Игорь Баронас — петербургский создатель необычных велосипедов. Среди его работ — велосипед-кровать, велосипед-фонарь и даже велосипед высотой с трёхэтажный дом. «Фонтанка» узнала, откуда мастер черпает идеи, можно ли назвать Петербург велосипедным городом и какие необычные модели он привёз на ЗСД Фонтанка Фест в этом году.
— Игорь, зачем постоянно изобретать велосипед?
— Меня иногда называют изобретателем, а я ничего не изобрёл. Мне просто интересно. Велосипед изобрели больше двухсот лет назад, и с 1888 года он не менялся. Сейчас прогресс конструкций основан на применении более лёгких и прочных материалов. Например, все гонщики используют карбоновые рамы.
В России действуют 5–7 велосипедных заводов, в основном сборочных, и для массового производства уже всё налажено, больше ничего не надо. Я же создаю интересные конструкции, необычные, которые заводам делать невыгодно.
— То есть прибыли ваши велосипеды не приносят?
— Солидные прибыли приносит только массовое производство. Стандартный велосипед намного практичнее, удобнее в использовании, меньше весит. Поэтому он и востребован.
Но масштабное производство организовать я не хочу, мне это неинтересно. Интересно создавать велосипеды в единственном экземпляре. Если просят ещё два таких же, это уже напрягает. Повторяться я не люблю.
— Как вы создали свою первую модель?
— В детстве у меня был велосипед немецкого производства, в народе его тогда называли «дутик». В 13 лет, когда я из него уже вырос, захотелось его переделать. Я установил более длинный подседельный штырь, руль поднял повыше и поставил переднюю звезду с шатунами от гоночного велосипеда. Получился необычный велосипед, на котором к тому же можно было быстро ездить. Это был мой первый опыт.
— Но ведь далеко не каждому пришла бы в голову такая идея.
— У меня в принципе была тяга к конструированию. В детском саду нравилось составлять здания из кубиков, а потом я уже начал возиться с железками. Поэтому для меня была вполне естественной мысль, что можно переделать велосипед: поменять трубы, сделать его повыше.
— А почему решили переделать его самостоятельно?
— Меня всегда живо интересовали велосипеды, их характеристики. Я ведь занимался велоспортом примерно с 14 до 16 лет и смотрел, на каких велосипедах устанавливаются рекорды скорости: на тех, что чуть подлиннее, пониже обычных. Потихоньку появились мысли сделать что-то своё, лучшее.
— Откуда берутся новые идеи?
— Да отовсюду! Однажды просто нашёл в кустах два десятидюймовых колеса, их кто-то выбросил. Это очень маленькие колёса. Решил, что надо сделать складной, компактный и скоростной велосипед на этих колёсах. Получилось! Скорость развивал 33 км/ч, очень легко и быстро складывался.
Или попался на глаза велосипед-«паук» с диаметром переднего колеса 130–140 сантиметров. Он признан самым красивым в мире, но ездит медленно. Почему бы не сделать мини-версию, чтобы он ехал быстрее? Я и сделал: он повторяет красивые линии велосипеда-«паука», но едет со скоростью обычного велосипеда.
Бывает, что заказчики хотят чего-то особенного, их идеи тоже интересно реализовать. Меня, например, просят делать велосипеды для детей, больных ДЦП, потому что таких нет в продаже.
— Какая конструкция самая любимая, а какую можно назвать неудачной?
— У меня все конструкции любимые и удачные. Могу назвать особенно любопытные, которые сразу приходят в голову. Прежде всего, это самый высокий велосипед в мире (6 метров 43 сантиметра). Далее — 13-местный велосипед. У него, конечно, колёса и мосты автомобильные, но привод педальный. Самый музыкальный велосипед, диско-байк, который выдерживает до 400 килограммов. Ещё я делал жёлтый велокабриолет, на нём можно кататься с девушкой, как на машине, но при этом вертеть педали.
— Наверняка к вам подходят на улице люди и задают вопросы о велосипедах. Какие?
— Мой самый заметный велосипед — «Жёлтый Ангел». Мимо него невозможно пройти просто так, его высота — 185 сантиметров. И конечно же, самый популярный вопрос: «Как ты на него залезаешь?» Второй вопрос: «Как ты с него слезаешь?» Третий: «А тебе не страшно там?»
Это нормальные вопросы, они у меня самого тоже были. Двадцать лет прошло, а я помню: вечером собрал «Ангела», выкатил из мастерской и думаю — как же на него залезть? Нашёл какие-то ящики, по ним забрался на этот велосипед, поехал. А слезать как? Пришлось вернуться к тем же ящикам, по ним слезать.
— Не боитесь ездить на высоте?
— Конечно, страшновато. Когда я сделал самый высокий в мире велосипед и проехал на нём в своём первом заезде, у меня была страховка — трос на высоте 8 метров. И в общем-то, у меня получилось нормально с первого раза. Но больше в этот день я ездить на нём не хотел, адреналина выработалось вполне достаточно.
— Говорят, Санкт-Петербург — город велосипедистов. Вы согласны?
— Да, Питер — самый велосипедный город в нашей стране. Есть много разных сообществ, велоклубов. Много желающих собрать свою команду и прокатиться за город маршрутом 50–70 километров. Видишь велосипедиста и ощущаешь родство. На шоссе вдали от города обязательно поприветствуешь. Даже когда езжу на машине, на АЗС встречаю велосипедистов. У сети «Газпром нефть», где я обычно заправляюсь, вкусный кофе, и туда часто заезжают, чтобы сделать паузу на длинном маршруте.
— Какие сложности у вас возникают при поездке на велосипеде по городу?
— Бывает, что где-то узковато, например, на Троицком мосту, когда там пробка. Если стоят легковые машины, это не проблема. Если же стоит автобус, непонятно, с какой стороны его объезжать. Литейный проспект тоже бывает узковат. А так везде нормально, в Петербурге много набережных.
Для человека, который хочет кататься, всегда есть возможности. Пусть он и не отмечен как велодорожка, можно ехать по тротуару, если страшно по проезжей части. Главное — не сбивать никого.
Я был в Голландии и могу сказать, что изобилие велодорожек и велосипедных светофоров меня напрягало. Вот такого я бы не хотел. Там любят велосипеды, но чересчур. У нас самая комфортная ситуация.
— Что вы приготовили на ЗСД Фонтанка Фест в этом году?
— Привёз для заказчика трёхместный оранжевый диско-байк. Два человека крутят педали, а спереди сидит диджей. Сам я принимал участие в велопробеге на «Архангеле»: благодаря этому мне удалось посмотреть на Финский залив с более высокой точки.
— Какие ещё виды спорта вас вдохновляют?
— Люблю мотогонки, и мне нравится наблюдать за успехами Анастасии Нифонтовой из команды G-Drive Racing. Раньше она гоняла на мотоцикле, а сейчас — на багги в бахах и ралли-рейдах. Это действительно впечатляет.
— Что добавляет вам драйва, вдохновения для работы?
— Мне очень нравится, когда меня узнают люди. Приветствуют незнакомые пешеходы на улице, кричат, радуются, здороваются. Велосипедисты машут рукой. Вдохновляет реакция детей: трёхлетние малыши уже понимают, что это не просто велосипед, и тоже радуются.
Мне нравится, что я приношу радость людям. У них поднимается настроение, и это улучшает качество жизни и продлевает её.