Собрать в одной компании профессионалов в соответствии со штатным расписанием — недостаточно, чтобы построить настоящую команду. И задача отдела кадров или HR-специалистов сегодня состоит в том, чтобы сплотить коллектив. Какими методами это лучше делать, что такое тимбилдинг и как эффективно не только работать, но и отдыхать с коллегами, рассказали участники круглого стола «Фонтанки».
Казалось бы, почему нельзя просто выполнять свои рабочие функции — ведь каждый профессионал в своей области. Но опытные руководители служб персонала считают, что без тимбилдинга не обойтись.
— Тимбилдинг нужен, чтобы из просто коллектива коллег создать мотивированную и высокоэффективную команду, — поясняет Светлана Фенцик, руководитель службы персонала и организационного развития по региону Санкт-Петербург и Ленинградской области компании «А101». — А для этого нужно не только желание людей стать командой, но и сложившаяся или формируемая корпоративная культура. Люди должны понимать, для чего стоит прикладывать усилия, какова конечная цель, в чем состоит бизнес-стратегия компании и какую роль они во всем этом выполняют. И, конечно, очень важно иметь «чувство локтя», понимание, что ты не один. Только эти факторы позволяют добиться эффекта синергии, когда 1 + 1 = 11 или даже больше. Ничего лучше тимбилдинга для этого пока не придумано.
— Тимбилдинг помогает сотрудникам лучше узнать друг друга и продуктивнее работать вместе, — подтверждает Светлана Тимофеева, директор по персоналу СТД «Петрович». — Коллективная атмосфера играет важную роль в формировании эффективного и продуктивного рабочего процесса: если коллеги ощущают поддержку и понимание, то становятся более мотивированными и вовлеченными в работу. Тимбилдинг, влияющий на психологическую атмосферу в коллективе, помогает сформировать команду, которая успешно работала бы на решение стоящих перед компанией задач.
Чья задача?
Чтобы процесс сплочения коллектива был эффективным, а не стихийным, нужны люди, которые им занимаются. Так, в крупных компаниях, таких как «Петрович» или «А101», организацией командообразующих мероприятий занимается отдел HR.
— Если мероприятие масштабное, мы привлекаем внешние профессиональные компании, специализирующиеся на тимбилдинге, — добавила Светлана Тимофеева.
— Привлекать внешних подрядчиков, безусловно, можно и порой просто необходимо. Например, без них сложно провести на должном уровне спортивные соревнования или обучение определенным навыкам, — соглашается Светлана Фенцик. — Но только HR-директор понимает, какие цели поставить перед провайдером, что «болит» в команде. Функции заказчика и техническое воплощение, конечно, лежит на HR-департаменте. Наша задача — найти правильный подход к коллективу, найти нужные слова и тон.
Практика лидеров рынка показывает, что без управленческой воли главы компании, его понимания сути этой работы, его, наконец, личных ценностей и взглядов тимбилдинг или не ведется совсем, или плохо работает, добавила эксперт.
Смыслы вместо корпоратива
Если раньше тимбилдинг в основном состоял из корпоративов по общепринятым праздникам (Новый год, 8 марта, день рождения компании), то сейчас традиционные банкеты отходят на второй план, а совместные мероприятия становятся более разнообразными.
— Сотрудники ГК «А101» ежегодно участвуют в велозаезде ЗСД Фонтанка Фест, также мы организовываем сплавы на байдарках, субботники, на которых высаживаем в наших районах деревья, — рассказывает Светлана Фенцик. — Кроме того, в Группе есть образовательный проект А101_TALKS, в рамках которого коллеги выступают спикерами и делятся с коллегами своей экспертизой, погружают их в специфику своей работы и отвечают на вопросы. Это помогает в сплочении и повышении эффективности через понимание задач смежных отделов.
— Все чаще проводятся мероприятия со смыслом, — говорит Светлана Тимофеева. — Это может быть любая помощь природе и окружающим. Например, субботник в парке, волонтерство в детских домах или помощь диким животным. Если у человека есть потребность быть причастным к какому-то хорошему делу, в «Петровиче» он точно найдет такую возможность: в течение всего года мы проводим корпоративные донорские дни, благотворительные забеги, реализуем экологические инициативы, организовываем волонтерские проекты в детских больницах и домах престарелых, посещаем приюты для животных.
ЗОЖ и спорт
По словам Светланы Фенцик, в последние годы стали очень актуальны мероприятия, направленные на психологическую разгрузку, сохранение ментального здоровья и раскрытие творческого потенциала.
— Наша жизнь проходит на таких безумных скоростях, что всё важнее становится умение замедлиться и насладиться моментом, — говорит она. — Это могут быть спортивные активности, связанные с выездами на природу, приключения, волонтерские акции и экологические мероприятия. Сотрудники при этом очень ценят свободу выбора, поэтому даже тимбилдинг со сценарием должен предусматривать вариативность и максимальную гибкость.
Еще одним востребованным форматом мероприятий стали субботники, в которых сотрудники Группы «А101» принимают участие вместе с жителями построенных девелопером районов.
— Каждый раз, когда мы проводим такие активности, мы встречаем от работников очень живой отклик: они проникаются тем, что делают, вносят личный вклад в то, чтобы наши районы улучшались, — и важно, что все это искренне, с любовью, — сказала Светлана Фенцик
По словам Светланы Тимофеевой, также все более популярны спортивные мероприятия: они не только сплачивают команду, но и помогают поддерживать здоровье сотрудников.
— Встречи в таком формате мы тоже проводим регулярно: в компании проходит большой спортивный марафон, который объединяет сотрудников из разных городов, благотворительные забеги, турниры по футболу, спортивные тренировки несколько раз в неделю, — отметила она.
Еще один повод для встречи команды, а также возможность перезагрузиться, отвлечься от тревог и заодно сделать что-то своими руками — это творческие мероприятия.
— В тревожные времена это действительно актуально: в «Петровиче» за 2023 год творческие мастер-классы посетили более 1000 сотрудников, — говорит Светлана Тимофеева. — Кроме того, коллеги могут участвовать в этих встречах вместе с детьми и другими членами семьи, что еще больше сплачивает коллектив.
Она отмечает, что отлично работают интеллектуальные развлечения: так, в «Петровиче» каждый год проходит «Брейн-ринг» — это уже стало традицией. В разных подразделениях компании сформированы команды, проводятся тренировки, все готовятся к мероприятию, а на «Брейн-ринг» приезжают вместе с группой поддержки — все, как в спорте.
— В «Петровиче» все мероприятия направлены на то, чтобы человек был счастлив, чтобы ему было хорошо в компании, чтобы вокруг царила атмосфера доверия, — резюмирует Светлана Тимофеева. — Мы стараемся затронуть каждое направление: как традиционные корпоративы, так и спорт, творчество, интеллектуальные мероприятия, социально значимые встречи. Так сотрудник может выбрать для себя именно то, что ему по душе.
Кто на новенького?
Отдельное направление тимбилдинга — это вовлечение в коллектив новых сотрудников.
— Нам важно, чтобы каждый новый член команды чувствовал поддержку, особенно в первые месяцы после трудоустройства, — говорит Светлана Тимофеева. — Каждого новичка мы встречаем как друга: делаем процесс оформления на работу максимально быстрым и понятным, готовим welcome box с приятными подарками. И, конечно, в первые месяцы рядом с новым сотрудником есть заботливый опытный наставник. Он помогает как в социальной, так и в профессиональной адаптации: знакомит с коллективом, погружает в корпоративные проекты, подсказывает какие-то нюансы работы — в этот период новый сотрудник чувствует поддержку и ощущает себя частью сплоченной команды.
Во время адаптации проводятся регулярные встречи новичков с генеральным директором. Таким образом сотрудники знакомятся с компанией и ее ценностями, узнают о приоритетных для «Петровича» задачах и целях. При этом могут задавать вопросы и получать ответы на интересующие их вопросы.
— В первые три недели с момента трудоустройства сотрудники посещают вводный тренинг «Добро пожаловать в «Петрович» и «Ты вСтройке», где узнают интересные факты о компании, изучают разделы корпоративного портала и решают сложные кейсы, которые могут встретиться им в работе, — добавила Светлана Тимофеева.
Распространен в компаниях и институт наставничества.
— Каждый опытный сотрудник постепенно становится наставником для новичков, проводит процесс их онбординга, — объясняет Светлана Фенцик. — Мы все в одной лодке, и от того, как быстро новый сотрудник погрузится в специфику деятельности нашей компании, от того, насколько глубоким будет его понимание бизнес-процессов, зависит общий командный результат.
На удаленке, но вместе
Сотрудники на удаленке также должны чувствовать себя частью команды, которая решает общие задачи, считают в компании «Петрович».
— Конечно, в таком случае сложнее организовать частые оффлайн-встречи, но все равно остается масса вариантов для тимбилдинга, — считает Светлана Тимофеева. — Например, для ежегодного спортивного марафона в «Петровиче» есть специальное приложение, наша собственная социальная сеть. В нем участники из разных городов делятся своими спортивными результатами, обсуждают тренировки, соревнуются друг с другом. На больших офлайн-мероприятиях мы всегда организовываем трансляцию, подключаем удаленных сотрудников по видеосвязи. Когда мы понимаем, что в каком-то городе живет достаточное количество удаленных сотрудников, организовываем для них оффлайн-встречи: спортивные тренировки и творческие мастер-классы. Таким образом коллеги из разных подразделений знакомятся друг с другом, несмотря на удаленный формат работы.
Спорный момент
Без конфликтов не обходится работа ни в одной компании. Вопрос — как с ними быть. В настоящее время, по словам Светланы Фенцик, споры решают HR-специалисты или руководители подразделений.
— Однако тут все зависит от наличия у HR-а необходимой квалификации, — говорит эксперт. — Если она есть, то это будет эффективно, если такого опыта и знаний нет, то лучше привлечь стороннего специалиста. Да и свежий взгляд со стороны никогда не бывает лишним.
Поэтому Светлане Фенцик нравится тренд на наем медиаторов, коучей и психологов в штат компаний для решения нестандартных задач в командах. Примером может быть Венди Роудс из сериала «Миллиарды», которая работала с мышлением сотрудников компании — и это приносило бизнесу сверхприбыль.