и пятый соседи подряд — госслужащие. На клич строить дамбу в мессенджере откликнулись 20 жильцов ближайших к Ивану домов. На третий день работали уже 200 человек. В пик строительства — 500, то есть практически весь поселок.
Сначала взялись укрепить земляной вал, оставшийся после укладки кабелей, и завалить промоины, которые пробили в нем талые воды. У соседа был погрузчик — дерн снимали прямо у дороги, владельцы некоторых, еще не благоустроенных участков, разрешили вывозить землю с них.
Как такового проекта не было — план строительства накидали на коленке два соседа, по счастливой случайности оказавшиеся геодезистами.
— С каждым подъемом они приборами отбивали высоты, чтобы понимать, на какой уровень нужно поднимать нашу импровизированную дамбу, — рассказывает Иван.
На четвертый день стало понятно, что своими силами не справиться. Жители «Перовского» начали обзванивать строительные организации и нанимать технику. Глину возили с четырех карьеров, один из них выделила администрация Ивановского сельсовета для борьбы с ЧС. С него, отмечает Иван, привезли порядка 20% грунта.
— Нашли 20-кубовую технику. Мы подсчитали: в общей сложности было порядка 600 автомобилей, — делится житель «Перовского».
Про то, что такое сон, строители забыли — работали круглыми сутками. Сам Иван признается, что в первый день все же спал — по-барски, целый час, причем отключился прямо на стуле на насыпи. Потом поняли: так нельзя, и чтобы люди могли выдохнуть, разделились на смены.
— В принципе, мы готовы были эвакуироваться. Начали даже подготавливаться — подняли повыше технику, обложили песком гаражные ворота. Но в целом было состояние паники, — рассказывает жительница «Перовского» Диана.
Многие перовцы, кому было куда, вывезли детей. Сами женщины остались в поселке.
— Мы организовали группу женсовета, в нее вошли порядка 230 человек. Выставили четыре поста, где нон-стоп, 24/7, мужчины могли получить горячее питание: супы, макарошки, пюре, чай, кофе, перекусы, — делится она.
На работу женщины тоже не ходили, и надеются, что начальство их простит. И поймет: какая тут работа, когда нужно готовить нон-стоп, в том числе и ночью, чтобы завтрак на посту был уже в 7 утра.
«О чудо, вода остановилась»
Из дневника наблюдений за паводком:
«10.04.2024 г. — начинаем строить дамбу, нашлась инициативная группа, техника, энтузиазм. Решили, что проектная отметка высоты дамбы 95,4 м, думали, хватит, Урал думал по-другому.
10.04.2024 г., вечер — 94,8 м. За день еще плюс 22 см, стройка идет ночью, поднимаем выше начальной проектной отметки.
11.04.2024 г., утро — 95,08 м. За ночь вода поднялась на 28 см, итого за сутки, с утра до утра, на 50 см, дамба уже работает вовсю, держит напор воды, где-то подтекает, устраняем.
11.04.2024 г., вечер — 95,29 м. За день вода поднялась еще на 21 см, стройка продолжается и вверх, и в длину.
12.04.2024 г., утро — 95,53 м. За ночь вода поднялась на 24 см, итого за сутки, с утра до утра, на 45 см. В этот день многие вышли на стройку, если не весь ЖК «Перовский». Решили поднять до 96 метров высоту дамбы и надеяться, что будет пик, а вода все прибывала.
12.04.2024 г., вечер — 95,72 м. За день вода поднялась на 19 см. Если продолжит расти такими темпами (около 2 см в час), мы ее не удержим. Длина дамбы получилась около 1500 метров и поднять ее по всему периметру хотя бы на полметра — это очень трудозатратно. Надеемся, что вот он, пик. Просим тех, кто попадает в зону подтопления, в случае если вода перепрыгнет через дамбу, быть готовыми к эвакуации. День космонавтики прошел незаметно.
13.04.2024 г., утро — 95,82 м. За ночь вода поднялась на 10 см, итого за сутки, с утра до утра, на 29 см. Еще раз проверили высоту дамбы, получилось не ниже 96,2 м по всему периметру. Можем выдержать рост по 2 см в час еще сутки. И, о чудо, вода остановилась, за день уровень воды не поднялся ни на сантиметр».
Жители «Перовского» выдохнули только 17 апреля, когда Урал устал раздуваться. На то, чтобы оплатить работу техники и прочие нужды, было потрачено порядка 4,5 миллиона рублей.
— Еще где-то миллион предстоит собрать — мы еще не рассчитались. Скидывались, кто сколько мог. Я вложил порядка 100 тысяч рублей, — делится Иван.
Работы по укреплению дамбы все еще не окончены. Прямо при нас, мешая разговаривать, тарахтит трактор — ровняет стенки насыпи, обращенные к поселку, сгребая глину с того места, где еще недавно была грунтовая дорога. «Привык работать, не может остановиться», — по-доброму шутит над водителем Иван.
Сам поселок возвращается к привычной жизни — одни владельцы прибираются на участках, другие взялись бетонировать подъезды к гаражу.
— Знаете, мы насмотрелись. Посейдон, вот это всё. Спасибо, хватит, — говорит Диана.
Мешки с песком от гаражных дверей пока никто не убирает — так все же спокойнее.
«Сказали, что привлекут по статье за экстремизм»
Жители поселка Кушкуль, который находится на берегу реки Сакмары и где живут 5 тысяч человек, пришли на встречу вшестером. На работу на этой неделе тут тоже мало кто ходит: мужчины караулят, не прорвет ли дамбу, сдерживающую наводнение. Они хотели последовать примеру жильцов «Перовского» и укрепить ее своими силами, но взяться за лопаты не успели — к ним примчались силовики во главе с местными чиновниками и остановили работы.
— Со вторника на этой неделе уровень реки поднялся, на метр точно. В тот же вечер мы вызвали геодезистов, они указали низкие места на дамбе, откуда точно может пойти вода, только в нашем районе три такие точки. Администрация выделила нам землю, чтобы загородить. Но нас остановили. Ссылались на то, что это гидротехническое сооружение и работы здесь запрещены, — рассказывает Виктор.
— В среду приехала Росгвардия, представитель ЖКХ и хозяин дамбы, которого мы отродясь не видели. Нас тормознули и по-человечьи сказали: «Извините, мы вас посадим», — подхватывает Владимир.
— Сказали, что привлекут нас по статье за экстремизм. Обещали, что пригонят технику, если вода будет на отметке 50. Сейчас отметка 100, и никакой техники нет, — негодует Денис.
Как рассказывают жители Кушкуля, в марте чиновники уже обследовали дамбу на готовность к паводку, и заверили сельчан, что все в порядке.
— В начале апреля я заметила промыв, об этом написали все местные СМИ. Так к нам буквально через полтора часа приехали и поставили заплатку. После публикации стали активнее приезжать чиновники. Проверяют, отчитываются, стоя на дамбе, что у нас еще метр есть надежды, а дальше будем посмотреть, — делится Надежда.
После такой горячей «поддержки» местных чиновников сельчане боятся не только вызывать на подмогу погрузчик, но и даже раскидывать землю вручную. Так и ходят по очереди караулить уровень Сакмары, чтобы если что-то пойдет не так, успеть вывезти хоть что-нибудь. А вот успеют ли — об этом стараются не думать.
«Оказывается, существуют наливные дамбы»
Жильцов высотного микрорайона на улице Донковцева по рукам никто не бил — свои дома у воды они отстояли, выложив вдоль бордюра в три этажа мешки, набитые глиной. Рукотворная дамба растянулась на 5 километров.
— В пятницу вечером резко вода начала подниматься. Мы с соседями скинулись — тысяч 100, наверное, — заказали четыре машины глины, и с 9 вечера до полвторого ночи выкладывали укрепления. Нас было человек, наверное, 80, — рассказывает местный житель Рафис.
В общей сложности жильцы спасли от наводнения 12 домов, по 360 квартир в каждом, и детский сад.
— У дома 17/1 и трактор пригнали, он котлован для отвода воды делал — они пониже, им сложнее было. И управляющая компания там помогала им, чем могла. Теперь мы воды этой боимся, — делится Сергей.
Особенно энергично, рассказывают горожане, спасали ЖК «Риверсайд».
— Там элитная стройка за этим комплексом. Его спасали круглосуточно. Так мы узнали, что существуют наливные дамбы, чуть ли не генералы приехали ее разгружать. Это длинная такая колбаса из полимера, которую заполняют пожарные машины. Очень быстро и эффективно. Заполненная она метр высотой, придавливает всем весом, и вода пройти не может. Когда люди начали возмущаться, что во всем городе спасают только один комплекс, нам отвечали: мы спасаем жителей микрорайона Аренда. И вся эта Аренда, 300 домов, сделала «до свидания», — рассказывают горожане.
Слишком много желающих, слишком мало лодок
Карта Оренбурга в эти дни пестрит адресами пунктов временного размещения — в городе с населением в 570 тысяч человек их развернули пять. В пятницу утром, по данным Управления ГО и ЧС по Оренбургу, в них находились 264 человека: по мере того, как вода отступает, люди возвращаются в свои дома.
Жители коттеджного поселка «Дубовый плес» на скорое возвращение домой не рассчитывают — сейчас их дома стоят залитые под самую крышу. Не в силах помочь беде хоть как-то, они надевают забродники и плывут в резиновых лодках хотя бы посмотреть на свои владения. Один из таких импровизированных причалов находится у Знаменского храма на улице Донковцева. Те, у кого нет ни лодки, ни сапог, грустно дожидаются новостей на берегу.
— Никаких сил нет что-либо делать. У нас в гараже машина утонула, — в ожидании известий жалуется подруге женщина.
Меня на борт не берут — слишком много желающих, слишком мало лодок.
— Мы сделали ремонт и переехали за месяц до потопа. У нас там все. Хочу посмотреть, что да как. Ворота в гараже водой выдавило, у многих дома потрескались — такое течение бешеное было. Думаю, на восстановление уйдет столько же, сколько и на ремонт, — миллиона три. Если дом еще живой. А если полопался — то с нуля строить, это миллионов 10, — рассказывают супруги Антон и Елена, всей семьей с 10-месячным малышом они ютятся с мамой мужчины в однушке.
Расселяться на съемные квартиры себе могут позволить немногие: с тех пор, как город начало топить, цены на аренду подскочили втрое. Если раньше «однушку» можно было снять за 12 тысяч, то сейчас цены взлетели до 35. Притом что средняя зарплата в Оренбурге едва лишь дотягивает до 40 тысяч. Локально она еще меньше.
— 50 тысяч? Да вы смеетесь! Нет таких зарплат, — горько рассмеялась сотрудница гостиницы, в которой я остановилась. — Моя подруга — заведующая ветеринарной клиникой. У нее зарплата 20! Чтобы как-то жить, она по выходным убирает дома в Росташах.
«У меня там козы. И курочки»
Плавает и поселок Кузнечный. Здесь «причалов» два — возле автоцентра на улице Донгузской и напротив въезда на автодром. «Пристань» охраняют сотрудники органов, тут же резвятся выплывшие дворняжки — кто-то сердобольный раскидал им куски мяса размером с ладонь.
— Вот помнишь, Вера, как у тебя ворота гаража? Вода вровень, — докладывает соседке с сыном пожилой мужчина, он только что приплыл из поселка и неуклюже выбирается из лодки на сушу.
— Может, хоть кондей уцелел. Я всего месяц назад его купила, — горько вздыхает та в ответ.
— У меня там козы на балконе, две козы и три козленка. И курочки. Сын неделю их ездит кормить, а кажется, что вечность. Сарай уплыл, — утирает глаза Василий Владимирович. — Технику я на второй этаж поднял, а на кухне все пропало. Лет 10 живу, а такого не было, только до забора вода доходила. Так я еще и прописаться не успел, так что никакой компенсации мне не положено, наверное. Буду надеяться на лучшее.
В том месте, где улицу Донгузскую Урал накрыл «с головой», причем до такой степени, что там были вынуждены перекрывать движение, сейчас зияют огромные промоины.
Ученые против
Былую славу полноводного Урал растерял уже давно — от навигации здесь отказались в далеком 1978 году, перейти реку вброд можно было еще летом прошлого года.
— По статистике, которая ведется с 1927 года, самое крупное подтопление было, по-моему, в 1942 году, когда вода поднялась почти до 9,5 метра, — объясняет начальник Управления ГО и ЧС по Оренбургу Марсель Серазетдинов.
Большому объему воды в половодье способствовало, говорит Марсель Серазетдинов, глубокое промерзание почвы, когда Оренбуржье зимой стояло без снега, а также обильные снегопады, которые пришли следом. Сказался и тот объем воды, который сбрасывала Ириклинская ГЭС, которая находится на 100 километров выше Орска.
— Вода прибывала по три тысячи кубов в секунду. Представляете, что это такое? Одна железнодорожная цистерна — это 60 кубов, 3000 кубов — это 50 таких цистерн, — отмечает Марсель Серазетдинов.
Судя по данным ГЭС, опубликованным на сайте, по состоянию на 11 апреля вода в водохранилище поступала быстрее в полтора раза, чем покидала его.
О застройке поймы Урала ученые начали спорить с местными властями с февраля 2022 года, когда общественности представили концепцию «живого города». Уже тогда ученые предупреждали, что прогнозировать поведение реки невозможно, пойма будет затапливаться в любом случае, и строить жилье в этих местах попросту опасно.
И правы были те горожане, которые взялись спасать свое жилье от наводнения.
— Это нормальное явление. Понимаете, что наводнение, что пожар — это дело всенародное, — говорит Марсель Серазетдинов.
Обещать, что подобный опыт пригодится им в будущем, никто не возьмется.
Дамба — причина наводнения?
Под занавес вернемся в ЖК «Перовский», на жильцов которого обрушились проклятия соседей: они обвинили «строителей» в том, что их дамба стала причиной наводнения в других кварталах.
По расчетам геодезистов, которыми поделился Иван, если бы дамбы не было, вода на отметке 95,82 м (пик паводка в ЖК) охватила бы в поселке «Перовский» порядка 160 тысяч квадратных метров.
— Если бы ЖК «Перовский» позволил Уралу войти на свою территорию, уровень воды на данной площади временно уменьшился бы всего на 4 миллиметра. Мы сочувствуем тем, у кого оказались затоплены дома, участки, имущество, но это не повод для необоснованных обвинений в том, что из-за строительства дамбы в ЖК «Перовский» тонет ЖК «Приуралье» или Старая Ивановка, — говорят строители дамбы в «Перовском».
К слову, силовики к ним тоже наведывались:
— По информации администрации Ивановского сельсовета, по вопросу возведения земляного вала в ЖК «Перовский» на место выезжали представители прокуратуры и полиции. После этого устройство вала было продолжено.
Самый обеспеченный поселок в Оренбурге — это «Серебряный век», «там живет элита», говорят горожане. Но его тоже затопило.
— Они что-то пытались сделать, не получилось, — поделился напоследок Иван Черноморец. — Наверное, потому, что не смогли договориться.
Комиссия по оценке ущерба, причиненного половодьем, начала работать в Оренбурге 19 апреля. На его возмещение положена выплата в размере 50 или 100 тысяч рублей.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»