Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес С нынешней ценой мы неконкурентоспособны. Директор «Автозавода Санкт-Петербург» о перспективах развития

С нынешней ценой мы неконкурентоспособны. Директор «Автозавода Санкт-Петербург» о перспективах развития

42 866

Кому принадлежит ООО «Автозавод Санкт-Петербург» (бывший Nissan), чья выручка еще недавно превышала 100 миллиардов, официально остается тайной. Сейчас он готовится к старту продаж автомобиля X-Cross 7 под собственным брендом XCITE. Но дату выхода на рынок все переносят.

О том, как автозавод переживает второй за год перезапуск производства, почему он разошелся с АВТОВАЗом, как до сих пор ему отзывается недалекое франко-японское партнерство и с какими надеждами завод смотрит в будущее, «Фонтанке» рассказал генеральный директор Иван Миронов.

Справка

Автозавод работает на площадке, ранее принадлежавшей «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», а в 2023 году выкупленной АВТОВАЗом за 1 евро. Под именем «Лада Санкт-Петербург» завод начал в прошлом году производство автомобилей LADA X-Cross 5, но до покупателя они так и не дошли. После того, как осенью прошлого года АВТОВАЗ попал под санкции США, завод вернулся к государству и был переименован в «Автозавод Санкт-Петербург».

— Мы планировали встретиться еще в марте, но встреча откладывалась, поскольку завод ждал новостей. Что произошло за это время?

— Никаких новостей мы не ждали. На самом деле основная наша задача — это перезапуск производства. Мы это сделали еще в прошлом году с Lada X-Cross 5. С того момента завод работает, но на разных скоростях. Автомобили мы получаем в разобранном виде, собираем и в дальнейшем реализуем. Сам продукт, технология, лицензия — на стороне нашего азиатского партнера.

— Речь идет о машинокомплектах?

— Да, все верно. Буквально месяц назад мы презентовали губернатору партию автомобилей X-Cross 7, сейчас идет сборка, готовимся к старту продаж.
Модель X-Cross 5 мы выпускали в консорциуме с АВТОВАЗом под брендом LADA. Сейчас мы выпускаем автомобили X-Cross 7 под брендом XCITE. Это новый товарный знак, наш, отечественный, его владелец — «Автозавод Санкт-Петербург». В сентябре 2023 года АВТОВАЗ попал в санкционный лист минфина США. Партнер сказал, что ему некомфортно работать с компанией, которая находится под санкциями, и мы стали искать пути, как из этой ситуации выходить.

— Поэтому вы дистанцировались от АВТОВАЗа?

— Это было ультимативное условие. Мы юридически вышли из владения группы компаний АВТОВАЗ и зарегистрировали новый товарный знак. То есть внешне мы никакого отношения сейчас к АВТОВАЗу не имеем.

— Слияние с АВТОВАЗом широко освещалось, отделение же прошло незамеченным. С чем это связано?

— Даже более того, в открытых источниках, ЕГРЮЛ, мы эту информацию закрыли.
Это требования нашего азиатского партнера.

— То есть, если я сейчас задам вам вопрос: «Кто ваш владелец?» — вы мне не ответите?

— Да, я вам не отвечу, потому что у нас с партнером подписан документ о неразглашении информации. Это коммерческая тайна.

— В перспективе есть планы воссоединиться с АВТОВАЗом, или дальше будете самостоятельно существовать?

— Мы сейчас уже самостоятельно существуем. Если на рынке правила игры изменятся, конечно, мы можем и не только с АВТОВАЗом, мы можем кооперацию строить с любым европейским партнером. У нас есть высокотехнологичные производственные мощности, мы открыты к любому взаимодействию с внешним партнером. Эту площадку мы можем использовать как сборочную, то есть производить автомобили не только под своим брендом, но и сторонним компаниям оказывать такую услугу.

— А есть такой запрос?

— Запроса, к сожалению, пока нет. Мы общаемся с различными компаниями, но европейские производители не рассматривают мощности на российском рынке, азиатские тоже очень аккуратно, осторожно ведут работу.

— Насколько сложно работать с азиатскими партнерами? Слышала, что они очень долго обдумывают каждый шаг.

— Это действительно так. Они очень внимательно изучают экономику, процессы, мощности производственных партнеров. Они долго раскачиваются и после пары шагов вперед могут сделать шаг назад.

— Правильно ли я понимаю, что это те же самые азиатские партнеры, которые поставляли машинокомплекты для сборки LADA X-Cross, там же FAW был, насколько я помню?

— Нет. Машинокомплекты для бренда XCITE поставляет другой партнер. У нас их порядка пяти, с кем мы работаем или находимся в переговорной стадии. Все проекты находятся в разной степени реализации. Грубо говоря, раскладываем яйца по разным корзинам. На случай, если один партнер увидит для себя внешние риски и забуксует, чтобы завод не остановился, чтобы мы могли что-то собирать.

— Насколько тяжело было после санкций найти этих партнеров и договориться с ними о сотрудничестве? Сколько времени занял процесс поисков?

— Когда мы получили завод, сразу же начали эту работу. В течение пары-тройки месяцев мы нашли пул партнеров, с которыми продолжаем работать и сейчас. Мы часто ездим в Китай, на выставки, смотрим вообще на рынок.

— Глядя на XCITE X-Cross 7, все поняли, что это Chery Tiggo 7 Pro. Это так?

— Все автомобили похожи друг на друга. Наш X-Cross 7 может быть похож на любой из автомобилей — европейский, китайский, каждый в нем что-то видит. Но официально мы с партнером не подтверждаем конкретно эту модель. Мы не скрываем, что это не наша разработка — это платформа партнера.

— Это тоже его требование — не разглашать?

— Да. Азиатские партнеры боятся вторичных санкций.

— В феврале прошла новость, что вам передает свои мощности компания «Марелли Рус».

— Более того, мы их купили. «Марелли Рус» — это соседний цех, они арендовали у нас площади и производили для завода Nissan комплектующие: приборные панели для автомобилей. «Марелли» — европейско-американская компания. Когда они приняли решение закончить бизнес в России и начали процесс ликвидации, мы предложили оборудование выкупить. В перспективе оно понадобится под локализацию наших платформ, которые мы будем выпускать.

— Сумма сделки?

— Не разглашается. Но она коммерческая была, все по-честному, не за рубль.

— В отчетности на конец 2023 года у завода появилось 4,7 миллиарда рублей заемных средств. На какие цели?

— На эти аккредитивы мы покупаем машинокомплекты нашего партнера. Пока они там производятся, пока едут к нам и здесь собираются, проходят все этапы оценки качества, и до момента поступления на склад готовой продукции проходит месяца три.

— Как машинокомплекты к вам поступают?

— Есть несколько альтернативных путей: и напрямую морем, и железной дорогой. Есть и мультимодальный маршрут: морем до Владивостока, а дальше перегружаются на железную дорогу. Какие-то мелкие компоненты мы, в том числе для оперативности,
доставляем авиацией.

— То есть никаких российских комплектующих у вас нет?

— На данный момент российских комплектующих никаких нет, мы это не скрываем. Но мы предполагаем локализацию и последующий переход от крупноузловой сборки к мелкоузловой и там будем рассматривать пул производителей, в первую очередь в Петербурге и Ленобласти, кто сможет поставлять стекла, колеса, аккумуляторные батареи, сиденья, бампера. Это все можно у нас производить.

— И на эту долю российских комплектующих объем поставки восточных партнеров уменьшите?

— Да. Когда будет у нас этап локализации.

— Когда это произойдет?

— Ну, это произойдет когда-то. Не все зависит от нас, очень многое зависит от партнера, поскольку он владеет лицензией, это его продукт. Мы не можем машины производить себе в убыток — большая составляющая той цены, по которой автомобиль будет выходить с завода. Нужно понимать экономику проекта, когда сможем вернуть инвестиции, а они потребуются. Пока мы только оцениваем их объем. Перезапустить завод и начать крупноузловую сборку больших затрат не стоило.

— Что пришлось делать?

— Модернизация коснулась линейной сборки и логистики площадки. Это очень высокотехнологичный завод, здесь был полный цикл — сварка, окраска, сборка автомобиля. Сейчас мы только собираем. То есть два больших цеха простаивают. Плюс были небольшие цеха по локализации: штамповка лицевых панелей и цех литья пластика — бампера, детали в подколесные пространства. Сейчас, к сожалению, это все не задействовано, цеха законсервированы, но мы в любой момент можем их перезапустить.

— У вас есть понимание, когда вы сможете мощности «Марелли Рус» использовать?

— Сделку закрыли месяц назад, пока идет прием передачи оборудования.
Мы сможем использовать его, когда пойдем в локализацию. Но мы смотрим в будущее, на двух-трехлетнюю перспективу.

— Если не секрет, все Lada X-Cross 5 уже разошлись? У вас внушительная сумма запасов в отчетности за 2023 год — 7,5 миллиарда рублей.

— Автомобилей Lada X-Cross 5 было менее тысячи. Мы их собрали и продали на АВТОВАЗ, он распорядился по своему усмотрению. Может быть, видели, эти автомобили у нас в городе ездят с брендом «Зенит»? АВТОВАЗ, как спонсор, передал ему часть. Остальные остались в корпоративном парке завода. До физических лиц они не дошли.

— Росстат в начале года отмечал, что «Автозавод» вдвое уменьшил количество рабочих. Так ли это?

— Основная задача была — сохранить высокопрофессиональный коллектив. Здесь реально одна из лучших команд в автопроизводстве. И стандарты качества предыдущего собственника на самом высоком уровне. Мы их хорошо знаем, потому что были в альянсе Renault и Nissan, и АВТОВАЗ стремится к ним подтягиваться. Ни одного человека мы не сократили, был естественный отток, когда люди во время простоя завода нашли какую-то другую работу. Сейчас у нас порядка 1,2 тысячи человек, а было 1,7. Кого-то мы перевели на АВТОВАЗ — он правопреемник Nissan по гарантийному обслуживанию автомобилей, поддерживает обязательства в течение трех лет после покупки, функции передали вместе с людьми.

— Когда стало понятно, что будете собирать XCITE, тяжело было вернуть специалистов?

— Нет. Сейчас у нас работает костяк. Уникальных специалистов, которых мы не могли потерять, мы переводили на другие функции, но тем не менее они остались.
Если начнем разгоняться в производстве, то рабочие будут нужны. Сейчас мы работаем в одну смену, 8-часовую. Этого достаточно для существующего объема производства. На своем пике завод выпускал 60 тысяч автомобилей в год, хотя при полном цикле производства мощности завода позволяют выпускать 110 тысяч автомобилей.

— Сейчас от этих цифр, конечно, вы очень далеки, да?

— Мы далеки, да, от этих цифр. Но мы не стремимся к каким-то определенным показателям. Пока не до рекордов. Чем выше будет загрузка завода, тем будет эффективнее складываться экономика проекта. Но пока мы не можем найти оптимальный баланс с количеством и ценой автомобилей. Как вы знаете, мы еще не стартовали с продажами. Мы смотрим на автомобильный рынок в России, на статистику. И это все Китай.

Они привезли огромное количество автомобилей и очень сильно демпингуют, в ноябре-декабре давали просто небывалые скидки, до 600–700 тысяч рублей. И мы в растерянности: за какую цену свою-то продавать? Нам очень тяжело конкурировать с их агрессивной ценовой политикой, нет возможности опуститься ниже определенной планки. Иначе мы будем просто генерировать минуса. Поэтому мы в диалоге с нашим партнером, в том числе и по этому вопросу, у нас взвешенная, единая с ним политика. Пока обсуждаем. Машин много произведено, несколько тысяч.

— Я все-таки попросила бы вас вернуться к разговору о рабочих. Наверное, для вас не секрет, что сейчас на рынке производственных рабочих очень большой дефицит. Вот вы говорите так оптимистично, что в любой момент сможете добрать. А вы сможете добрать? Какую среднюю зарплату вы готовы платить?

— Средняя зарплата среди рабочего персонала порядка 82 тысяч рублей, средняя зарплата по заводу — порядка 110 тысяч рублей.

— Вы думаете, пойдут люди на такую зарплату? В судостроении уже 130–150 предлагают.

— У нас работают на такой зарплате люди. В этом году мы проиндексировали зарплаты, подняли на 9%. Мы два года подряд индексируем, несмотря на то, что полный цикл бизнеса еще не пошел.

— Давайте представим пессимистичный сценарий: если вдруг партнерские отношения будут разорваны, сколько автомобилей вы сможете собрать из закупленных машинокомплектов? Или вы должны будете их вернуть?

— Нет, мы уже точно ничего возвращать не будем, потому что это наша собственность. Мы их точно все соберем и точно все реализуем.

— Сколько получится штук, как-то можно это сейчас исчислить?

— На данный момент у нас закуплено порядка 8 тысяч машинокомплектов, они в разной стадии: что-то на разгрузке, что-то на сборке.

— Как вам может помочь увеличение утилизационного сбора?

— Китайские автомобили захватили уже практически половину рынка в количественном эквиваленте и 90% — в денежном. У них фантастические выручки и прибыли. Это деньги, которые уходят в Китай. Да, им удобно, им не нужно сейчас идти к таким, как мы, и говорить: давайте производить здесь, давайте локализовать автомобили здесь, формировать добавленную стоимость здесь, на территории Российской Федерации. Зачем? Если им проще ввезти готовый автомобиль и здесь реализовать.

Поэтому мы считаем, что государство должно как-то регулировать их и побуждать к локализации. Повышение утильсбора немножко прикроет, скажем так, калитку входа на наш рынок. Пока сейчас у нас двери открыты. Как говорить о развитии отечественного автопрома, если его никто не стимулирует, мы просто все поглощаем извне готовую продукцию.

— Какие, на ваш взгляд, еще меры государственного регулирования могут вытащить наш автопром?

— В первую очередь, я думаю, меры поддержки.

— Льготное кредитование для бизнеса? Вы же тоже берете кредиты. По какой они ставке?

— Не хочу называть ставку, она привязана к валюте, в которой берем. Она не страшная, она рыночная. Мы знаем, что это точно ключевая ставка плюс несколько процентов. С льготными программами кредитования в рамках РФП на развитие производства, а не просто на закупку машинокомплектов, точно было бы проще, но я таких программ не знаю. Наши китайские коллеги тоже пользуются всеми программами поддержки от государства, и в конечном итоге мы поддерживаем китайское производство. В год они выпускают несколько новых моделей и брендов и развиваются галопирующими темпами.

— Читала такую интересную вещь, что Китай не вкладывает серьезных средств
и не уделяет достойного внимания гарантийному сервису, потому что там через год пересаживаются на новые машины.

— Ну нет, на самом деле они молодцы, у них хорошая система качества. У нас еще нет статистики по азиатским автомобилям, они пережили полторы зимы. Мы только смотрим, как их машины ведут себя в наших условиях, какие у них болячки. То есть пока мы не можем сказать, хорошие они или плохие. Когда мы принимаем машинокомплекты здесь, мы оцениваем их по стандартам, заведенным Nissan. И они выше, чем у нашего партнера. Мы стараемся подтягивать партнера под наши стандарты. Не так все безоблачно, как казалось бы. Выставляем лист рекламации и говорим: смотрите, пожалуйста, 25 пунктов, которые мы считаем, что это ваши недоделки.

— Это реальная цифра — 25?

— По-разному. Они могут быть и незначительными, например неплотно прилегает резинка, но мы не можем мимо них пройти. Партнеры нас слышат, соответственно, подтягивают свою систему качества.

— А серьезные дефекты есть?

— Нет. Там продвинутые производства, давно этим занимаются, поэтому нет. Доводить автомобили до тех параметров, какие есть, все равно приходится, например, обрабатывать днище от коррозии. Один автомобиль обходится в 15–20 тысяч рублей. Это нужно доделывать. Это имя бренда и претензии, которые потом могут вылезти как снежный ком. Люди могут начать сдавать эти автомобили, такую практику мы видим сейчас с Nissan, люди идут в суды, а платим мы.

В прошлом месяце мы были вынуждены предоставить человеку новый Nissan Qashqai по процедуре buyback из-за дефекта коробки. Машину нашли в дилерской сети в Тюмени. Предыдущий собственник вряд ли обрадуется упоминанию, они бы хотели исчезнуть из новостного поля. Тем не менее у нас есть опцион, по которому по истечении 6 лет Nissan может выкупить завод обратно, со всеми мощностями, и мы не сможем этому противостоять.

— Вы бы взяли себе XCITE?

— Да, планирую, когда дойдем до стадии продажи.

— Есть такая поговорка: хочешь насмешить бога, расскажи о своих планах. Если мы рассматриваем самый оптимистичный сценарий, что вы ждете от 2024 года и от 2025-го?

— Мы ждем, во-первых, стабильного ритма производства и старта продаж. В ближайшей проработке у нас есть вторая модель, это будет тоже SUV-внедорожник, мы его планируем в конце года, сейчас с партнером обсуждаем объем. Ну и плюс нам нужна локализация, чтобы собирать автомобиль полным циклом. Мы стремимся к этому и планируем. Есть еще несколько партнеров, с которыми мы ведем плотные переговоры, выбираем продукт, который мы будем производить на нашей площадке. Про них я еще не говорю, но, тем не менее, они тоже у нас в большой степени вероятности выстрелят в этом году.

— Вы говорите, что тяжело поймать экономику. По итогам 2023 года говорить о прибыли неуместно?

— Прошлый год не показатель: запустились в одну смену, производство было только в середине года и поработали всего до сентября. Наши взаимоотношения с партнером по этому продукту приостановились, но могу сказать, что мы его не закрыли, по-прежнему в диалоге по развитию модельного ряда, углублению и локализации. Со вторым партнером, с которым сейчас выпускаем XCITE, пошли с ноября. Сложно говорить о какой-то реальной прибыли.

— Какие ваши надежды на финансовые показатели за 2024 год? Какие-то цифры вы можете озвучить?

— Тоже не могу, потому что не знаю, как будет складываться ситуация. Позитивный для меня результат будет выше нуля.

— Примерно можете обозначить, какой объем автомобилей до конца года вы сможете собрать?

— Этот объем очень сильно коррелирует непосредственно с ценой машинокомплекта. Курс скачет, мы сбиваем бюджет по одной цене и планируем год, а потом ежеквартально приходится его корректировать. Ситуация очень быстро меняется, нужно постоянно адаптироваться. Мы на живую нитку шьем.

— Когда ждать старт продаж?

— Мы ждем, когда стабилизируется ситуация на рынке. После этого поймем, что уже можно выходить не в минус. С той ценой, которую нам маркетинг определил, мы неконкурентоспособны. Их никто не купит. А с другой стороны, мы понимаем, что для нас это риски: как только мы продадим первую машину, мы попадем в санкционный список, и уже заранее думаем, что будем делать дальше. Но продавать все равно будем, иначе нам просто нечем гасить аккредитивы.

Беседовала Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE27
Смех
HAPPY16
Удивление
SURPRISED16
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD21
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
51
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях