В фильме «Тур с Иванушками», снятом режиссером-сериальщиком Марком Горобцом, участники группы «Иванушки International» — Андрей Григорьев-Аполлонов, Кирилл Андреев и Кирилл Туриченко — символизируют недостижимый идеал и неукротимую женскую тягу к счастью. Даже на пятом десятке она еще не оставила трех героинь фильма — закадычных подруг, которые отправляются за любимой группой в тур по Краснодарскому краю.
Если «Тур с Иванушками» и можно считать комедией, то, скорее, печальной, чем смешной, и к тому же не слишком изобретательной в плане использования музыкального наследия «Иванушек». Лишь однажды кинематографисты предпринимают недюжинное творческое усилие, чтобы органично вписать один из шлягеров в драматургию, и делают частью повествования свою версию клипа на песню «Тучи», когда-то прославившую «Иванушек». Она звучит уже где-то в последней трети фильма, когда беззаветная женская дружба ненадолго дает трещину и насупившиеся героини разъезжаются в разные стороны, проникаясь предвещающими эмоциональную бурю «Тучами». Все остальное время самые популярные мелодии «Иванушек» постоянно звучат в ненавязчивом фоновом режиме, и примерно в нем же существуют заматеревшие кумиры девчонок 1990-х: для фронтмена Григорьева-Аполлонова написано хотя бы несколько эпизодических реплик, а его коллеги больше выступают как безмолвные сопровождающие.
Создавая образ типичной фанатки «Иванушек», коллектив сценаристов предложил несколько вариантов девчачьего семейного бэкграунда и дальнейших женских судеб. Самая трагическая — у резкой и ершистой крашеной блондинки (Мирослава Смирнова), дочки алкоголика, от которой современности остается только могильная плита с датами «1982–2023», а также разукрашенное розовыми сердечками письмо, когда-то написанное рыжему Андрею, но так и не дошедшее до адресата. Теперь миссию «почтальонов из прошлого» берут на себя выжившие подруги и следуют за «Иванушками» через Ростов-на-Дону, Краснодар, Анапу и Геленджик до самого Сочи, где им удается на счастье потереть гульфик памятника Рыжему, воздвигнутого на родине героя. Смотрится это как своеобразная сублимация загнанного глубоко в подсознание недовольства своей женской долей, на первый взгляд, может, и не самой ужасной.
Самая решительная из героинь, Катя (Агата Муцениеце), еще в детстве демонстрировала повышенный интеллект с помощью очков, а теперь служит инспектором по делам несовершеннолетних. Но карьера терпит крах из-за строптивой дочери-старшеклассницы (Александрина Олексюк), компрометирующей мать своим хулиганством. В принципе можно понять логику начальника (Владимир Сычев), увольняющего Катю: женщина, не способная справиться с собственной дочерью, — не лучшая кандидатура на роль воспитательницы трудных подростков. Да и зрителю становится тревожно, когда он застает героиню рыдающей за рулем в своей машине, поставив телефон на специальную «минуту плача».
Масла в огонь подливает подруга Ася (Анна Пескова), которую в детстве слегка презирали за жирность, однако теперь она не только похудела и собирается замуж за фитнес-инструктора, но и сделалась психологом, что позволяет ей отпускать участливые комментарии: «У тебя лицо такое, как у полицейских и одиноких женщин». Однако у самой психологини, считающей калории, тоже внутренние проблемы: встреченный в Анапе мужик с огромным мотком сахарной ваты (Роман Курцын) становится для нее сущим наваждением и ставит ее матримониальные планы под угрозу. Третья подруга, блондинка Инна, в детстве была мажоркой и собиралась выйти замуж за американца, а теперь берется спонсировать всю погоню за «Иванушками».
Разумеется, трудно порекомендовать «Тур» кому-то, кроме той категории меломанок, которых в нежном возрасте прельщал формат сладеньких boy bands (мальчишеская музыкальная группа. — Прим.ред.), как презрительно выражается дочка Кати, девочка бойкая и прогрессивная, узнающая о девичьем увлечении мамы с некоторым ужасом. Правда, наш boy band теперь уже находится немножечко на грани превращения в pension band (пенсионерская группа. — Прим.ред.).
«Иванушки» не так уж сильно растолстели, а главное, что Рыжий все еще рыж, хотя и утратил свежесть только что распустившегося подсолнуха. Теперь сценические спортивные костюмы певцов гораздо богаче блестят и переливаются разными цветами. Но годы все-таки берут свое, и о бурном прошлом остепенившихся поп-звезд можно только догадываться, например, по реплике, которую бросает Рыжий, заметив со спины двух героинь, о чем-то заливисто хохочущих, сидя на ступеньках гостиницы: «Как девчонки наклюкались! Наша школа». При этом сами музыканты ни свет ни заря ходят совсем не за пивом, а за прославленной на все Черноморское побережье чурчхелой, которую ночи напролет варит пожилая родственница Кати (Татьяна Догилева). У нее героиням приходится заночевать вповалку в сарае, когда блондинкин муж блокирует ее карточку, логично рассудив: «Я как увидел эти странные покупки, понял, что моя Иннуля такое не купит — люкс на четверых, лобстеры...»
Пятизвездочный отель в Краснодаре, розовое шампанское краснодарского же терруара и карточка, которой вся эта роскошь оплачивается, участвуют в «Туре с Иванушками» в порядке продакт-плейсмент, подающегося с солдатской прямотой, без всяких юмористических ухищрений. Но с юмором у создателей фильма вообще не очень, да и скромное дарование исполнительниц главных ролей заточено, скорее, под мелодрамы сериального толка. В комическом плане картину немного выручает звезда фильмов «Горько!» и «Самый лучший день» — смешная по самой своей психофизике Валентина Мазунина в роли предводительницы краснодарского фан-клуба «Иванушек». Она поджидает кумиров с горой блинов и встречает московских конкуренток весьма агрессивно: «Ваняточки — не для вас. Ты сначала двадцать лет поезди за ваняточками».
После этого под песню «Подожди меня после концерта» разворачивается чуть ли не единственная относительно забавная сцена в фильме, когда краснодарские тетки начинают закидывать московских приготовленными для «ваняточек» гостинцами, и физиономию одной из героинь облепляет в рапиде огромный блин. Тут можно заставить себя слегка хихикнуть, а вот как реагировать на эпизод, когда сорокалетние подружки прыгают на кровати в гостиничном номере, выпуская перья из подушек под песню «Девчонка-девчоночка», не совсем понятно: отыскать в себе запасы инфантильного щенячьего умиления, на которое делают ставку авторы фильма, не каждому дано.
Лидия Маслова, специально для «Фонтанки.ру»
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».