Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Куда пойдем сегодня В Кунсткамере дошли до Индийского океана: ученые назвали самое интересное в новой экспозиции Южной Азии

В Кунсткамере дошли до Индийского океана: ученые назвали самое интересное в новой экспозиции Южной Азии

7 957

Кунсткамера открыла обновленную экспозицию по истории и культуре народов Южной Азии. Там можно увидеть старинную головоломку, поискать спрятавшихся в деревянном портике индийских духов киннаров, узнать, как остановить слона, и увидеть барабан из человеческого черепа.

После реэкспозиции зал Индии в Кунсткамере сменил свое название: теперь он — Николаевский, и это отражено в выборе экспонатов, 80% которых (из более чем 1200) — раньше здесь не выставлялись.

«Наконец у нас завершена общая концепция построения музея, — рассказывает Елена Соболева, старший научный сотрудник отдела Южной и Юго-Западной Азии. — То есть, проходя из зала, посвящённого экспедициям, мы видим преемственность русской науки: в Индию всё-таки россияне попали. Ни британцы, ни голландцы не пускали конкурентов в свои колонии. Только когда в 1908 году закончилась Большая игра, Россия и Великобритания подписали договор о разделе сфер влияния в районе Афганистана, — тогда русских учёных стали пускать, но в основном на юг. А на север, к перевалам, ведущим через горы, прорваться было невозможно. Наши тем не менее пробирались».

По ее словам, Индия всегда манила европейцев на «шопинг»: оттуда тоннами вывозили мебель из дерева, роскошные ткани.

«Во времена Наполеона из Индии в Европу повезли ткани, и женщины "сняли" с себя шерсть, — продолжает ученый. — Оказалось, что можно носить хлопок, носить шёлк. Мода изменилась. Появилась кисея, появились летящие муслины (очень тонкая ткань из хлопка, шелка, льна. — Прим. ред.), вошли в моду шали благодаря индийским кашмирским шалям, и европейская промышленность начала делать нечто подобное. Чаи, пряности, — все эти редкости везли из Индии».

1 из 7

Кунсткамера, как пояснил на церемонии открытия директор музея Андрей Головнев, представляет не только сами предметы, но и взгляд на мир, каким он был в царские времена, — так заведено со времен Петра I. В данном случае часть коллекции, представленной в зале, была собрана цесаревичем Николаем во время его путешествия 1890–1891 годов (карта поездки представлена). Уже став императором Николаем II, он получил предложение, чтобы в его честь был назван этот зал (и он согласился).

Но еще более интересное собрание, чем императорская делегация, привезла следующая экспедиция. Созданный директором музея попечительский совет, в который вошли банкиры, промышленники, включая Эммануила Нобеля, выделил деньги на длительную поездку ученых — Людмилы Александровны и Александра Михайловича Мервартов. Муж и жена провели в Индии четыре года: уехав в 1914 году, встретили там Первую мировую войну и революцию.

«Когда срок командировки кончился в 1918 году, они позволили себе вернуться во Владивосток, коллекции были оставлены на хранение в лучших музеях Индии, и спустя 10 лет советская власть предприняла огромные усилия, чтобы вернуть Мервартов, — рассказывает Елена Соболева. — Им дали целый вагон, бесплатно привезли из Харбина в Петербург и несколько раз отправляли корабли [в Индию]. Вот, например, Красинский, известный наш полярный исследователь, который, собственно, открывает Северный морской путь, привёз из Калькутты собрание Мервартов, и спустя 10 лет все эти ящики прибыли, наконец, были распакованы. Шесть тысяч предметов удалось сохранить».

Прибывшая коллекция стала сенсацией — собрание включало предметы от древности до современности, а географически — от Цейлона до северных областей, и даже включая Непал. Конечно, такому успеху способствовало расположение индийской стороны: Мервартам активно помогали, брали с собой в экспедиции, охотно раскрывали технологии производства — например, папье-маше. В обновленной экспозиции Кунсткамеры можно посмотреть целую коллекцию образцов живописи на папье-маше, а также оттиски — печати цивилизации Мохенджо-Даро: дешифровкой дравидийской (как выяснили в музее) письменности в музее занималась рабочая группа во главе с ученым Юрием Кнорозовым, разгадавшим письмена майя.

Впрочем, информации печати дали немного.

«Честно говоря, Кнорозов, когда его спрашивали, что там написано, говорил: "Представьте себе, что от вашей цивилизации осталась только профсоюзная печать". Много ли вы там вычитаете?» — вспоминает Соболева.

Однако текст на малоизученном языке — не единственная загадка для посетителей выставки. Здесь есть еще, например, сейф-головоломка, который по прибытии в Петербург никто не мог открыть.

«Двадцатые годы — сложные, видимо, пытались открыть по-рабоче-крестьянски — штыком, потому что остались следы штыка, — рассказывает об одном из самых необычных экспонатов выставки Игорь Котин, заведующий отделом этнографии Южной и Юго-Западной Азии. — Нашли там, видимо, расписки, потому что это, судя по всему, коробка ростовщика, южноиндийского четти. А затем, в 80-е годы, к нам приехал из Москвы коллекционер Калинин, специалист по головоломкам. Он много видел такого типа, он разрисовал схему и показал, что если вынуть одну из планочек, то коробочка полностью разбирается, и не нужно ее ломать, она хранит любые секреты. Вот эта такая коробочка до некоторой степени — наш талисман».

Среди других экспонатов, на которые завотделом обратил внимание «Фонтанки», — храмовая колесница, привезенная Мервартами.

1 из 5

«Божества воспринимаются почти как живые существа — то есть их нужно кормить (отсюда приношение), им нужно устраивать свадьбы, отвозить в другой храм погостить и к морю искупаться, — продолжает Игорь Котин. — Для того чтобы это совершить, божества помещают на такие колесницы и везут. Причем очень часто в эти колесницы впрягаются люди. Самые большие колесницы находятся в Ориссе, где их везут вообще сотни людей, в храм Джаганнатхи».

Визуальный центр экспозиции и самый большой ее предмет — резной портик из тика, привезенный в Россию в 1907 году. Любопытно, что в самой Индии его продавали… на дрова, денег много не просили, и российский востоковед Михаил Андреев купил его на свои (трату потом Академия наук возместила). Речь шла даже о том, чтобы продать ему здание целиком, но до этого не дошло, так что части этого здания можно найти в Индии и сейчас. Его богатая резьба не дает ему остаться незамеченным — ее хочется разглядывать, и это стоит делать: там, в растительных орнаментах, по словам ученых, прячутся полубоги, духи киннары, небесные певцы и музыканты.

Неотъемлемая часть индийской культуры — слоны. Животные сильные, но трудноуправляемые. Для этого в Индии применяли заостренные металлические топорики — анкуши. Они тоже показаны на выставке — в «николаевской» части собрания.

«У слона есть только два уязвимых места, — рассказывает Игорь Котин. — Налобные пазухи, отверстия на лбу. В брачный сезон оттуда выделяется особый состав, которым слон метит деревья, отмечает свою территорию. Это единственное место уязвимой кожи, потому в остальных местах ее толщина — 2 сантиметра. Поэтому только по этим местам может, уж простите за слово, бить его сидящий на особом кресле, на голове слона, погонщик и управляет — заставляет его двигаться».

Среди других необычных экспонатов выставки — небольшой барабан из человеческого черепа, с натянутой на него кожей козы (из Непала), индийские лубки, причудливые украшения тюрбанов, прялка (не только как орудие производства, но и как символ индийского национального движения, какой ее сделал Махатма Ганди, боровшийся за спасение народных промыслов), храмовые свадебные куклы — символы Радхи и Кришны с чашей для приданого, куклы народного театра из разных регионов страны...

1 из 6

«А вот это уникальные маски, привезённые Мервартами из Цейлона, Шри-Ланки, — обращает внимание на одну витрину Игорь Котин. — Сейчас уже таких нет, они отражают особое для сингалов, основного народа Шри-Ланки, отношение к народным культам. Дело в том, что сингалы приняли буддизм, а это очень развитая религия, с идеей абсолюта. Но народные массы обращались к местным культам. И буддийское духовенство подключило эти культы к высокой религии, сделав всех этих духов защитниками религии. И в честь этих защитников устраиваются театральные представления. Так что, с одной стороны, это театральные маски, с другой стороны, театральное представление всегда является культовым».

С этим же явлением связан индийский театр Катхакали, который на выставке представляет фигура Ханумана (божества, человека-обезьяны, слуги Рамы) в человеческий рост.

«Катхакали — рассказ в танце из региона Керала, Юго-Западная Индия, — поясняет доктор исторических наук. — В этом регионе классическим поклонением божествам было показать им представление».

Кстати, самый молодой экспонат на выставке — также небольшая кукла актера Катхакали. Ее привезли в музей в 2014 году Елена Соболева и Игорь Котин из своей поездки по Индии, в которой ученые повторили путь Мервартов столетней давности.

По словам директора музея Андрея Головнева, реэкспозиция Николаевского зала — один из этапов, четвертый по счету, комплексного обновления всей экспозиции Кунсткамеры. Следующим на очереди будет зал Ломоносова.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях