Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

ю-з.

738мм 82%
Подробнее
1 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Город Общество Империя наносит ответный удар. Фарфоровский пост увернулся от проекта ВСМ

Империя наносит ответный удар. Фарфоровский пост увернулся от проекта ВСМ

35 378

Государственная экспертиза разглядела объекты культурного наследия в зданиях Фарфоровского поста, которые, казалось, уже приговорила к сносу высокоскоростная магистраль Петербург — Москва. Однако не факт, что амнистия позволит остаться жителям в своих квартирах.

Что спасать

Акт историко-государственной экспертизы опубликован накануне, проводило ее ООО «ЛенСтройУправление» по заказу ИИМК РАН. Цель заявлена так: обоснование включения выявленного объекта культурного наследия «Комплекс зданий Фарфоровского поста» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Исследовали конкретные корпуса:

  • участок ж.д. Обводный кан. — ул. Грибакиных, литера ДЯ;

  • Фарфоровский пост, дом 40, литера А;

  • Фарфоровский пост, дом 44, литера А;

  • Фарфоровский пост, дом 46, литера А;

  • Фарфоровский пост, дом 48, литера А;

  • Фарфоровский пост, дом 52, литера А;

  • Фарфоровский пост, дом 54, литера А;

Необходимость проведения государственной историко-культурной экспертизы определена планами Правительства Российской Федерации по устройству высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом», — говорится в документе. «Фонтанка» рассказывала о том, в какую передрягу угодили жители Фарфоровского поста: для прокладки новых путей три года назад было решено снести некогда служебные дома начала XX века, в которых к тому времени квартиры уже, конечно, были приватизированы. Против выступили как сами обитатели домов на первой линии, так и градозащитники. Однако весной 2023 года «Росжелдор» инициировал процедуру изъятия квартир в четырех домах — № 34, 40, 48 и 54.

1 из 10

Местные выяснили, что не только их так беспардонно затрагивают инфраструктурные стройки, и вошли в состав неформальной коалиции «Бездомный Петербург» наравне, например, с жителями домов по проспекту Обуховской Обороны, которые оказались несовместимы с Большим Смоленским мостом.


В то же время в феврале 2023 года дома, которые теперь упоминаются в акте экспертизы, включили в реестр выявленных объектов культурного наследия, из «расселяемого» перечня в него не попал только дом № 34. Это промежуточный статус: чиновники как бы признают, что какая-то ценность у зданий есть, надо провести исследование и решить — включать их в охранный реестр ОКН или нет. Ну и, конечно, во время исследования трогать их нельзя. Теперь же эксперты окончательно пришли к выводу: «Включение в Единый государственный реестр объектов культурного наследия является обоснованным».

Почему спасать

Собственно жилыми пока еще являются дома № 40, 46, 48, 52 и 54. Здание по адресу «участок ж.д. Обводный кан. — ул. Грибакиных, литера ДЯ» — это сам вокзал «Фарфоровский пост», а дом № 44 — административный корпус.

Углубляясь в тьму времен, эксперты пишут, как ни странно, про эхо Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. «Когда с началом войны оказалась закрыта южная морская граница, грузовые потоки были перенаправлены на север, и тогда станции Петербургского железнодорожного узла перестали справляться с резко возросшим грузопотоком. В этот период на участке с 6-го по 10-й километр главного хода Николаевской железной дороги была сооружена первая в России специализированная сортировочная станция — Петербург-Сортировочный (открыта 10 октября 1879 года)». Ориентировались на близость к Александровскому главному механическому заводу, а к 1879 году относится еще и первое упоминание о застройке Фарфоровского поста. Таких точек разъезда с сохранившимися специальными постройками для телеграфного оборудования осталось мало, не осталось приметной башенки и здесь.


Реконструкцию провели уже в начале XX века: «Поселок был перестроен до 1914 года. В это время уже были построены здание вокзала, четыре кирпичных двухэтажных жилых дома вдоль железной дороги и два дома немного западнее, каменная баня, устроен водопровод».

Дальше в акте говорится, что эти самые кирпичные здания, что называется, видели время титанов: «Реконструкция 1906–1912 года, явившаяся, среди прочего, следствием примыкания к Николаевской железной дороге дороги Санкт-Петербург — Вологда, соединившей Санкт-Петербург с пространствами Урала и Сибири, происходила на фоне небывалого ранее в истории России экономического подъёма. Годы застройки территориальной зоны "Фарфоровский пост" (1910-е годы) — период наивысшего расцвета Российской империи. Несомненно, что территория "Фарфоровского поста" является убедительным напоминанием об этом периоде пика экономической мощи империи». При этом уверенно архитектора назвать сложно, но эксперты отмечают сходство с проектами Антона Клевщинского, с 1876 года — участкового архитектора Николаевской железной дороги.

1 из 7

Если говорить об архитектурной задаче, то она в прямом смысле довольно односторонняя: хорошо смотреться из окна вагона. «Данный комплекс представляет собой фактически первый на пути прибывающего поезда фрагмент исторической застройки Петербурга, его своеобразную "визитную карточку" — что и сохранилось до настоящего времени», — написано в акте. Так что историческая, архитектурно-художественная, эстетическая и научная ценность — налицо.

Как спасать

Проект поселка-сада конца 20-х здесь так и не реализовали, но под охрану всё равно есть что взять. В акте отдельно отмечают «возможность передвижения отдельных исторических зданий с целью освобождения места для прокладки новых железнодорожных путей». «При этом будет сохранена главная композиционная особенность места — восприятие исторической застройки пассажирами железнодорожных составов и взаимная видимость зданий в границах территории», — пишут эксперты.

О первом в Петербурге опыте переезда исторического здания «Фонтанка» подробно рассказывала и показывала процесс, когда двигали Императорский воспитательный дом 1913 года.

Второй момент состоит в том, что здесь утеряна двухэтажная застройка, а вместо нее появилось много «объектов диссонирующего типа». «Диссонирующие объекты подлежат демонтажу, а освобождённая от них территория должна стать объектом историко-градостроительной регенерации, в ходе которой утраченные качества исторической среды должны быть воссозданы (в целом) путем ограниченного нового строительства с четко прописанными специальными требованиями», — рисуют в акте светлое будущее квартала.

Что именно здесь должно стать объектом культурного наследия, тоже прописывают, когда говорят о предполагаемом предмете охраны. Это:

  • «архитектурно-пространственные особенности застройки, включающие главную композиционную ось, сформированную железнодорожными путями, с которой визуально воспринимается сомасштабный и ритмичный ряд краснокирпичных фасадов зданий»;

  • историческая улично-дорожная сеть;

  • существующий рельеф.

И что дальше

Сам по себе вывод экспертизы еще не означает, что КГИОП включит здания «Фарфоровского поста» в защищенный реестр объектов культурного наследия. Такое решение принимается с учётом вердикта рабочей группы Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, говорят в комитете, акт вынесут на ее рассмотрение. В теории совет может и отказать, но представить это сейчас сложно — слишком уж однозначны формулировки экспертов.


При этом процедуру изъятия жилья «Росжелдор» уже инициировал. Именно «Росжелдор» станет концедентом, то есть представителем государства в концессии на строительство ВСМ, но само концессионное соглашение не подписано, а проектирование тем более не закончено. Еще в 2021 году глава МО 72 Павел Швец предполагал: «Расселения, скорее всего, не избежать, а вот избежать сноса — очень бы хотелось. [Здания] смогли бы остаться нежилыми, потому что оказались бы вплотную к дороге, но были бы сохранены».

Предполагается, что высокоскоростные поезда поедут по ВСМ в 2028 году, добраться из Москвы до Петербурга можно будет за 2 часа 15 минут. «Фонтанка» рассказывала о деталях проекта, в частности, о том, что ориентировочная цена билета составит почти 10 тысяч рублей. Строить линию по концессии будет компания «ВСМ Две столицы», в капитал которой сделают взносы все регионы, через которые пойдут рельсы, а также РЖД. Стоимость проекта превысит 2 триллиона рублей, на данный момент концессионное соглашение не подписано, однако вышло соответствующее постановление правительства. Помимо изъятия участков на юге города предполагается строительство терминала рядом с Московским вокзалом, а также прокладка тоннеля под железнодорожными путями. Подробнее о проекте ВСМ и о том, как будут производить для него скоростные поезда, читайте в материалах «Фонтанки».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE51
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED25
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
42
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях