В рамках приема в 2024 году вузы из Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей получили 29 304 бюджетных места. Это чуть меньше, чем в Петербурге, где бесплатно смогут учиться 31 425 новоиспеченных первокурсников. «Фонтанка» изучила, на кого и за какие деньги учат в этих университетах и как на учебу и студентов влияет непосредственная близость к зоне боевых действий.
«Перестраиваться пришлось практически под ноль»
Согласно распоряжению правительства РФ от 29 марта 2023 года, вузы из Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей были приняты в федеральную собственность и отнесены к ведению федеральных властей. При этом условия поступления для выпускников отличаются: абитуриенты могут поступать как по ЕГЭ, так и по внутренним испытаниям вузов, которые обычно проводятся в формате онлайн-тестирования. Также первокурсников зачисляют на бюджет, даже если у них нет возможности предоставить аттестат или диплом об окончании колледжа.
Как рассказали «Фонтанке» в ректоратах университетов, полностью на российскую систему образования многие еще не перестроились. До 2026 года установлен переходный период — чтобы решить нюансы с документацией и финансированием. Тем не менее во многих университетах Донецка и Луганска менять образование начали еще в 2015 году.
Ректор Донецкого института железнодорожного транспорта (ДонИЖТ) Михаил Чепцов рассказал «Фонтанке», что 9 лет назад собрали ректоров вузов ДНР и повезли в Ростов — именно ростовские вузы назначили ответственными за переход на российскую систему. Там университеты нашли вузы-партнеры, так что выпускники из Донецка смогли защитить ВКР в Ростове и получить дипломы российского образца.
«Программы российские и украинские существенно отличались, но за два-три года мы синхронизировались и к моменту присоединения [новых регионов в состав РФ] были полностью адаптированы», — рассказал Михаил Чепцов. Об этом свидетельствует и информация с сайтов других донецких вузов: в Донбасской национальной академии строительства (ДОННАСА) с 2014 по 2017 год более тысячи выпускников получили вторые дипломы российского образца, а уже с 2019 по 2021-й вуз проходил аккредитацию Рособрнадзора.
«Перестраиваться пришлось практически под ноль, — вспоминает Михаил Чепцов. — Специальности железнодорожные — это специалитет, а в 2016 году Украина специалитет в стране полностью запретила. И когда сейчас приезжают с Украины студенты четвертого курса и хотят перевестись или восстановиться — им только на первый курс. Не за что зацепиться — ни по часам, ни по названиям предметов. Они же пошли туда, в Европу. По программам».
В целом система поступления в новых регионах теперь примерно та же, правда, подать заявление через «Госуслуги» пока нельзя — либо через сайт университета, либо очно. После внутреннего тестирования абитуриентов ранжируют по баллам и зачисляют на бюджет. На число поступающих в вузах не жалуются: в прошлом году ДонИЖТ недобрал 12 человек. «И то, это было связано с активной фазой боевых действий», — считает ректор.
До линии фронта — меньше 7 км
В ДонИЖТ, как и в других университетах новых регионов, учебные пары проходили в дистанционном режиме. В предстоящем учебном году студенческую практику планируют сделать очной, а пары так и останутся как во времена ковида — в онлайне. «У нас в прошлом году от вуза до линии фронта было меньше 7 км. Сейчас дальше откатилось, попроще стало чуть-чуть», — рассказывает Михаил Чепцов.
В период с 2022 по 2024 год пять учебных корпусов и мастерские ДонИЖТа двадцать раз подвергались обстрелам. Больше всего досталось административному корпусу — в 2022 году прилетело два снаряда. Одним снесло стену в бухгалтерии, вторым — крышу.
«Дырки в стене заложили своими силами, а крышу — никто не соглашался ехать, потому что сильно стреляют. Только в ноябре восстановили, а осень, дожди, всё протекло. Окна уже четыре раза меняли. Тут каждый обстрел можно вспоминать. У меня в кабинете стекла поменяли, а в шкафу — три дырки», — вспоминает Михаил Чепцов.
В пятом корпусе во время обстрела погиб вахтер: побежал в подвал — и по пути ему в спину попал осколок. «Остался бы сидеть на месте — был бы жив», — считает ректор.
В ДонИЖТе 90 % студентов — местные, из других регионов тоже поступают, но не массово. Еще одна особенность приема — полностью заполняют места по особой квоте — для участников СВО и их детей. В институте в прошлом году таких заявлений было больше, чем выделенных мест.
«Почему к нам поступают в основном наши? Потому что все и так живут под обстрелами. Народ уже знает, где, что и как», — считает Михаил Чепцов. «Хорошо, что разрешили поступать без ЕГЭ. Не сделали б такую льготу — к нам б никто не поступал», — рассказали анонимно еще в одном из университетов.
«Остались по другую сторону Днепра»
Особенно тяжело переход дался вузам Херсонской области, где, как признаются в ректоратах, приходится перестраивать все процессы буквально с нуля. В Херсонском техническом университете (ХТУ) «Фонтанке» рассказали, что учреждение пришлось эвакуировать и осваиваться уже на новом месте — из-за того, как продвигались военные на фронте.
«В Херсонской области была достаточно сложная ситуация. Изначально всё шло по рельсам ближе к РФ, город стал российским. А когда от Херсона отошли, университет выбрал российскую сторону. Так два года назад вуз был эвакуирован. Считайте, что мы строим новый университет с нуля», — заявили в университете.
Бывшее здание ХТУ после эвакуации осталось «по другую сторону Днепра» — вместе с частью студентов, которые выбрали остаться жить и учиться на Украине, но уже в других университетах. Вузу выделили новое здание — без крыши и отопления. «Сейчас Минобрнауки финансирует ремонт, в сентябре-октябре должны закончить», — рассказывают в ХТУ.
Пока занятия в ХТУ ведут в дистанционном формате. Тем не менее в прошлом году студентов выпустили — с дипломами российского образца, бюджетную квоту набрали — в том числе и за счет абитуриентов из других городов РФ. По словам представителя ХТУ, в вуз поступили первокурсники из 33 регионов, в том числе Краснодарского края, Омской области, Москвы и Санкт-Петербурга. Во многом такой спрос может быть объясним тем, что в ХТУ можно было поступить без ЕГЭ и учиться дистанционно — такую возможность уже поступившим студентам из той же Сибири планируют оставить, даже когда вуз постепенно начнет выходить на очное обучение.
Пока в ХТУ фиксируют недобор профессорско-преподавательского состава, зато — открыли и отремонтировали четыре новые лаборатории. На этот год вузу выделили 1820 бюджетных мест для бакалавров, треть из них — на экономическое направление.
Кого и за какие деньги учат
По данным Донецкого агентства новостей, в ДНР поступить можно в 16 университетов, в ЛНР — в 7, в Херсонской области — в 4, в Запорожской — в 2. Большая часть из них существовала ранее, часть — открыли за последние два года, например Донецкий филиал Волгоградской академии МВД России, куда этим летом примут 400 курсантов, и Луганский филиал Воронежского института МВД России.
Донецкий институт государственной противопожарной службы МЧС России родился в мае 2023 года из Академии МЧС ДНР, созданной в 2017 году. В этом году в вузе ведется набор на две программы: «Техносферная безопасность» и «Пожарная безопасность». Бюджетных мест 110, девочек берут только платно. Учеба в вузе обойдется от 213 до 265 тысяч рублей, причем не за год, как в среднем в Петербурге, а за весь период обучения.
Стоимость учебы в принципе существенно отличается: в педагогическом университете в Горловке со студентов берут 80–87 тысяч за год, в Донбасской аграрной академии — 32–45 тысяч в год на очной форме, 14–21 — на заочной. И это притом что в вузе 254 бюджетных места, одна пятая из них — для будущих ветеринаров.
В Донецкой академии управления и государственной службы 182 бюджетных места, готовят менеджеров, экономистов, социологов и специалистов по госуправлению. В ДонИЖТе для будущих железнодорожников и айтишников 176 бюджетных мест, 200 — платных, в строительном ДонНАСА — 456 бюджетных мест для архитекторов, геодезистов, геологов и специалистов по нефтегазовому делу и техносферной безопасности.
Медицинских университетов два: ДОННМУ им. Горького в Донецке и ЛГМУ им. Святителя Луки в Луганске. Бюджетных мест суммарно более тысячи, контрактных — полторы. Цены на учебу уже чуть ближе к петербургским: лечфак — 186 тысяч, стоматология — 205, педиатрия — 174. Поступают охотно: по данным на 3 июля, в ЛГМУ уже подали 453 заявления.
Столько же творческих университетов. В ДНР — Академия им. Прокофьева, где готовят музыкантов, вокалистов, искусствоведов и художников-живописцев, в ЛНР — Луганская госакадемия культуры и искусств им. Матусовского, где творческий размах побольше: и танцы, и актерское, и режиссура, и журналистика.
В Херсонской области выбор университетов более скудный: технический, педагогический, аграрный и морская академия. В Запорожье вуза в принципе всего два: Мелитопольский госуниверситет и Азовский государственный педагогический.
Что примечательно — в подавляющем большинстве университетов в качестве минимальных баллов для участия в конкурсе указаны проходные баллы ЕГЭ: русский — 36, литература — 32, математика — 27, английский — 22. Поясним, что Минобрнауки и Минпросвещения ежегодно устанавливают два порога: минимальные баллы для получения аттестата, не набрав которые выпускник остается с двойкой, и минимальные баллы для поступления в вуз, которые всегда выше, чем проходные. В петербургских университетах этот порог для участия в конкурсе порой поднимают до 60–70 баллов: если выпускник сдал экзамен на 59 баллов, то к поступлению куда-нибудь в СПбГУ или ИТМО он не допущен. В новых регионах же берут тех, кто набрал на экзаменах самый-самый минимум.
Зато стипендии — вполне себе петербургские: студентам ДонНАСА предлагают от 2100 рублей. Это почти столько же, сколько в СПбГУ.
Милена Солдатенко, «Фонтанка.ру»
Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.