Минфин накануне направил в правительство конкретные параметры грядущей налоговой реформы. Они должны затронуть меньшинство, но произвести максимальный эффект, который оценивается в дополнительные 533 миллиарда рублей поступлений по НДФЛ и 1,6 триллиона рублей — по налогу на прибыль в 2025 году. Это два основных налога, которые наполняют бюджеты регионов. «Фонтанка» вместе с экспертами разбиралась, как их повышение может повлиять на экономику Петербурга, на который приходится 6% от всех налоговых платежей в стране.
Налогоплательщики Петербурга в 2023 году перечислили в бюджетную систему 2,85 триллиона рублей. Это в 1,4 раза больше, чем годом ранее, при том, что в среднем по стране прирост составил 11%. На город пришлось 6,1% от общих поступлений в бюджетную систему России.
В основном доходы Петербурга пополняются поступлениями от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на прибыль организаций. Долгие годы вклад второго в городскую казну был больше, однако с 2022 года тенденция изменилась и теперь в структуре налоговых доходов преобладают платежи граждан, в чём прослеживается рост заработных плат.
Такую картину мы будем наблюдать на протяжении следующих трех лет, считают экономисты Смольного. В прогнозе-приложении к закону о бюджете Петербурга с 2024 по 2026 год закладывается постепенный рост основных налоговых доходов. Так, ожидается, что в 2024 году поступления от налога на прибыль составят 416 миллиардов рублей, от НДФЛ — 459 миллиардов, в 2025 году — 463 и 498 миллиардов соответственно. В 2026-м разрыв между налогом на прибыль и НДФЛ сократится до 20 миллиардов рублей, а поступления в городской бюджет по ним составят 515 и 534 миллиарда соответственно.
Но это представления, сложившиеся до налоговой реформы. Насколько вырастут налоговые доходы Петербурга, если подготовленный Минфином пакет законопроектов будет принят, пока сказать сложно. Сейчас параметры будущей налоговой реформы известны только из СМИ, а этой информации недостаточно для того, чтобы сделать выводы относительно города, сообщил «Фонтанке» глава бюджетно-финансового комитета петербургского Закса Денис Четырбок. Статистические данные, которые предоставил Минфин, о том, что изменения затронут только 3,2% трудящихся, касаются всей страны. Просто взять и экстраполировать их на Петербург нельзя.
«Если говорить о структуре наших городских доходов, то существенная доля — это НДФЛ, то есть налог на доходы физических лиц. В этой связи определенное увеличение будет, потому что определенная доля жителей города по своим доходам попадает в ту категорию, в отношении которой будет [применяться] увеличенная налоговая ставка, — говорит депутат — Поэтому, конечно, определенный приток [доходов в городской бюджет] будет, но мы с вами понимаем, что и население города растет, и количество налогоплательщиков увеличивается».
По его словам, для большей ясности надо также видеть, какие изменения будут вноситься в другие налоги, в частности, налог на прибыль, по которому анонсировано увеличение ставки с 20% до 25%.
«Будут ли при этой налоговой реформе изменены проценты отчислений по налогам, которые частично зачисляются в региональный бюджет, частично в федеральный — этой информации тоже нет, но могу предположить, что с учетом общей направленности этого проекта какое-то увеличение доходной части города, конечно, будет», — рассуждает Четырбок.
«Фонтанка» адресовала Минфину вопрос, останется ли прежним соотношение, в котором собранные налоги распределяются между бюджетами разных уровней. К моменту публикации ответ не поступил. Запрос в финансовый блок Смольного о распределении налога на прибыль между бюджетами и о потенциальном количестве плательщиков повышенного НДФЛ также отправлен.
Если исходить из того, что в этом плане ничего не изменится (по крайней мере об этом не было заявлено с порога), и рассуждать логически, то в бюджет может попасть 85% дополнительных выплат петербуржцев по НДФЛ. А денежные доходы населения, по прогнозу Смольного, в 2025 году вырастут — примерно на 6,1%, до 5,2 триллиона рублей.
Введение прогрессивной шкалы должно затронуть людей, зарабатывающих от 200 тысяч рублей в месяц. По данным Росстата на апрель 2023 года (более свежих данных, к сожалению, нет — исследование проводится раз в два года), в городе таких 83 тысячи человек. Это соответствует 6% от 1,3 миллиона жителей, официально работающих в крупных и средних организациях всех видов экономической деятельности и форм собственности. В официальную статистику, разумеется, попадают не все, но интересно, что, согласно информации статистического ведомства, более 1 миллиона рублей в месяц получают почти 2 тысячи петербуржцев, в то время как более чем у 15 тысяч зарплаты ниже федерального МРОТ (16 242 рубля). Всего, как говорил глава петербургского комитета по труду, в городе сейчас работают почти 4 млн человек. Если экстраполировать эти 6%, то более 200 тысяч рублей могут зарабатывать около 240 тысяч человек.
Если перевести доходы в прогрессивной шкале из ежегодных в ежемесячные, на основе данных Росстата получится такая картина: по ставке 15% платить НДФЛ будут не меньше 66 535 петербуржцев, по ставке 18% — около 14 338 человек, по ставке 20% — не менее 1633 жителей. Скольким грозит 22%, сказать трудно, поскольку есть данные только о тех, что зарабатывает свыше 3 миллионов рублей в месяц (таких людей в городе 313), а с таким уровнем зарплат они могут попасть и в предыдущую категорию 20-процентных.
С налогом на прибыль сложнее. Согласно Налоговому кодексу, та его часть, которая отправляется в бюджет субъекта, взимается по ставке 17%. В федеральный бюджет налог на прибыль взимается по ставке 3%. Если региональные бюджеты продолжат получать свои 17%, расти сборы будут только за счет увеличения прибыли самих компаний. К слову, Смольный прогнозирует, что прибыль организаций вырастет в 2025 году на 8,5% в базовом сценарии и на 8,7% — в целевом.
Мнения опрошенных «Фонтанкой» экспертов относительно влияния прогрессии по НДФЛ на доходы бюджета разделились, однако экономисты сходятся в том, что речь идет о серьезном увеличении налоговой нагрузки на бизнес. В результате рост сборов по налогу на прибыль может быть нивелирован снижением результатов компаний или закрытием тех из них, кто больше не сможет работать и зарабатывать.
«Повышение НДФЛ в большей степени касается Москвы и Санкт-Петербурга, потому что под прогрессию попадают люди, у которых доход свыше двухсот тысяч рублей. Безусловно, поступления в бюджет должны увеличиться, по крайней мере, в краткосрочной перспективе», — считает доцент департамента экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Петр Арефьев.
Также он отмечает, что доходы города поддержит курортный сбор. Ранее министр финансов Антон Силуанов говорил, что регионы просят о преобразовании туристического сбора в налог. Пока неизвестно, вошло ли это предложение в пакет поправок или еще находится на стадии обсуждения. Тем не менее налог будет выгоднее для Петербурга и других туристических регионов, в частности потому, что от него будет труднее уклониться, считает Арефьев.
«Но если посмотреть с точки зрения развития бизнеса, с одной стороны, хорошо, что налоги с оборота убираются, но с другой стороны, всё-таки налоговая нагрузка по налогу на прибыль возрастает. И опять-таки НДФЛ тоже на бизнес ложится — чтобы сохранить уровень тех заработных плат, которые есть сейчас, ему всё равно придется раскошелиться. Таким образом, рентабельных проектов становится меньше. Для того чтобы воспользоваться поддержкой, предприятиям приходится фактически в полуручном режиме по каким-то отдельным проектам смотреть, подавать заявки и искать поддержки. Поэтому в какой-то степени тормозится оживление российской экономики, но так всегда происходит при повышении налоговой нагрузки», — объясняет экономист.
«На самом деле сумма в 500 миллиардов, на которую увеличится НДФЛ, в масштабах федерального бюджета — незначительная. С учетом того, что у нас объем годовых зарплат 55–56 триллионов по стране, говорить-то не о чем», — считает экономист, автор телеграм-канала «Деньги и песец» Дмитрий Прокофьев.
В то же время изменения, которые касаются налогов на бизнес, он называет серьезными. Особенно значительно планируется поднять налог на прибыль и налог на добычу природных ископаемых.
«Фактически под видом вот этой справедливой, прогрессивной шкалы обществу продали идею очень серьезного увеличения налогов на бизнес, — говорит эксперт. — Это обернётся тем, что у предприятий не будет хватать денег на развитие. Они будут очень осторожно относиться к инвестициям или будут искать те объекты инвестиций, которые будет подсказывать им правительство. Как предполагается: "Вы сможете получать компенсацию, если будете инвестировать в то, во что вам сказано"».
Экономист обращает внимание на то, что любые налоги для бизнеса — это те же самые затраты, и предприятия будут искать способы сократить издержки или переложить их на кого-то другого. Кто-то может сократить ассортимент, урезать зарплаты или свернуть деловую активность, но, как правило, бизнес перекладывает свои издержки в цены товаров и услуг. Правда, потребитель заметит это не сразу.
Поправки Минфин предлагает внести в закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также в Налоговый и Бюджетный кодексы. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности проекты уже одобрила. 30 мая их рассмотрят на заседании правительства. Затем законопроекты внесут в Госдуму. Ожидается, что их рассмотрят в осеннюю сессию, которую продлили до 5 августа.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»