Представители военного суда в беседе с корреспондентом ТАСС напомнили, что у режиссера Евгении Беркович и драматурга Светланы Петрийчук (внесены в перечень террористов Росфинмониторинга) есть право подать прошение о помиловании.
Сказанное Вторым Западным окружным военным судом ТАСС приводит 9 июля. При этом стоит отметить, что хоть в законе на сегодняшний день и нет четкого указания, что просящий о помиловании должен признать вину, такая практика всё же существует. Например, о необходимости признания после приговора экс-журналисту Ивану Сафронову по делу о госизмене говорил Дмитрий Песков. Вопрос ставился в 2020 году на Совете по правам человека. Предлагалось прописать, что это не является необходимым условием. К конце года президент издал специальный указ, регламентирующий процедуру, но вопрос признания или непризнания вины в него не вошел.
Беркович и Петрийчук вину не признавали ни на одном из этапов с момента задержания.
Также беседа касалась сроков УДО. Согласно 79-й статье УК, по «террористическим» статьям просить об условно-досрочном освобождении можно только после отсидки трех четвертей срока. В случае с приговором Беркович и Петрийчук этот срок наступит примерно через три года — 4,5 от приговора, минус время содержания в СИЗО.
Режиссер и драматург в изоляторе с мая прошлого года, при их статье день в СИЗО засчитывается за день в колонии. В изоляторе они остаются и сейчас, как минимум до рассмотрения судом вышестоящей инстанции апелляционных жалоб на приговор и вступления его в законную силу.
Беркович и Петрийчук признали виновными в оправдании терроризма за постановку «Финист — Ясный Сокол», которая получила государственную премию «Золотая маска». В спектакле идет речь о российских девушках, которые в Сети знакомятся с исламистами, затем оказываются с боевиками в Сирии, а затем и в российском суде. Многие свидетели по делу, в том числе весь актерский состав, говорили, что спектакль предостерегает от отношений с террористами, а не наоборот.
Обвинение строилось в том числе на так называемой деструктологической экспертизе. Ее авторы нашли в тексте и постановке идеологию исламизма и джихадизма, а также «признаки идеологии радикального феминизма и борьбы с андроцентричным общественным укладом России». Минюст адвокатам осужденных отвечал, что такой экспертизы, как деструктологическая, не существует в принципе. По версии защиты, она построена на частном мнении эксперта.
Одним из ключевых свидетелей обвинения стал актер и режиссер Владимир Карпук. Спектакль, по его оценке, не соответствует российским традиционным ценностям, потому что в стране патриархат. Он также назвал спектакль русофобским.
Беркович известна не только как режиссер, но и автор стихов, которые можно назвать оппозиционными.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.