Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

южн.

739мм 80%
Подробнее
2 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Авто Завтра всё может остановиться. Авторынок едва достиг уровня 2013 года

Завтра всё может остановиться. Авторынок едва достиг уровня 2013 года

38 816

Автомобильный рынок РФ значительно оживился: только за первые шесть месяцев этого года было куплено 773 тысячи новых автомобилей, это на 86 тысяч больше, чем за весь 2022 год. С учетом подержанных автомобилей за полгода было совершено 3,99 миллиона сделок купли-продажи. В общей сложности на приобретение машин россияне потратили 6,93 триллиона рублей, причем 2,59 из них — на покупку новых машин. Если такая тенденция сохранится, говорят эксперты, по итогам года будет продано 8,65 миллиона автомобилей на 15 триллионов и он станет рекордным за последние 11 лет. Но не всё так радужно. О тенденциях и проблемах на отечественном авторынке 9 июля на пресс-конференции рассказал президент ассоциации российских автодилеров Алексей Подщеколдин.

Опережая прошлогодние показатели

Год назад емкость российского автомобильного рынка составила 12,64 триллиона рублей, из них 27%, или 3,37 триллиона, было потрачено на покупку автомобилей без пробега.

— Если перевернуть эту картинку по отношению к удешевлению курса рубля к доллару, мы видим, что в прошлом году рынок восстановился до уровня 2013 года, в этом году немного превысит. Это превышение — девальвация рубля. В 2013 году доллар стоил 30 рублей, сейчас примерно 100. То есть, к сожалению, рынок не растет, — заключил Алексей Подщеколдин.

Купить новую машину может лишь каждый пятый

Покупательная способность россиян тоже снизилась, считает эксперт. Если в 2013 году покупку нового автомобиля мог себе позволить каждый третий россиянин, то сегодня лишь каждый пятый.

Собственно этим и объясняется существенный рост рынка автомобилей с пробегом: на новую машину не хватает средств, и автолюбитель склоняется в пользу приобретения машины «бэу». И в этом смысле радоваться оживлению рынка, пожалуй, преждевременно, а правильнее говорить о росте относительно низкой базы.

Параллельный импорт снизится до 5%

Параллельным импортом привезти машину через Казахстан или Киргизию сейчас стало практически невозможно. Из-за запрета беспошлинного ввоза, который вступил в силу с 1 апреля этого года, во втором квартале объем параллельного импорта снизился до 6% с 8%, как было в первом квартале.

К концу года доля параллельного импорта на российском авторынке едва ли поднимется выше 5%, считает Алексей Подщеколдин. Тем не менее совсем избавляться от него, пожалуй, не следует, чтобы не перекрывать кислород поклонникам европейских брендов: иначе как параллельным импортом европейские автомобили пока что в РФ не доставить.

Цель — на миллион

Ситуация, сложившаяся на российском рынке после ухода европейских брендов, для китайских автопроизводителей стала выигрышным лотерейным билетом. Темпам, которыми они наращивают объемы реализации в РФ, остается только позавидовать: за один только минувший год в России было продано 549,8 тысячи штук, за 6 месяцев этого года — уже 439,9 тысячи, а по итогам этого года объем продаж удвоит прошлогодний и перевалит за миллион и, по прогнозам дилеров из Китая, составит 1,025 миллиона штук.

Китайских брендов уже около 60

К концу первого полугодия на российском авторынке появились порядка 60 китайских брендов. Из них 29 продаются через официальных дилеров, еще 25, в том числе Li Xiang, Zeekr, Huawei и BYD, официальных дилерских центров не имеют. В общей сложности на 1 июня этого года в России действовало уже 2143 дилерских центра.

Конкуренция — это, конечно, хорошо, но выживет сильнейший, считает эксперт: дилеров, которые продают небольшое количество автомобилей, рынок просто выдавит.

— Возможно, премиум-сегмент и останется, а средний просто не удержится. Или обанкротится. В результате потребитель останется без обслуживания и запчастей, — считает Алексей Подщеколдин.

Доля России — лишь треть

Отечественные автопромышленники в этом году планируют увеличить объемы производства на 15% год к году, до 500 тысяч штук. В целом это им по силам — за январь — июнь они собрали уже 274 тысячи машин. Однако, с учетом изобилия «китайцев», полмиллиона — это всего лишь треть на российском рынке.

Цены выросли почти на 15%

Средняя цена на новый автомобиль в РФ на 1 июня 2024 года составила 3,35 миллиона рублей, автомобиля с пробегом — 1,35 миллиона. По отношению к аналогичному периоду прошлого года ценник вырос на 14%, и на 46% по отношению к 2022 году. Тенденция обусловлена повышением утильсбора и ключевой ставки, а также инфляцией, отметил Подщеколдин. Однако заградительные меры, считает эксперт, могут побудить отечественного производителя наращивать объемы.

Данные ассоциации автодилеров несколько разнятся с Росстатом. По данным государственной статистической службы, новые импортные автомобили к концу мая 2024 года подорожали на 11,4%, до 2,4 миллиона рублей, отечественные — до 1,22 миллиона рублей, импортные с пробегом — до 1,7 миллиона рублей.

Накопить на машину за 3,5 года

Чтобы позволить себе купить машину по нынешним ценам при средней заработной плате в 80 тысяч рублей, автолюбителю придется потратить 41 зарплату, или отдать заработок за 3,5 года, из которого не потрачено ни копейки. Всего 10 лет назад при средней стоимости машины в 1 миллион и зарплате в 34 тысячи рублей потребовалось бы 30 зарплат, или заработок за 2,5 года, привел данные президент РОАД.

Больше трети на рынке автомобилей премиум-класса

Доля автомобилей экономкласса стоимостью менее 2 миллионов рублей составляет всего 32%, отметил Алексей Подщеколдин. Такая же доля у автомобилей среднего класса стоимостью от 2 до 3 миллионов рублей. Оставшуюся нишу в 36% занимают автомобили премиум-класса, которые стоят дороже 3 миллионов.

Еще каких-то два года назад, в 2021-м, доля эконом-сегмента была вдвое выше, 70%, тогда как средний и премиум-класс довольствовались куском пирога в 16% и 14% соответственно.

Сложности с расчетами — у 90% участников рынка

Самое печальное, что может произойти во взаимоотношениях между дилерами из Китая и России, а некоторые отечественные автопродавцы уже с этим столкнулись, — сложности расчетов за поставки.

— Два месяца моя компания бьется, пытается платежи провести, а деньги возвращаются, и банк, где они висели, процент конечно не заплатил. Попросили нашего китайского партнера открыть рублевый счет в китайском банке, но и в этом проблема — дальше рубли никуда не идут, не снимаются. Всё. Не проходят ни автомобили, ни запчасти. Спросили у крупных производителей, как у них дела. Мы, говорят, сходили на «самый верх», как-то чуть-чуть решилось. Нашим «друзьям» из Америки удалось добиться, что в Китае приостановили платежи, — поделился Алексей Подщеколдин.

С аналогичными проблемами, по его словам, сталкиваются 90% участников рынка. И в конечном итоге поставки застревают на таможне, поскольку документов, подтверждающих факт платежа, на руках у дилеров нет. Эта тенденция может обернуться крахом, считает президент РОАД:

— У нас реально рынок может завтра остановиться.

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY8
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
118
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях