Петербургская семья Морозовых стала известна после рождения у Оксаны четверняшек. Радостный инфоповод быстро разлетелся по СМИ и привлек внимание чиновников, которые поспешили пообещать родителям трехкомнатную квартиру. Семья в неё переехала, однако оформить жилплощадь в собственность законно пока невозможно.
В июле 2019 года жительница Петербурга Оксана Морозова родила четверню. «Теперь вы — многодетная семья, а таким семьям наш город оказывает серьезную поддержку», — официальный пресс-релиз Смольного приводил слова тогда еще кандидата в губернаторы Александра Беглова, вручившего Морозовым документы на трехкомнатную квартиру.
Позже оказалось, что Морозовы не могут оформить подаренную квартиру, так как ни у Оксаны, ни у её мужа нет необходимых для этого десяти лет официального проживания в городе, а значит, им недоступен ряд петербургских льгот.
Родителям предоставили трешку на Новоколомяжском проспекте из специализированного жилого фонда Приморского района. Недвижимость оформили по пятилетнему договору безвозмездного пользования. В администрации Приморского района тогда обещали, что как только семья наберет десять лет, то сможет получить жилплощадь без очереди.
Необходимый срок настал в январе 2023 года, к нему у Оксаны родился еще один ребенок — пятый, а в Приморском районе сменилось руководство. Бывший глава Николай Цед избрался в Госдуму, кресло руководителя администрации занял Алексей Никаноров.
«Я обратилась снова в жилищный комитет, и мне сказали, что надо встать на очередь. И только в порядке очереди вы сможете оформить эту квартиру в соцнаем. А соцнаем дает возможность приватизации», — рассказывает Оксана, добавляя, что только она может претендовать на льготу, муж пока не нажил в Петербурге десяти лет.
В официальном ответе из администрации Приморского района (есть в распоряжении «Фонтанки»), указано, что семья состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из-за наличия очереди оформление договора соцнайма и дальнейшая приватизация возможны не ранее 2026 года, при этом семья может продлить договор безвозмездного пользования.
«Меня пригласили на встречу в администрацию Приморского района, мы с главой встречались. И я ему сказала, что было обещано так. Он говорит: «Прямо сказано было, что подарили?» Я сказала: «Да», — отмечает Оксана. — И более того, я видела документ, что квартира дана нам в соцнаем. Он был в папочке, которую вручили в роддоме. Потом у мужа документы забрали, чтобы помочь с оформлением. Когда нам вернули эту папочку, вкладыша уже не было. Глава Приморского района сказал, что вы понимаете, что СВО и пандемия случились, сроки отодвинулись. Так вот, где та гарантия, что в 26-м году опять же эти сроки не отодвинутся?»
По данным «Фонтанки», администрация Приморского района не может предоставить квартиру на Новоколомяжском в соцнаем Морозовым в 2024 году, так как в соответствии с жилищным планом сейчас жильем обеспечиваются семьи, принятые на учет до 31 декабря 2019 года. Оксана Морозова же стоит на учете с апреля 2023 года.
Семье предложили получить компенсацию за квартиру. По словам Оксаны, речь шла о 12 млн рублей за трешку. В этом же доме трехкомнатная квартира меньшей площади продается за 13 млн рублей. Петербуржцы согласились на такие условия, чтобы получить деньги и купить квартиру, более подходящую для пятерых детей. Однако в процессе оформления документов оказалось, что при расчетах учитывается и другая недвижимость. У Оксаны есть однушка в собственности в Выборгском районе.
«Мы подали на этот сертификат. Когда я пришла его получать, увидела цифру 99 тысяч. Я даже не поняла сразу и показала инспектору в Горжилобмене письмо от администрации про 12 миллионов. Мы с ней стали смотреть вместе это письмо. Там написано, что, если вы выписываетесь из этой трешки и регистрируетесь все в своей однушке, тогда вам компенсация будет 12 миллионов. А если нет, то тогда с учетом расчетов получается 99 тысяч. Я говорю, подождите. Я выпишусь сейчас, а срок реализации этого сертификата семь месяцев. Покупка жилья дело не пяти минут, а что будет, если что-то пойдет не так? Мы останемся в своей однушке? — рассуждает Оксана. — Мы ничего не просили. Когда я была беременна, мы ездили смотреть прекрасную квартиру на Суздальском проспекте в строящемся доме. Нужно было добавить совершенно немного денег, потому что это был новый район, еще и мы купили бы себе жилье. Конечно, я не дура, если мне дарят такой подарок, отказываться от него. А сейчас приходится доказывать, что нам подарили».
Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»