Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Правительство выкатило планы повышения утильсбора. Как подорожают популярные китайские машины?

Правительство выкатило планы повышения утильсбора. Как подорожают популярные китайские машины?

34 108

На портале regulation.gov.ru 15 июля появился проект постановления правительства, согласно которому ставка утилизационного сбора на легковые автомобили в России может повыситься на 70–85% уже 1 октября. «Фонтанка» применила новые условия к популярным китайским моделям и оценила подорожание, к которому стоит готовиться автолюбителям.

Что такое утилизационный сбор и как его считают?

Утилизационный сбор — это обязательный разовый платёж, который вносят импортеры и производители или покупатели машин в бюджет государства. Формально — это плата за экологию, а именно за утилизацию автомобиля после завершения его эксплуатации. Но по факту это налог на импорт: отечественным производителям государство дает субсидии в размере утильсбора, а тем, кто привозит и продает машины иностранного производства, — нет. Одним из тех, кто призывал правительство к повышению ставок, был крупнейший отечественный производитель «АвтоВАЗ».

Утилизационный сбор складывается из ставки и коэффициента, который зависит от мощности двигателя и возраста машины (для новых он меньше, для подержанных — больше). Сейчас базовая ставка утильсбора составляет 20 000 рублей для легковых автомобилей и 150 000 рублей для других категорий транспорта и техники. В последний раз сбор на легковые машины индексировали с 1 августа 2023 года, на ряд категорий спецтехники — с 1 июля 2024 года.

Как изменятся ставки?

Если разработанные Минпромторгом изменения будут приняты, то с 1 октября ставка утильсбора для ввозимых новых автомобилей с двигателями от 1 до 2 литров вырастет с нынешних 300 600 рублей примерно до 556 000 рублей. В 2025 году ставка составит 667 000 рублей.

Для моделей с объемом двигателя от 2 до 3 литров в 2024 году ставка увеличится с 844 000 рублей до 1 563 000 рублей, в 2025-м — до 1 875 600 руб.

Для автомобилей с двигателями от 3 до 3,5 литра утильсбор увеличится с 970 000 рублей до 1 794 600 рублей, в 2025-м — до 2 153 400 руб.

Для машин с двигателем объемом свыше 3,5 литра ставка утильсбора возрастет в 2024 году с 1 250 0000 рублей до 2 284 750 рублей, а в 2025 году — до 2 742 300 рублей.

Электромобилей индексация в этом году не коснется. Для них утильсбор сохранится на уровне всего 32 600 рублей. Зато в 2025 году его размер резко подскочит до 667 400 рублей.

Поэтапное повышение будет происходить и дальше: индексация коэффициентов прописана до 2030 года.

Как вырастут цены

Можно ожидать, что повышение утилизационного сбора коснется в первую очередь китайских машин. По итогам первого полугодия 2024 года на них пришлось 57% от всего российского рынка новых авто (439 963 единицы), тогда как доля российских машин упала до 35% (274 121 единица), подсчитывали в Российской ассоциации автодилеров (РОАД). В премиальном сегменте доля «китайцев» и вовсе достигла 80%.

Самые популярные модели китайских авто (по данным рейтинга «Автостата» за июнь 2024 года) имеют двигатель объемом 1,5 литра. Соответственно, их стоимость может подняться на 255 600 рублей уже в конце этого года.

Если считать в процентах, то сильнее всего рискуют подскочить цены на самые бюджетные модели. Так, Haval Jolion, рекомендованная розничная цена которого без учета скидок и в минимальной комплектации составляет 1 999 000 рублей, с октября может прибавить 13% стоимости.

Chery Tiggo 7 Pro Max (рекомендованная розничная цена 2 720 000 рублей) с учетом повышенной ставки утильсбора может подорожать на 9,3%. Chery Tiggo 4 Pro (рекомендованная розничная цена 2 120 000 рублей) — на 12%. Changan CS55 Plus (2 629 900 рублей) — на 9,7%. Omoda C5 (2 679 900) — на 9,5%.

Стоимость Geely Monjaro, который имеет объем двигателя 2 л и рекомендованную розничную цену 4 244 990 рублей, может подняться уже на 718 000 рублей, или на 17%.

Премиальный внедорожник Hongqi HS7 с двигателем 3 л, который сейчас без учета скидок стоит у дилеров от 6 820 000 рублей, может добавить 824 600 рублей в результате индексации утильсбора — таким образом, цена вырастет на 12%.

А машины точно подорожают?

В пояснительной записке к проекту постановления Минпромторг отмечает, что индексация утилизационного сбора не окажет влияния на стоимость транспорта, производство которого локализовано в России и Беларуси, «благодаря оказываемым мерам государственной поддержки».

А по мнению замминистра промышленности и торговли Альбера Каримова, которого цитирует РБК, цены и на другие модели не обязательно будут расти на сумму утильсбора: его повышение «может быть компенсировано скидками, которые будут необходимы для реализации таких автомобилей».

Однако дилеры пока не готовы взять на себя повышение утильсбора с 300 тысяч до 556 тысяч рублей на самые распространенные автомобили, а уж дальнейшее его повышение — тем более, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. «Они просто включат повышение утиля в цену. И автомобили подорожают — как это уже было после прошлогоднего повышения утиля», — комментирует он.

По данным РОАД, цены на новые машины в России за последний год выросли на 14% и к июню 2024 года достигли в среднем 3,35 млн рублей. Тенденция обусловлена не только повышением утильсбора, но и ростом ключевой ставки, отмечал президент ассоциации Алексей Подщеколдин. По данным Росстата, новые импортные автомобили к концу мая 2024 года подорожали на 11,4 %, до 2,4 миллиона рублей.

Повышение утилизационного сбора может спровоцировать и рост цен на автомобили российского производства, ранее комментировал глава Союза автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов. Если конкуренцию со стороны китайских машин законодательно ограничат, у отечественного автопрома не будет стимула повышать эффективность, объяснял он. «АвтоВАЗ», который уже проводил индексацию весной, не исключает и осенней корректировки.

Повышение цен неизбежно отразится и на продажах машин. «От окончательного обвала рынок, скорее всего, спасёт рост спроса перед повышением цен, но общий тренд это не изменит», — говорит Вячеслав Жигалов.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY9
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
67
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях