Лето в Петербурге — пора пиковых нагрузок на транспорт. Миллионы туристов приезжают посмотреть на белые ночи. Сами же петербуржцы активно устремляются на дачи или на природу, то есть за город, а также в аэропорт, чтобы отправиться в отпуск. Так или иначе, без общественного транспорта не обойтись. Собрали вместе главные транспортные новости за последний год, чтобы помочь вам проще добраться из точки А в точку Б.
Едем за город
Пригороды Петербурга — популярное место для загородных поездок. Традиционно железнодорожный транспорт пользуется большим спросом: в пробках не стоит, ходит по расписанию. Поэтому в будние дни очень многие жители пригородов используют электрички, чтобы добраться на работу и домой. Для них, а также для примкнувшим к ним отдыхающих запущено тактовое движение: электрички курсируют в часы пик каждые 15 минут в течение определенного времени, чтобы увезти всех желающих — утром в Петербург, а вечером из Петербурга.
Сейчас в городе четыре тактовых маршрута:
Санкт-Петербург — Ораниенбаум;
Санкт-Петербург — Красное Село;
Санкт-Петербург — Павловск;
Санкт-Петербург — Мельничный Ручей.
Последний маршрут запустили в конце мая 2024 года. Он стал первым, вышедшим за пределы города в Ленобласть, поэтому на первом рейсе символично прокатились губернаторы обоих регионов. В перспективе — запуск такта на Сестрорецк.
«Мы запускаем тактовое движение на наиболее популярных направлениях, чтобы удовлетворить спрос жителей отдаленных районов на быстрый и комфортный способ добираться из дома на работу или учебу, обратно и просто по делам. Всеволожский район находится на границе с Петербургом, — комментирует председатель комитета по транспорту Валентин Енокаев. — Тактовое движение обеспечит более комфортные условия для их поездок».
Запуск тактового движения повышает спрос на электрички. Об этом, например, говорит тот факт, что за год (с мая 2023-го по май 2024 года) тактовым маршрутом до Ораниенбаума воспользовались около 12 миллионов человек, а рост пассажиропотока за первые 5 месяцев этого года составил 17,5%.
Летим из города
Аэропорт Пулково — главные воздушные ворота Северной столицы — находится не так уж далеко, но добраться туда надо вовремя, чтобы не опоздать на рейс. Рассчитать время в пути по городу проще всего для метро: оно не зависит от ситуации на земле. А дальше есть два варианта. Точнее, вариант один: доехать на экспресс-маршруте от станции метро до аэропорта. А вот станций метро, от которых курсируют экспрессы, две: «Московская» на синей ветке и «Проспект Ветеранов» — на красной. Маршруты, соответственно, № 39Э и № 82Э. Впрочем, узнать их легко и без номеров — они брендированы по разработанному Пулково дизайну. Работает линия с 6 утра до 01:40, автобусы прибывают на конечные станции каждые 15 минут, едут по выделенной полосе на Пулковском шоссе, что помогает избежать пробок. У работы в режиме экспресса есть еще один плюс: на нём можно доехать только до аэропорта, поэтому народу меньше и ехать свободнее.
Как рассказали в комитете по транспорту, на этих линиях используется новый подвижной состав — двухсекционные низкопольные автобусы особо большого класса. В них есть стеллажи для багажа и принтер для печати посадочных талонов, в салоне — Wi-Fi и экран, на котором транслируется онлайн-табло аэропорта, а также информация о правилах досмотра и т. п.
Журналисты «Фонтанки» уже успели в рамках эксперимента доехать до Пулково разными видами транспорта, в том числе и экспрессом. Кто выиграл — читайте в нашем материале.
Естественно, туристы, прибывающие в город на Неве, также могут воспользоваться экспрессом. Узнать информацию о времени прибытия можно на экранах внутри здания, а приобрести билет — в киоске на перроне аэровокзала.
Между двумя столицами
В новом формате теперь можно путешествовать между Москвой и Петербургом: с 1 июня начала работать программа «Аэрофлот-Шаттл», которая позволяет гибко планировать время для перелета. Купив билет по этой программе, можно переносить вылет на другое время в пределах 12 часов до или после обозначенного в маршрутной квитанции. Сделать это можно по телефону контактного центра или непосредственно в аэропорту. Главное — не позже чем за 40 минут до вылета и без багажа. Рейсы между Шереметьево и Пулково вылетают сейчас с интервалом от 15 минут, во Внуково — от 30 минут. Всего в расписании в день — более 70 рейсов между столицами.
Среди первых пассажиров, полетевших в Москву и обратно по новой системе, была и журналист «Фонтанки.ру» Венера Галеева, которая за один день поменяла время вылета в общей сложности семь раз. Подробнее — в материале.
Новый водный транспорт
Сокращать расстояние помогают не только новые дороги и развязки, но и новый транспорт, в том числе водный. Он помогает петербуржцам и гостям города открывать для себя отдаленные, но интересные районы с меньшей тратой времени и сил на дорогу. Так, с 2023 года между Петербургом и Кронштадтом курсируют скоростные пассажирские катамараны проекта «Котлин», изготовленные на Средне-Невском судостроительном заводе. Сейчас их уже четыре, а всего до 2025 года будут построены 10 пассажирских катамаранов: шесть скоростных будут доставлять пассажиров из центра города в Кронштадт и обратно, а на четырех экскурсионно-прогулочных (проект «Соммерс») можно будет совершать водные прогулки вокруг преображающихся фортов. Достроить всё должны до 2025 года.
«Для нас спуск судов отечественного производства — значимое событие. Они построены в рамках развития туристско-рекреационного кластера "Остров фортов" и госпрограммы по обновлению пассажирского флота, запущенной по поручению президента России Владимира Путина, — отметил Валентин Енокаев. — "Бастион" — первый из четырех прогулочных катамаранов, который обеспечит связь между реставрируемыми фортами, "Форт Тотлебен" — четвертый из шести катамаранов, которые обеспечивают водное сообщение между Петербургом и Кронштадтом».
Дорога до Кронштадта от Дворцовой набережной по воде на новом катамаране занимает около часа, ехать на машине значительно дольше.
Кстати, здесь тоже не обошлось без «Фонтанки» — именно на нашем сайте читатели выбрали, как будут называться катамараны, и теперь по Неве и Финскому заливу курсируют «Форт Тотлебен», «Форт Петр Первый», «Форт Александр Первый» и «Форт Кроншлот».