Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город «Безопасность нулевая». В Петербурге планируют изгнание самокатчиков с тротуара, но пока на словах

«Безопасность нулевая». В Петербурге планируют изгнание самокатчиков с тротуара, но пока на словах

19 868

После проведенного в ночь на 14 мая полицейского рейда и последовавшего заявления губернатора Александра Беглова об ужесточении правил езды на электросамокатах о проблеме говорили весь следующий день — в том числе в Заксобрании. Там собираются обезопасить пешеходов от двухколесных комет. Но механизм как был неясен, так и остается.


14 мая Александр Беглов, выступая в БКЗ «Октябрьский» на выездном заседании Заксобрания и отчитываясь о своей работе перед депутатами и еще несколькими тысячами человек, анонсировал намерение серьезно изменить правила для сферы кикшеринга. В числе предложений: добиться от компаний статуса налогового резидента в субъекте Федерации, ввести плату за парковки электросамокатов (то есть за использование городской земли) и самое радикальное — запретить электросамокатам передвигаться по тротуарам. Губернатор заверил, что Петербург готов войти в число пилотных городов для более жестких правил.


О том, что вопрос актуальный, говорят цифры. В Петербурге в этом сезоне по улицам будут ездить 48 тысяч кикшеринговых электросамокатов, это сразу на 10 тысяч больше, чем в предыдущем сезоне.


Ранее Смольный анонсировал усиление контроля за кикшеринговыми самокатами и появление новых запретных для них зон в городе. Тем не менее большое количество происшествий с участием самокатчиков регулярно приводит к возобновлению дискуссии о полном запрете кикшеринга — за это выступали ранее некоторые депутаты ЗакСа. Подробнее о соглашении с операторами, которое заключает город, и о том, каким образом в Петербурге намерены выявлять нарушителей, читайте здесь.

«Рассуждать можно много»

Диагноз городу ставили на следующий день в ходе брифинга УГИБДД ГУ МВД России. Региональная инспекция тоже настаивает на запрете перемещения на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) по тротуарам. В настоящее время для движения на них доступны велодорожки, которые имеются во всех районах города, и допускается езда по проезжей части, заявили в отделе информации и общественных связей ГУ МВД РФ по Петербургу и Ленобласти.

«Безопасность нулевая, стопроцентная травмированность. На тротуарах СИМ не должно быть. Где они должны быть? Надо вместе решать. Это ситуация, в которой должна участвовать не только полиция, но и город. Тем более у города все возможности для этого есть с точки зрения законодательства», — заявил начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Вячеслав Степченко, отметив, что зону для проезда СИМ в городе следует расширить.

В 2023 году зарегистрировано 178 ДТП с самокатами, в которых погиб 1 человек, пострадало 177 человек, в том числе 22 ребенка в возрасте до 16 лет. За период с 1 января по 12 мая 2024 года в городе уже зарегистрировано 41 ДТП с участием СИМ, в которых пострадал 41 человек, в том числе 11 детей в возрасте до 16 лет. После ДТП с электросамокатом на проспекте Энгельса было возбуждено уголовное дело. Молодой человек врезался в школьника, который тоже ехал на самокате, но обычном. От удара мальчик получил тупую травму живота с разрывом селезенки и внутрибрюшным кровотечением. В тяжелом состоянии ребенка доставили в больницу.

Причиной столкновения электросамокатов с пешеходами становится не только нарушение ПДД, но и допустимая кикшеринговыми компаниями скорость. «Пешеходы зачастую не видят, что у них происходит с той или иной стороны, не успевают среагировать», — подчеркнул замначальника отдела Игорь Никишин. На очевидное замечание, что велодорожек в городе мало, он добавил, что в этом направлении надо думать.

C 14 мая в Петербурге запущена профилактическая операция «Кикшеринг», было эвакуировано более 2200 электросамокатов за неправильную парковку. В частности, на тротуарах шириной менее 1,5 метра, ближе 15 метров от остановочных пунктов, ближе 5 метров от подземных переходов и на мостах. Сейчас изъятый транспорт находится в полиции, эксперты будут изучать его техническое состояние. Не исключено, что у операторов случились флешбэки из 2021 года, когда в рамках уголовного дела с улиц просто убрали все самокаты.

«Данный вопрос необходимо решать как минимум на региональном уровне», — заявил Никишин. Он отметил, что соответствующие дополнения могли бы быть включены в действующее соглашение между компаниями и комитетом по транспорту Петербурга. Например, зоны запрета размещения СИМ в соответствии с подпунктом 5.3 этого соглашения могут быть утверждены либо изменены только комитетом по транспорту.

«Рассуждать можно много, но когда вопрос касается пострадавших, отвечать нам. За травматизм и безопасность дорог отвечает ГИБДД. Поэтому у нас самый главный показатель в дорожной полиции один — это травматизм. И мы свои действия должны направить первоначально на решение этой задачи», — добавил Степченко.

«Проработать вопрос» и «продолжить работу»

Через несколько часов в Заксобрании заседала комиссия по транспорту, которой предстояло расшифровать, что именно анонсировал Беглов и какие такие законодательные возможности есть у города. Ее глава депутат Алексей Цивилев пояснил, что в недрах парламента готовится проект федеральной инициативы.

«Мы начали разрабатывать федеральный закон, который позволит Петербургу устанавливать свои условия по территории, по скорости, по парковке на тротуарах, по оплате парковки. Ну, в общем, все внесли туда то, о чем говорил вчера губернатор перед Законодательным собранием. И будем надеяться, что наш проект закона вместе с комитетом по транспорту поддержат при помощи наших депутатов Государственной думы», — прокомментировал Цивилев.

Проще говоря, суть инициативы — дать субъектам полномочия устанавливать свои правила. В том числе и запрет передвижения по тротуарам на электросамокатах в определенных районах. Прежде всего речь идет о городах федерального значения: Москве, Петербурге и Севастополе. Разработать инициативу планируется в течение месяца.

Каким образом можно запретить электросамокатам ездить по тротуарам, неясно, прокомментировал «Фонтанке» один из участников заседания в парламенте, исполнительный директор ассоциации «Пошли-поехали» Герман Мойжес. «Это не может сделать комитет по транспорту, так как это компетенция ГИБДД (МВД). Они сами поместили СИМ на тротуары, запретив таким образом движение по правому краю проезжей части, а теперь сами же говорят: давайте запретим ездить по тротуарам», — пояснил он. Спикер напомнил о том, о чем говорят в Петербурге уже не первый год, — необходимости создания инфраструктуры для передвижения на велосипедах и СИМ.

Замглавы городского комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков в своем выступлении озвучил направления работы:

— Комтрансу совместно с ЗакСом, районными администрациями и ГИБДД — проработать вопрос об ограничении скорости или введения полного запрета движения СИМ по улицам, на которых ширина тротуаров составляет менее 2–3 метров, а также там, где есть существенный пешеходный трафик.

— Продолжить работу по введению нового дорожного знака, запрещающего езду на СИМ не на определенном участке дороги, а в определенной зоне — по аналогии с дорожными знаками 5-й группы. Эту инициативу поддержал Минтранс.

— Наделить исполнительную власть полномочиями контроля за СИМ с возможностью определять зоны и характер ограничений.

— Проработать вопрос создания нормативного правового акта, который бы регламентировал шеринговую деятельность в целом (кикшеринг, каршеринг).

Кроме того, чиновник предложил кикшерингам ввести в соглашение с пользователями наличие некой несгораемой суммы на счету. В противном случае наказание может так и не настигнуть пользователя.

В парламенте также обсудили вопрос введения платы за парковку кикшеринга. Депутат Александр Ходосок подсчитал, что сейчас стоянки самокатов уже занимают в городе 12 га, если считать, что на каждом квадратном метре возможна парковка 4-х электросамокатов.

Депутаты и представители Смольного озвучили мысль: было бы хорошо, если бы штрафы, которые платят пользователи кикшеринга, шли в городской бюджет, а собранные деньги направлялись, например, на благоустройство. Также, обратил внимание Цивилев, парламент возьмет в разработку вопрос помощи ГАТИ — проработать юридические аспекты по штрафам за парковку на газонах, чтобы кикшеринг не уходил от ответственности и не мог их обжаловать.

С 1 мая в городе начал действовать пилотный проект, в рамках которого пешие инспекторы начали фиксировать нарушения пользователей кикшеринга и передавать данные шеринговым компаниям для применения штрафных санкций. Сотрудники городского центра управления парковками с 1 по 14 мая зафиксировали 1171 нарушение. Львиная доля, 948 случаев, приходится на неспешивание на пешеходном переходе, 103 случая касаются езды вдвоем или втроем на одном электросамокате. В 12 случаях вина пользователя не была доказана (либо же не удалось идентифицировать поездку), было сделано 63 предупреждения, в 103 случаях пользователи получили штраф. 897 случаев пока находятся в работе.

А для начала штрафы

Из всего перечисленного юридические контуры будущих ограничений не вырисовываются. Как и технические. Речи явно не идет о том, чтобы украсить запрещающими для самокатов знаками все тротуары, ведь следить-то за соблюдением этих знаков все равно придется ГИБДД. Если надежда на сами кикшеринги — то непонятно, как их информационные системы смогут отличить тротуар от проезжей части и безошибочно не пустить самокатчика на полметра вправо. Наконец, не исследован вопрос, как в итоге на травматизм повлияет выезд самокатов на проезжую часть.

Один рецепт, кажется, не меняется с годами. «Как только пойдут штрафы, русский человек сразу начинает соблюдать законы. Поэтому не только штрафы, как сказали в ГИБДД, а неотвратимость наказания, и это должно происходить автоматически», — подчеркнул Цивилев в разговоре с журналистами после заседания.

В недрах Госдумы сейчас лежат два законопроекта. Первый подготовила группа сенаторов (и эту инициативу уже поддержал Петербург), он о повышении штрафов за нарушение правил пользования СИМ и ПДД.

Например, за превышение скорости предлагается штрафовать на сумму от 500 до 5000 рублей в зависимости от того, насколько лимит превышен; за нарушение ПДД во время движения по проезжей части или пересечения ее — на 2–2,5 тысячи рублей (это касается и велосипедов тоже). За движение на СИМ массой больше 35 кг (а это любой электросамокат) по пешеходным зонам — на 3–3,5 тысячи рублей, за побег владельца СИМ с места ДТП — на 4–5 тысяч. Причинение легкого вреда здоровью обойдется в 2–5 тысяч, вреда средней тяжести — уже в 10–15 тысяч, за вождение в нетрезвом состоянии — штраф от 20 до 30 тысяч рублей. Автоэксперт Дмитрий Попов, впрочем, обратил внимание, что за аналогичное нарушение велосипедист платит всего 1,5 тысячи.

Второй законопроект касается создания государственного реестра электросамокатов и других СИМ. Предполагается, что в случае его принятия правила начнут действовать с 1 марта 2025 года. Введение реестра, отмечали в Заксобрании, в том числе поможет штрафовать пользователей кикшеринга с помощью городских камер, так как «номера», которыми оснащены электросамокаты сейчас, такой возможности не дают, это просто инвентарные номера.

Ирина Корбат, Ирина Лысак,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED5
Гнев
ANGRY11
Печаль
SAD16
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
91
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях