В Петербурге, на набережной Мойки, 37, открылось современное арт-пространство — фиджитал-галерея «Охра». Термин «фиджитал» образован от сочетания английских слов «physical и «digital», то есть говорит о стыке цифрового и материального. В «Охре» виртуальность выступает наравне с привычной нам реальностью, а современное искусство говорит на языке новых технологий.
В России уже есть фиджитал галереи, но «Охру» можно назвать первой специализирующейся именно на VR и дополненной реальности.
«Можно сказать, что в современном искусстве есть мейнстрим — мультимедийные фестивали, инсталляции, где другую реальность создают с помощью света и лазеров, а VR в искусстве пока непонятен и несколько «на обочине», что неправильно», – говорят в галерее.
Как подчеркнули авторы идеи, самые интересные VR-события и художники сейчас сконцентрированы именно в Петербурге, это своего рода город-первопроходец. В отличие от Москвы, где в VR быстро наигрались, здесь это направление развивается, и, можно сказать, что Петербург превращается в столицу VR-арта. И «Охра» демонстрирует это развитие, став одной из его первых ласточек.
«Охра» начала свою работу с открытия иммерсивной выставки резидента галереи Романа Ходырева «Между диваном и телевизором» (12+), которая продлится до 28 июля.
Художник, участник различных музыкальных проектов, а также арт-объединения Parazit Роман Ходырев задумывается о месте человека цифровом мире, исследует взаимоотношения типичного жителя многоэтажных высоток с окружающими его гаджетами. Здесь можно будет увидеть ковры с узором из «человейников», божеств из телевизионной ряби в жанре optical art, полежать среди старых телевизоров в инсталляции «Дети Шилялиса», а также погадать о будущем на «Алтаре удачи» и почитать китайскую книгу перемен на старом советском диване.
Также здесь до 30 июня открыта первая большая персональная выставка одной из самых известных VR-художниц Надежды Бей «Да Новым Мирам!» (12+). Здесь собраны самые значимые работы художницы, начиная от «Я обязательно выберусь из Мурино» до своеобразного подводного мира, где можно прикоснуться к живущим там существам и найти скрывающихся. Зрителю показывают разные слои реальности — физический, виртуальный и смешанный. В физическом пространстве гостей ждет ряд видеопроекций и лентикулярных изображений, передающих 3D-объем, инсталляция из лайтбоксов с персонажами миров художницы, а также перформанс MINIM, за который Надежда Бей получила премию имени Сергея Курехина. В виртуальном пространстве можно погрузиться в 14 объемных авторских произведений и найти там скрытые метафорические высказывания.
«Охра» сотрудничает как с «традиционными» художниками, так и с теми, кто работает в цифре. И если Надя Бей — это именно VR-художница, то Роман Ходырев ранее работал в традиционной манере, но освоил и стал добавлять к ней элементы другой реальности.
В планах галереи запустить полноценный образовательный курс по VR-живописи для широкой аудитории, а также лабораторию по освоению VR-инструментов для состоявшихся художников, куда галерея приглашает новых участников.
«Миссия «Охры» — исследовать и показать новые возможности культуры и искусства, которые открываются за счет цифровых технологий, позволяющих размещать художественные произведения не только в нашей привычной реальности, но также в виртуальной, цифровой или же во всех сразу. Мы считаем, что VR, AR и MR — это не замена старого новым и не упрощение, а именно новые инструменты искусства, шаг к обогащению и развитию традиционной визуальной лексики», — пояснил основатель галереи Роман Ницык.
В «Охре» есть отдельный VR-музей: чтобы оказаться в нем, достаточно устроиться поудобнее на пуфах, надеть очки и выбрать комнату.
В одной из них расположен VR-проект Надежды Бей «Корпоирреальность», созданный во времена пандемии, когда все были заперты в своих квартирах и учились жить по-новому. На контрасте физического пространства, ограниченного маленькой квартирой-студией, и безграничного виртуального мира, художница экспериментировала с 3D-сканированием. Так, 3D-скан парадной лестницы Морозовского рабочего городка в Твери ведет в разные комнаты, каждая из которых наполнена личными художественными высказываниями.
В другой комнате – самая первая экспозиция виртуальных работ Надежды Бей из 7 интерактивных произведений — от сказочного леса и скульптуры Русалочки до трехмерной модели Санкт-Петербурга.
Еще в музее можно переместиться в фотореалистичный мраморный зал с репродукциями мировых шедевров, остановиться в «Зиме в Метаверсово», созданной по картинам Кустодиева, посмотреть фильм о Марке Шагале в формате 360 градусов и погулять внутри его «Полета над городом». Помимо этого, можно погрузиться в мир персонажей Хаяо Миядзаки или поискать в мистическом лесу пасхалки из «Очень странных дел», «Гарри Поттера», «Ведьмака» и других известных фильмов книг.
Подробную информацию о мероприятии можно узнать на сайте или по телефону +7 (812) 507–66–53.
Купить билеты можно на сайте.
Возрастной ценз мероприятия: 12+
ООО «ИНТЕРАКТИВ», ИНН: 7810458560