Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Недвижимость #отЛИЧНЫЙпитер Теперь красиво и внутри. С интерьеров консерватории опали леса

Теперь красиво и внутри. С интерьеров консерватории опали леса

26 567

В Консерватории имени Римского-Корсакова почти завершились работы по реставрации интерьеров. От лесов освободили парадную лестницу, малый зал Глазунова и домовую церковь с росписью Рябушкина. «Фонтанка» показывает отреставрированные главные помещения храма музыки.

Год назад с фасадов многострадальной Консерватории сняли леса. Теперь их начали снимать и во внутренних помещениях здания.


«В консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова завершается реставрация интерьеров. На парадной лестнице, в малом зале Глазунова и домовой церкви уже разобраны строительные леса и убранство помещений представлено в том же виде, как и в год открытия здания в 1896 году», — рассказали в пресс-службе ППК «Единый заказчик», которая является государственным заказчиком работ.

В холле, куда ведет парадная лестница, специалисты занимаются циклевкой паркета. Покрытие воссоздали, а материал, сорт древесины, рисунок мозаики точно соответствуют оригиналу. Стены, которые в советское время были выкрашены в белый цвет, вернулись к историческому теплому светлому оттенку, который играет оливковыми и бежевыми тонами.

Парадная лестница в консерватории — одно из наиболее хорошо сохранившихся мест. 99% штукатурки и лепнины в верхней части сохранились до наших дней, рассказывает реставратор Александра Андреева. Из 46 ступеней мраморной лестницы пришлось менять фрагменты только шести ступеней. Лестница сделана из знаменитого итальянского мрамора Бьянка Каррара. И здесь реставраторам очень повезло: им удалось найти мрамор для замены не просто той же самой разновидности, но из «родного» карьера, где был добыт камень, из которого сделана лестница.

1 из 5

Дворики

«В первом полугодии под двумя новыми куполами из стекла и алюминия специалистами были оборудованы новые общественные пространства. При этом полезная площадь здания увеличена на 700 квадратных метров», — пояснили в пресс-службе ППК «Единый заказчик».

«Прирост» площади произошел как раз за счет двориков: один из них чуть больше другого. Раньше в них были курилки, в которые ходили служители Эвтерпы и Терпсихоры, теперь курить там больше нельзя, зато появятся общественные пространства.

1 из 3

Оба двора накрыли светопрозрачной кровлей.

Февраль 2024 г.
Февраль 2024 г.
Февраль 2024 г.
1 из 5
Февраль 2024 г.

Как рассказали в компании «Политехстрой-Сварго», генподрядчике консерватории, монтаж куполов полностью завершен. У авиационного алюминия, который использовался в конструкции, есть преимущество перед сталью: он не уступает по прочности, но почти в три раза легче.

Малый зал Глазунова и орган

Малый зал имени Глазунова, который реставраторы из-за обилия тонкого лепного декора прозвали «кудрявым», уже красуется без лесов. На потолке отреставрированная роспись живописца Андрея Рябушкина. С трех деревянных балкончиков открывается вид на зал. По углам на стенах четыре панно лепниной в виде композиций с фруктами и музыкальными инструментами — только на из реставрацию ушло около четырех месяцев.

С органа спустя много лет сняли саркофаг, который обеспечивал сохранность инструмента. В «Политехстрое» рассказали — около месяца назад началась реставрация корпуса органа, планируемая дата ее завершения — конец июля. Реставраторы занимаются только реставрацией корпуса, настройка музыкального инструмента — это отдельная работа. Она будет вестись при участии специалиста консерватории.

«На протяжении всего хода реставрации и смены генподрядчиков орган всегда находился под пристальным вниманием сотрудников консерватории, внутри поддерживался и специальными датчиками контролировался температурно-влажностный режим. Благодаря этому инструмент удалось сохранить», — пояснил представитель «Политехстроя» Сергей Рыбак.

1 из 7

Реставраторам корпус органа достался с несколькими слоями лака и краски, дефектами по резьбе, трещинами. «Мы расчистим, удалим все дефекты, воссоздадим резьбу в местах утрат и после этого покрасим», — обрисовал перспективы реставратор Алексей Самохвалов.

Из фойе зала Глазунова можно выйти на балкон: с него открывается вид на Театральный сквер и памятник музыканту, чьей фамилией названа консерватория. Пол балкона выстлан метлахской плиткой.

«Нам со времени постройки здания досталось большое наследство метлахской плитки, у нас сейчас идет масштабный проект по ее реставрации и воссозданию. Метлахская плитка уникальна тем, что она может служить столетиями без потери своих свойств», — рассказывает Сергей Рыбак.

Домовая церковь

В домовой церкви полностью завершена реставрация росписи Андрея Рябушкина и Василия Беляева. После расчистки стало понятно, что сохранилось около 50% росписи. В ходе этапа научной реставрации специалисты объездили архивы и храмы Костромы, Ростова, Москвы и Санкт-Петербурга в поисках эскизов Рябушкина и Беляева. Например, фотографии композиции «Яко твое есть царство» не сохранилось и при ее воссоздании использовали эскизы Рябушкина.

Особенное вдохновение художники черпали в соборе Спаса на Крови. В нём росписи в неклассической манере Рябушкин и Беляев оформляли уже после завершения домовой церкви, стилистика художников хорошо сохранилась, говорит Александра Черногорцева, глава реставрационного отдела «Политехстрой-Сварго».

1 из 4

Технологию, как и в случае с залом Глазунова, сохраняли историческую. Нижняя часть церкви — роспись на штукатурке, верхняя — на холстах.


Алексей показал места ленточных расчисток. В некоторых местах историческую роспись закрывали до девяти слоев, в нижней части — еще больше. Несколько таких расчисток, где видно каждый из более поздних слоев, останутся на стенах. Как объяснил реставратор, с одной стороны, имеет памятное значение, с другой, в случае если в будущем на объект придет реставратор, он сможет получить представление о послойности.

1 из 2

В оконных заполнениях уже началась работа по установке витражей.

1 из 3

Сроки проведения первого концерта в консерватории остались прежними, в ППК «Единый заказчик» рассказали — он запланирован на вторую половину 2024 года.


Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»

Здание консерватории имени Римского-Корсакова закрыли на ремонт в 2014 году. Учебное заведение переехало на улицу Глинки, 2. Далее началась череда сменявших друг друга подрядчиков. С места процесс толком не двигался, а состояние здания ухудшалось.

В конце 2019 года о необходимости спасать здание от гибели заявил Валерий Гергиев. А в сентябре 2020 года на ситуацию обратил внимание Владимир Путин. После этого контракт на завершение реконструкции был заключен с АО «Политехстрой». Функции заказчика от Минкультуры перешли к ППК «Единый заказчик в сфере строительства», структуре Минстроя.

В начале лета 2023 года, спустя семь лет, с консерватории сняли леса, и здание предстало в своем историческом светло-бежевом цвете. Кроме реконструкции и реставрации здания также реставрируют мебель и музыкальные инструменты и живопись.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях