![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/64ec1fb21b2a534deb533a0448683d5a09fd5fac_959_617.jpg)
Минфин накануне направил в правительство конкретные параметры грядущей налоговой реформы. Они должны затронуть меньшинство, но произвести максимальный эффект, который оценивается в дополнительные 533 миллиарда рублей поступлений по НДФЛ и 1,6 триллиона рублей — по налогу на прибыль в 2025 году. Это два основных налога, которые наполняют бюджеты регионов. «Фонтанка» вместе с экспертами разбиралась, как их повышение может повлиять на экономику Петербурга, на который приходится 6% от всех налоговых платежей в стране.
Налогоплательщики Петербурга в 2023 году перечислили в бюджетную систему 2,85 триллиона рублей. Это в 1,4 раза больше, чем годом ранее, при том, что в среднем по стране прирост составил 11%. На город пришлось 6,1% от общих поступлений в бюджетную систему России.
В основном доходы Петербурга пополняются поступлениями от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на прибыль организаций. Долгие годы вклад второго в городскую казну был больше, однако с 2022 года тенденция изменилась и теперь в структуре налоговых доходов преобладают платежи граждан, в чём прослеживается рост заработных плат.
Такую картину мы будем наблюдать на протяжении следующих трех лет, считают экономисты Смольного. В прогнозе-приложении к закону о бюджете Петербурга с 2024 по 2026 год закладывается постепенный рост основных налоговых доходов. Так, ожидается, что в 2024 году поступления от налога на прибыль составят 416 миллиардов рублей, от НДФЛ — 459 миллиардов, в 2025 году — 463 и 498 миллиардов соответственно. В
Но это представления, сложившиеся до налоговой реформы. Насколько вырастут налоговые доходы Петербурга, если подготовленный Минфином пакет законопроектов будет принят, пока сказать сложно. Сейчас параметры будущей налоговой реформы известны только из СМИ, а этой информации недостаточно для того, чтобы сделать выводы относительно города, сообщил «Фонтанке» глава бюджетно-финансового комитета петербургского Закса Денис Четырбок. Статистические данные, которые предоставил Минфин, о том, что изменения затронут только 3,2% трудящихся, касаются всей страны. Просто взять и экстраполировать их на Петербург нельзя.
«Если говорить о структуре наших городских доходов, то существенная доля — это НДФЛ, то есть налог на доходы физических лиц. В этой связи определенное увеличение будет, потому что определенная доля жителей города по своим доходам попадает в ту категорию, в отношении которой будет [применяться] увеличенная налоговая ставка, — говорит депутат — Поэтому, конечно, определенный приток [доходов в городской бюджет] будет, но мы с вами понимаем, что и население города растет, и количество налогоплательщиков увеличивается».
По его словам, для большей ясности надо также видеть, какие изменения будут вноситься в другие налоги, в частности, налог на прибыль, по которому анонсировано увеличение ставки с 20% до 25%.
«Будут ли при этой налоговой реформе изменены проценты отчислений по налогам, которые частично зачисляются в региональный бюджет, частично в федеральный — этой информации тоже нет, но могу предположить, что с учетом общей направленности этого проекта какое-то увеличение доходной части города, конечно, будет», — рассуждает Четырбок.
«Фонтанка» адресовала Минфину вопрос, останется ли прежним соотношение, в котором собранные налоги распределяются между бюджетами разных уровней. К моменту публикации ответ не поступил. Запрос в финансовый блок Смольного о распределении налога на прибыль между бюджетами и о потенциальном количестве плательщиков повышенного НДФЛ также отправлен.
Если исходить из того, что в этом плане ничего не изменится (по крайней мере об этом не было заявлено с порога), и рассуждать логически, то в бюджет может попасть 85% дополнительных выплат петербуржцев по НДФЛ. А денежные доходы населения, по прогнозу Смольного, в 2025 году вырастут — примерно на 6,1%, до 5,2 триллиона рублей.
Введение прогрессивной шкалы должно затронуть людей, зарабатывающих от 200 тысяч рублей в месяц. По данным Росстата на апрель 2023 года (более свежих данных, к сожалению, нет — исследование проводится раз в два года), в городе таких 83 тысячи человек. Это соответствует 6% от 1,3 миллиона жителей, официально работающих в крупных и средних организациях всех видов экономической деятельности и форм собственности. В официальную статистику, разумеется, попадают не все, но интересно, что, согласно информации статистического ведомства, более 1 миллиона рублей в месяц получают почти 2 тысячи петербуржцев, в то время как более чем у 15 тысяч зарплаты ниже федерального МРОТ (
Если перевести доходы в прогрессивной шкале из ежегодных в ежемесячные, на основе данных Росстата получится такая картина: по ставке 15% платить НДФЛ будут не меньше
С налогом на прибыль сложнее. Согласно Налоговому кодексу, та его часть, которая отправляется в бюджет субъекта, взимается по ставке 17%. В федеральный бюджет налог на прибыль взимается по ставке 3%. Если региональные бюджеты продолжат получать свои 17%, расти сборы будут только за счет увеличения прибыли самих компаний. К слову, Смольный прогнозирует, что прибыль организаций вырастет в 2025 году на 8,5% в базовом сценарии и на 8,7% — в целевом.
Мнения опрошенных «Фонтанкой» экспертов относительно влияния прогрессии по НДФЛ на доходы бюджета разделились, однако экономисты сходятся в том, что речь идет о серьезном увеличении налоговой нагрузки на бизнес. В результате рост сборов по налогу на прибыль может быть нивелирован снижением результатов компаний или закрытием тех из них, кто больше не сможет работать и зарабатывать.
«Повышение НДФЛ в большей степени касается Москвы и Санкт-Петербурга, потому что под прогрессию попадают люди, у которых доход свыше двухсот тысяч рублей. Безусловно, поступления в бюджет должны увеличиться, по крайней мере, в краткосрочной перспективе», — считает доцент департамента экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Петр Арефьев.
Также он отмечает, что доходы города поддержит курортный сбор. Ранее министр финансов Антон Силуанов говорил, что регионы просят о преобразовании туристического сбора в налог. Пока неизвестно, вошло ли это предложение в пакет поправок или еще находится на стадии обсуждения. Тем не менее налог будет выгоднее для Петербурга и других туристических регионов, в частности потому, что от него будет труднее уклониться, считает Арефьев.
«Но если посмотреть с точки зрения развития бизнеса, с одной стороны, хорошо, что налоги с оборота убираются, но с другой стороны, всё-таки налоговая нагрузка по налогу на прибыль возрастает. И опять-таки НДФЛ тоже на бизнес ложится — чтобы сохранить уровень тех заработных плат, которые есть сейчас, ему всё равно придется раскошелиться. Таким образом, рентабельных проектов становится меньше. Для того чтобы воспользоваться поддержкой, предприятиям приходится фактически в полуручном режиме по каким-то отдельным проектам смотреть, подавать заявки и искать поддержки. Поэтому в какой-то степени тормозится оживление российской экономики, но так всегда происходит при повышении налоговой нагрузки», — объясняет экономист.
«На самом деле сумма в 500 миллиардов, на которую увеличится НДФЛ, в масштабах федерального бюджета — незначительная. С учетом того, что у нас объем годовых зарплат 55–56 триллионов по стране, говорить-то не о чем», — считает экономист, автор телеграм-канала «Деньги и песец» Дмитрий Прокофьев.
В то же время изменения, которые касаются налогов на бизнес, он называет серьезными. Особенно значительно планируется поднять налог на прибыль и налог на добычу природных ископаемых.
«Фактически под видом вот этой справедливой, прогрессивной шкалы обществу продали идею очень серьезного увеличения налогов на бизнес, — говорит эксперт. — Это обернётся тем, что у предприятий не будет хватать денег на развитие. Они будут очень осторожно относиться к инвестициям или будут искать те объекты инвестиций, которые будет подсказывать им правительство. Как предполагается: "Вы сможете получать компенсацию, если будете инвестировать в то, во что вам сказано"».
Экономист обращает внимание на то, что любые налоги для бизнеса — это те же самые затраты, и предприятия будут искать способы сократить издержки или переложить их на кого-то другого. Кто-то может сократить ассортимент, урезать зарплаты или свернуть деловую активность, но, как правило, бизнес перекладывает свои издержки в цены товаров и услуг. Правда, потребитель заметит это не сразу.
Поправки Минфин предлагает внести в закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также в Налоговый и Бюджетный кодексы. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности проекты уже одобрила. 30 мая их рассмотрят на заседании правительства. Затем законопроекты внесут в Госдуму. Ожидается, что их рассмотрят в осеннюю сессию, которую продлили до 5 августа.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/64ec1fb21b2a534deb533a0448683d5a09fd5fac_959_617.jpg)