Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город #отЛИЧНЫЙпитер Вышел из метро — и ты в дореволюционном Петербурге. В городе предложили сделать ретроулицы

Вышел из метро — и ты в дореволюционном Петербурге. В городе предложили сделать ретроулицы

26 165

На заседании президиума городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 30 мая рассмотрят предложение локально вернуть центру Петербурга дореволюционный вид с помощью оформления фасадов и вывесок. «Фонтанка» поговорила с автором идеи, владельцем BS Art Development Group Александром Басалыгиным, как оформить такую ретроулицу.


Суть идеи Александра Басалыгина — в рамках пилотного проекта выбрать сначала одну небольшую пешеходную улицу, для которой прописать регламенты вывесок в стиле дореволюционного Петербурга.

Собеседник пояснил, что в качестве таких улиц-кандидатов можно рассмотреть Малую Садовую, 1-ю Советскую улицу, Андреевский бульвар и Миллионную улицу. В перспективе — присмотреться к Малой Конюшенной, Большой Морской и Думской улицам.
«Мы предлагаем выбрать пилотную улицу и постараться сделать так, чтобы она соответствовала дореволюционной айдентике. То есть это должен быть такой идеальный фотопоинт старого Петербурга», — рассказал спикер.

Басалыгин предлагает начать именно с пешеходной улицы, так как стилизовать ее под дореволюционную проще из-за отсутствия машин. «Идея — сделать локации в туристическом центре, куда будут приезжать посмотреть, как выглядел город когда-то, и можно будет сфотографироваться. Чтобы они стали точкой притяжения туристов, визуальным маркером города.
За основу мы предлагаем взять стилистические приемы и типографику времен дореволюционной России. Этот период максимально соответствует культурному коду и историческому облику города. Вывески будут оформлены по всем правилам дореволюционной орфографии, с вензелями и ятями («Ѣ») и изготовлены из металла или дерева», — говорит собеседник.

1 из 6

Отдельный дискуссионный вопрос, как быть с рекламными тумбами, а также подсветкой вывесок — ее в дореволюционном городе не было.


Александр Басалыгин планирует сначала обсудить идею на заседании президиума ВООПИиК, если там она встретит поддержку, отправиться на обсуждение в комитет по печати, комитет по градостроительству, а также к профильному вице-губернатору Борису Пиотровскому.

В комитете по градостроительству к идее в целом отнеслись лояльно: «Комитет допускает возможность размещения вывесок, стилизованных под дореволюционные, при условии их соответствия требованиям правил [благоустройства] и регламента, однако, по мнению комитета, такие проектные решения в Санкт-Петербурге могут иметь исключительно локальный характер и должны интегрироваться в городскую среду наряду с инновационными проектами», — ответили в КГА на запрос с предложением о создании ретроулицы.

По пути в РыбинскЪ

В процессе проработки идеи Басалыгин с коллегами изучал фотоархивы, в динамике четко видно, что за это время город значительно расчистили: еще 10–20 лет назад в центре Петербурга с вывесками творилось настоящее аляповатое безумие.


Автор напомнил, что для реализации этой идеи Петербургу даже не придется быть новатором. В частности, примеры уже есть в Москве, Белгороде, Воронеже, Саратове, Ижевске, Твери, Новосибирске, Калининграде, Пскове и других городах. Отдельного внимания заслуживает Рыбинск, который провел «ретрореформу» с вывесками в 2018 году.

«Есть замечательный пример города Рыбинска. Просто невероятный. Они нам пробили дорогу. Потому что они сделали так, что все крупные сети и компании — банк ВТБ, «Магнит», «Вкусвилл» — все стилизовались под дореволюционную айдентику. И в городе там невероятный поток туристов, все битком. А Петербург же город туристический? И Александр Дмитриевич [Беглов] обещал Владимиру Владимировичу [Путину], что приподнимем туризм. Это важно и для горожан: посмотреть, каким город был раньше», — подчеркивает автор идеи.

Какие вывески можно размещать в центре Петербурга

Сейчас правила размещения вывесок определяются эстетическими регламентами (являются частью правил благоустройства, установленных постановлением правительства Петербурга № 40).

Они, в частности, устанавливают требования к размеру самой конструкции, типу ее размещения, а также допустимым шрифтам, фону, типу подсветки и так далее. Требования различаются в зависимости от высоты здания и места его нахождения — в спальных районах или историческом центре.

Существующие правила местами расходятся с примерами дореволюционной эстетики, которые показаны в презентации Александра Басалыгина. Например, на территориях Центрального, Василеостровского, Адмиралтейского, Петроградского, Петродворцового, Пушкинского, Кронштадтского районов на вывесках допускаются только отдельные буквы без фоновой основы (на большинстве примеров в презентации — надпись на фоне).

Среди допустимых шрифтов есть несколько вариантов в стиле модерн (например, Secession, Hermes и другие), но в целом стилистика шрифтов шире. Цвет самих букв эстетическим регламентом не регулируется — только подсветки и информационного поля. Подсветка тоже допустима (на дореволюционных примерах ее по понятным причинам нет).

Консольные вывески на фасадах, примеры которых также есть в презентации, в историческом центре Петербурга запрещены, за исключением аптек.

Разрешение на размещение вывесок выдает комитет по печати, который согласовывает внешний вид с КГА, а если здание является объектом культурного наследия — с КГИОП.

Таким образом, чтобы сделать следование дореволюционному стилю обязательным хотя бы на отдельно взятых улицах, необходимо вносить изменения в эстетические регламенты. К слову, когда власти города в прошлый раз решили изменить эстетические регламенты по вывескам (ключевая новелла — уменьшение размера шрифта), это вызвало протест у бизнеса, который понес значительные расходы на смену конструкций. Поиск компромисса занял более трех лет.

Что думает бизнес

Совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский (один из магазинов сети на Большой Конюшенной) возражает против нововведений. «Уже столько экспериментов над бизнесом сделано в Питере, что хотелось бы, чтобы успокоились власти и те, кто эти инициативы предлагает», — говорит он. Компания пишет свое наименование с использованием буквы «ъ», а на вывесках раньше использовался шрифт в дореволюционном стиле. Однако сейчас ретейлер проводит ребрендинг — новый вариант логотипа использует более современный шрифт. «За этот год должны все поменять», — обещает Александр Мышинский.

По его словам, вывески и их согласование — больная тема для сетей. Например, компании не удалось согласовать зеленый или серый цвет шрифта вывески, поскольку они не являлись фирменными цветами логотипа. «Нам часто запрещают любой цвет, кроме белого, даже если стенка белая», — говорит он. У другого ретейлера полгода ушло на то, чтобы согласовать добавление к названию сети на вывеске слова «Продукты», рассказал Александр Мышинский.

Владимир Бибиков, совладелец Lomonosov Bar на улице Ломоносова (ее власти города хотели сделать пешеходной наряду с Думской улицей), готов поддержать эксперимент. «Неплохая инициатива, можно поиграть», — говорит он. По словам предпринимателя, он сам недавно рассматривал фотографии Карла Буллы и думал о возвращении ретровывесок.

«Я бы написал [русскими буквами, с «ъ»], у нас «Ломоносов бар» даже просится», — рассуждает он. Но возвращение к историческому стилю уместно не везде, подчеркивает Владимир Бибиков. Кроме того, если бизнес вложится в обновление, со стороны города было бы неплохо привести в порядок фасады и дороги. «А нашу улицу для начала неплохо кем-то обратно заселить», — резюмирует он.

Ирина Корбат, Галина Бояркова «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY18
Печаль
SAD5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
83
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях