Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Черные шахтеры, белые мечты, черные кожанки, лютые кресты

Черные шахтеры, белые мечты, черные кожанки, лютые кресты

28 101

По Москве врезал молодой петербургский художник. Его 200 работ накрыли представление о современном art. Он пожал времени рукой героики: «Пусть вымрет быт-урод». С апреля столица глядит на полотна выпускника Академии художеств Репина Филиппа Орлова.

Ректор Семен Михайловский паровозом втянул его две сотни листов поближе к Кремлю. Договорился о территории, оформлении, шикарном каталоге и вообще. Московский музей современного искусства взял демонстрацию мощи. Будем считать — петербургской, так приятнее. Но тонкой моторикой рисунка здесь не пахнет.

На огромные бумаги Орлов ладонями втирает угольную пыль, и руки у автора всегда в трещинах. Но преподносить технику живописи сейчас совершенно избыточно.

Его ломовой труд и взгляд перпендикулярен замершему в дизайне современному искусству. Сегодня большинство художников делают что-то про стильное, it-фокусы, их картины можно перевернуть на стене наоборот и вновь втолкнуть надуманное на ходу видение. А оно никак не женится с обостренной до нерва реальностью. Я бы сказал, обострением классовой борьбы.

1 из 2

Орлова затянул «Котлован». Так именуется выставка. Афиша не уводит к текстам Андрея Платонова, а толкает к настоящим окраинам, где действительно живут шахтеры. Это образ. Для нас же, городских, тех, кто считает, мол, Невский проспект продолжается вплоть до Чукотки, шахтер — просто дивный топоним. Отчего-то порой всплывающий в новостях о смерти под землей. Такой отталкивающий не инстаграм*.

Противоположный взгляд на «Товарищество» титана Третьего рейха Торака

Шахтеры — не метафора. Они шагают у Орлова не так счастливо, как при раннем гимне соцреализма: «Идет вперед стахановское племя… и обогреты ласкою вождя», но наши часы бьют героику. Орлов — не рефлексия. Это наступление новой эстетики. Контрнаступления.

В Москве встали и его гопники, панки, братва. Мы только что их проходили.

1 из 3

Орлов и про «Кресты» — код России. У него это место русской несвободы ХХI века.

Орлова знаю лично. Не судите по оболочке. Он кандидат в мастера спорта по штанге. Это вам не ЗОЖ и ПП. Неболтлив, порожняк не гонит, а если оскорбить, может и приземлить. Талант его сильный. Из семьи архитектора. Трудный он, потому что идейный.

Деньги добываются чаще конформизмом. Продвинутые художники понимают, что модно. А высказывания Орлова не вмещаются в жирные офисы над полированными столами для деловых переговоров. И не берет заказы на изображение состоятельных жен.

Орлов хочет спуститься в шахту, прожить своего человека. Религиозный подход к снаряду с точки зрения арт-пространств.

Его революция в боли. Балтийцы Октября, идущие умирать с винтовками-стрелами за спиной.

Расстрелянные в грудь святые. Библейское идет лишь фоном.

1 из 2

Черное на белом, кожаное посреди вкусного, лютое под дых милому. Тянет на будущую классику.

Переосмысление культовой картины Дейнеки «Сбитый ас».

Где не станут обращаться друг к другу «господа». Не возродится псевдоностальгическое «товарищ». Будет другое обращение, стоящее и настоящее.

Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»

P. S. Заголовок мнения является переложением строчки поэта Бориса Орлова — «Черная подлодка, черная вода, черная пилотка, красная звезда».

«Пусть вымрет быт-урод» — строчка из пьесы Маяковского «Баня», использованная в советской мелодии Свиридова «Время, вперед!».

*Соцсеть принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории России.

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях