Сейчас

+21˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+21˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 21

2 м/с, с-з

752мм

58%

Подробнее

Пробки

2/10

Как будущий кандидат в губернаторы Петербурга создавала «фабрику троллей» и поссорилась с Пригожиным

40514
Фото: Алексей Смагин / «Коммерсантъ»
ПоделитьсяПоделиться

В мае на круглом столе, который организовали политтехнологи, работающие на выборах в Петербурге, выступила предпринимательница Мария Михайлова. О себе она рассказала немного и заявила, что будет баллотироваться на пост губернатора от партии «Родина», продвигать цифровизацию во время предвыборной кампании и помогать бойцам СВО. О своем прошлом Михайлова не упомянула, однако еще два года назад она описала его в книге «Русские сети». «Фонтанка» прочитала автобиографию будущего кандидата и пересказывает самое интересное, например о работе Михайловой с Евгением Пригожиным.

Начинающая бизнесвумен

В книге «Русские сети» Мария Майорова (позже — Михайлова) начинает повествование с 2004 года, когда она, только окончив университет, решила открыть собственный бизнес. На деньги, подаренные папой на окончание обучения, она открыла рекламно-полиграфическое агентство. Дело не задалось, компанию пришлось через некоторое время закрыть. Переломным моментом в ее жизни стал тогда троллейбус, пишет автор. Девушка, разогнавшись на автомобиле, влетела ему в зад. После аварии ей на помощь пришел одноклассник, за которого она позже вышла замуж.

Оставив бизнес, Мария пошла работать по найму: сначала продавала респираторы, затем, окончив еще и бизнес-школу, устроилась работать в «Унисто-Петросталь», а после — в ювелирную компанию. Последняя в момент кризиса 2008 года разорилась, не выплатив зарплату Марии, руководившей одним из направлений, и ее сотрудникам. Перед кризисом Михайлова вместе с мужем взяла долларовую ипотеку. Как женщина пишет в книге, летом 2009 года она впала в депрессию, но затем стала молиться и даже сходила в часовню Ксении Блаженной. Вернувшись из храма, Михайлова решила открыть собственный глянцевый журнал Opinio и продавать в нем рекламу — на первый номер она собрала рекламы на 120 тысяч рублей, обойдя крупные компании. Офис для редакции ей сдал помощник депутата Олега Нилова — Роман С., учредитель некоего «Фонда помощи бизнесу». Позже редакция журнала переехала на Невский проспект, расширяясь, компания Марии занялась еще и консалтинговым бизнесом.

Рассказывая о своем деле, Михайлова упоминает несколько случаев, когда ей пришлось иметь дело с «бизнесом по-русски». В 2011 году на дверь ее редакции кто-то самовольно повесил табличку фонда помощника Нилова, а затем к ней пришли с обыском из-за сотрудничества с ним — Роман с помощью фонда помогал бизнесу, которому было не решить самостоятельно вопросов с чиновниками. Признавать деловое сотрудничество с ним Мария отказалась, самого Романа позже осудили на 10 лет. Другой случай, описанный в книге, касается дворца «Олимпия» на месте бывшего казино «Конти». После проведения там мероприятия команду Марии, которая оплатила аренду, управляющий запер в подсобке — отпустить согласились только после выкупа. «Что такое бизнес по-русски? — пишет Михайлова. — Это бизнес, в котором могут случиться разные курьезные и экстремальные ситуации, и к ним надо быть готовым. Это бизнес, где мало предсказуемости, зато такое море возможностей».

Сотрудничество с П. Ж.

С Евгением Пригожиным (по всем признакам, именно его она в книге называет П. Ж.) Михайлова познакомилась через Жору. Судя по всему, это тоже псевдоним. С Жорой она была знакома по работе в «Унисто Петросталь» и ювелирной компании «Золотое собрание». Жора, пишет Михайлова, — отставной полковник полиции, занимался безопасностью в коммерческих структурах и пробовал работать на госслужбе в администрации Василеостровского района. В 2012 году Жора предложил Михайловой поработать на одного из самых влиятельных бизнесменов. На первой же встрече Пригожин сказал, что Мария ему не понравилась: «мелкая сошка с завышенным самомнением». После недолгих уговоров П. Ж. заявил, что «либеральные СМИ оборзели и пишут полное говно, бездоказательно обсирают власть». Михайловой он предложил создать медиа, которое будет выводить СМИ на чистую воду. Для этого он создал юрлицо «Хроники Усть-Ижоры» — сокращение должно было быть тем, что он собирался показать «паршивым газетенкам-лгунам».

Так Михайлова вместе с уже новым и пока гражданским мужем Андреем стала делать для Пригожина «Газету о газетах».

После первого номера, где не оказалось сенсаций, хотя их отсутствие в этом выпуске заранее обговаривалось, он вызвал ее на ковер со словами, что такие, как она, — «поганые мрази и заканчивают в подворотне». В конце 2012 года ей удалось снискать одобрение шефа: по поручению Михайловой в одно из изданий передали деньги и статью, которую нужно было поставить без пометки «реклама». Там говорилось, что власти убирают из поликлиник автоматы по продаже бахил с цитатой выдуманного инвалида. На самом же деле, наоборот, автоматы активно размещали, причем конкретная фирма, монополизировавшая рынок. «Газета о газетах» выпустила материал о том, как смогла запустить утку за деньги. После этого триумфа Марии выдали кнопочный телефон — для прямой связи с шефом в любое время суток.

Второй жертвой «Газеты о газетах» стал поэт Дмитрий Быков*. Его Андрей и Мария Михайловы пригласили выступить в город Качканар — на концерте он должен был поддержать кандидата в городскую думу города, некоего бизнесмена Сергея Соловьева, на самом деле — менеджера по продажам в одной из петербургских фирм. В «Газете о газетах» провокацию представили как спор Андрея Михайлова с друзьями, которые верили в чистоплотность публичных людей. Следующее задание Пригожин, которому понравилась история с Быковым, придумал сам: он предложил взять интервью у того же «миллиардера» Соловьева и за деньги разместить его в Forbes (название издания в книге не упоминается). Пригожин был уверен, что таким образом они организуют скандал мирового масштаба. Издание действительно опубликовало этот материал. «Фонтанка» ранее писала и о других провокациях Майоровой и Михайлова — например, они попытались отправить «шпионку» в несколько петербургских редакций. Связь с Пригожиным в то время они категорически отрицали.

Создательница «фабрики»

В начале 2013 года, пишет Михайлова, на одном из совещаний Пригожин был недоволен тем, что «Газету о газетах» не читают серьезные люди, так как там сплошная «желтизна». Тогда, утверждает автор книги, она предложила создать медиа федерального масштаба.

К лету 2013 года Мария открыла несколько СМИ, работающих, как она пишет, по принципу информационных агентств. Вероятно, речь идет о РИА ФАН и других медиа, которые позже войдут в холдинг «Патриот», с которым Пригожин признал свою связь.

Тогда же, пишет Михайлова, Пригожина злило, что оппозиционно настроенные анонимные блогеры массово критикуют власть. На совещании он предложил найти «этих говнюков» и устроить народный самосуд. Михайлова предложила другую идею — завести своих «правильных» блогеров: «Если взять примерно пятьсот человек, из которых около пятидесяти будут блогерами, пишущими посты, остальные комментаторами, то мы справимся с запасом». Так с сентября 2013 года появился проект фабрики. Под него сняли несколько коттеджей в районе Лахты-Ольгино. Впоследствии его работники получили прозвище в соцсетях «ольгинские тролли».

«Позже меня не раз спрашивали, неужели я не считала зазорным держать специальных людей, пишущих по заказу? В идеальном мире я бы с этим согласилась. В идеальном обществе, где нет продажных мнений, а все люди высказываются правдиво. Но в реальном мире, к сожалению, все обстоит совсем не так», — пишет Михайлова в книге. Она отмечает, что другие государства уже давно размещают нужную им информацию через СМИ и соцсети, а в России такого на тот момент не было. «Хорошо это или плохо — судить не буду. Но когда внешние силы заказывают грязь и помои о стране, то обязательно должен быть противовес». По словам Михайловой, по сравнению с беспределом в блогосфере «фабрика» была безобидным проектом, который должен был восстановить баланс и напомнить людям, что смотреть на ситуацию нужно с разных сторон. «У «фабрики» было правило — 80 процентов позитивных вбросов», — добавляет она. К концу 2013 года, пишет Михайлова, в интернет-выгрузке появилось гораздо больше воодушевляющих новостей.

Уже после того, как медиасистема «фабрики» была выстроена, Мария получила звонок от Пригожина. Тот, утверждает автор, сообщил ей, что она талантливый человек, но с его стороны доверия к ней нет, так как она из другого теста. К концу 2013 года Михайлова пишет, что у нее было много работы — нужно было освещать в правильном свете события на Украине и некоторые личные заказы Пригожина. Однако отношения с шефом охладели. А через некоторое время уже упомянутый Жора, как пишет в книге Михайлова, устроил провокацию уже против нее самой: шефу доложили, что она с мужем украла деньги с проекта, в офисе провели обыск, забрали сейф, Михаил Б., который выполнял роль управляющего, обвинил Марию в закупке техники, которой не было, разговор записали на диктофон. Судя по описанию, этот персонаж книги Михайловой напоминает известного менеджера, который, покинув проект Пригожина, сейчас управляет сеткой телеграм-каналов.

От управления «фабрикой» Михайлову отстранили, она выплатила деньги, которые, как утверждалось, украла из проекта. К лету 2014 года Андрей и Мария Михайловы ушли от Пригожина. Во время написания книги весной 2022 года глава «Вагнера» был жив, его частная армия показывала успехи на СВО. В комментариях к этому периоду своей жизни Михайлова пожелала П. Ж. здоровья и сил, чтобы он смог сделать еще много важного и полезного для России. «Когда я в 2022 году сталкиваюсь с печатным беспределом, мне хочется вернуться к прежней деятельности и бабахнуть по полной программе», — добавляет она.

Сетевой маркетинг и эзотерика

В книге «Русские сети» Михайлова описывает не только опыт работы с Пригожиным, но и свое становление в бизнесе, а также духовные практики. Михайлова пишет, что окончила эзотерическую школу, а также занималась у ясновидящего, которого позже пригласила в свою компанию. Между главами о своем жизненном пути она вставляет комментарии о проводимости денежной энергии и мировых силах, которые эту проводимость обеспечивают. Еще до работы на Пригожина Михайлова разработала бизнес-план для сетевого проекта, назвав его «Банк лояльности», — программу, при которой бы компании и банки получали выгоду от взаимодействия и от того, что к ним приходят потребители. Уйдя от Пригожина, она увидела, что подобный проект уже реализовывается. Заинтересовавшись им, Михайлова стала и сама участвовать в развитии компании. Через несколько лет из-за конфликта она и еще несколько участников ушли и создали собственный сетевой бизнес — RC Group. Компания предлагала готовые решения для бизнеса, а тем, кто помогал распространять эти продукты, должны были полагаться бонусы. В книге приводятся комментарии дистрибьюторов, которым очень нравится работать с успешной предпринимательницей Марией Михайловой.

*Дмитрий Быков признан Минюстом РФ иностранным агентом в 2022 году.

Фото: Алексей Смагин / «Коммерсантъ»

ЛАЙК10
СМЕХ27
УДИВЛЕНИЕ2
ГНЕВ57
ПЕЧАЛЬ9

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close